Смотрели ли вы спектакль «Летучкина любовь» в постановке Владимира Богатырева (ТЮЗ им. Брянцева). Театральная работа создана в 2010 году по пьесе Роберта Орешника «Летучкина любовь, или 33 подзатыльника».
Действие происходит между небом и землей. Почти 12-летний мальчик с символичной фамилией Летучкин попадает в неизвестное место, где рыжеволосые ангелы скачут по мягким облакам и напевают песенку. Прекрасный и удивительный мир, наверное каждому такой являлся во снах. Но почему он здесь? Неслучайно. И кто все эти дети, что один за другим исчезают вместе с ангелами? Возможно те, чьи души запутались там, на земле и те, кому помогут найти спасение. И да, как выбраться из облачного лабиринта? Ангелы, обитающие в этом мире, не смогут дать ответ, лишь ты сам. Как и на многие другие вопросы.
А пока Летучкин путешествует и пытается понять законы мира из облаков. И первого встречного человека он узнает – это 8-летний Сережа по прозвищу Линза. Он третий день смотрит на свои похороны после того, как вскрыл свои вены, смотрит и сожалеет, что совершил, говоря «Я понял главное: не я был нужен жизни. А она была нужна мне. Такая как есть. Такая, как была…». Очень важный посыл. И вот бьет час. Сережу ангел забирает на суд.
Раскрываются облака. И рядом оказывается Бугор – совсем юный, но уже с огромным пузом мальчик. Стол ломится от явств, живот раздувается, щеки лопаются, но желание есть не заканчивается. Бугор счастлив. Это его последнее желание перед дорогой, откуда не вернуться.
А потом Летучкин встречает Олю – девочку в татуировках и пирсинге. Она тоже умерла, но от любви к своему бывшему, Сивому. Но любовь начинает диктовать иные правила и Летучкин медленно, но верно начинает влюбляться в Олю. И последним желанием становится увидеть ее – ту, что с голубыми глазами. И сбудется. Придет та Оля, чистая и светлая, в белом одеянии. Возможно, что и с пирсингом, и с татуировками. Но здесь все души оголились.
Не сон ли это был? Возможно. Летучкин летит – наверное, он нашел выход.
Финал остается открытым.
Впервые спектакль я увидела в 2015 году будучи 15-летним подростком. Я была поражена, мне не хватало слов. После на одном дыхании прочитала пьесу. И подумала : «Пожалуй, я бы поставила так же, картинка сошлась».
И вот сейчас могу ясно сказать. Спектакль спорный, но действительно интересный не только для подростков, но и для взрослых. Скорее для взрослых он и адресован, хотя стоит ограничение 12+. На мой взгляд затрагиваются очень тяжелые для детей 5-6 классов темы смерти и жизни после нее, недостатка внимания родителей и последствий таких отношений, тема первой любви. Поэтому своим друзьям помладше я бы рекомендовала смотреть спектакль от 14 лет. Именно с этого возраста начинаются конфликты с родителями, иногда подростки уходят из дома, начинают быть зависимым от мнения окружающих или нехороших вещей. И чтобы не произошло таких ситуаций, можно и пойти в театр на спектакль. Мне кажется, в постановке каждый сможет найти поддержку в добрых и нужных словах, которые ждет каждый человек.
А также важен один из главных посылов спектакля «Не я был нужен жизни, а она была нужна мне» - имей смелость, преодолей.
Запомнилась постановка и декорациями, созданными Мартом Китаевым. Воздушные мешки с синтепоном, парящая в небе качель и высокая гора, подземные ходы создают разноуровневость и ощущение полёта, а сцена в форме амфитеатра вовлекает в процесс. Получается откровенный диалог по душам, сон-притча, которая кажется реальностью.
В спектакле также звучат вставки из писем детей к Богу, которые читают ангелы. Они дополняют весь ужас того, что совершают дети при безнравственности родителей. Например, "Зачем ты использовал ребро при создании женщины - пишет ребенок, - если для этих целей используется другой орган?". И таких писем много. Возможно, что они настоящие, от чего становится еще страшнее. Но делает спектакль мощнее по посылу.
Но есть и моменты, которые на мой взгляд показались неуместными в спектакле для детей. Это употребление нецензурных слов, не матерных, но все же. Произнося их Летучкин и другие герои получают подзатыльник от некого наверху, видимо от Бога, в которого Летучкин верит. Включая такие слова в детские спектакли ничем не может быть оправдано. Хоть и наглядный пример "ругательство-наказание" понятен для юного зрителя, но не должен применен так, как сделано в этой постановке. Я бы хотела поставить спектакль по пьесе Орешника, но точно с ограничением 14+, когда возможно в полной мере анализировать все происходящее на сцене.
Работа неоднозначная, но глубокая, к ней надо быть готовым, тем более подросткам, чье мировосприятие заканчивает формироваться в этом возрасте и важно укрепить высокие нравственные и духовные идеалы.
Автор: Алина Шаблова