будущее случается раньше прошлого. Прошлое наступает потом. Именно эта мысль приходит в голову на протяжении просмотра самых первых серий "Перевала Дятлова". И пока первое впечатление не скрылось под завалами финала, пусть останется оно здесь в качестве дневниковых хаотичных заметок и бессистемных мыслей.
Мысль 1. Прошлое и настоящее чередуется в нечетных и четных сериях. Невольно вспоминается фраза героя Егора Бероева из фильма "Время для двоих": "В Китай-городе...китайцы по четным, корейцы по нечетным..." (здесь и далее цитаты приблизительные).
Мысль 2. Майор КГБ Костин - фигура вымышленная. Да и сам он на протяжении картины несколько раз повторяет, что его здесь нет. И быть не должно. Потому что он погиб если не в воронке, где полегли его боевые товарищи, то в петле. Из которой в прошлом его вытащил именно Золотарев (которого сыграл Егор Бероев) (Золотарев в будущем должен был идти с другой группой, но пошел именно с дятловской). Почему именно Золотарев? Потому что у него было кольцо с черепом. Вроде пропуска в чужой мир. Кольцо это ему бросил на песок военнопленный из дикой (жуткой, уму не постижимой, архижестокой) "Аненербе". Золотарев мог то кольцо не брать, оставить на песке у реки. Но он взял и, как видим, носил на безымянном пальце правой руки целых 14 лет. К слову сказать, обручен со смертью был не только он, но и Костин.
Мысль 3. Параллель между связкой военнопленных, служивших в "Аненербе", которую конвоировал Золотарев, и группой Дятлова, которые тоже шли "в связке". Фашисты вступили на чужую землю. Но и дятловцы тоже вступили на чужую землю. В мир чужих богов. Именно поэтому и первые, и вторые потерпели поражение. Разве не ирония судьбы, что фамилия одного из дятловцев была французской - Тибо-Бриньоль? Это заодно и отсыл (сделанные самой судьбой, ведь так на самом деле звали одного из дятловской группы) к краху наполеоновской армии, обмороженной и замерзшей на земле чужих богов. Не стоит тешить себя мыслью, что в войнах побеждают люди. Нет! В войнах побеждают боги земли. В любом случае. Хотя бы потому, что умершие падают на землю.
Мысль 4. По маршруту через тот безымянный перевал проходили и другие группы. Почему погибли именно дятловцы? (еще раз оговорюсь, что мысли мои - о сериале, а никоим образом не о реальных событиях). Потому что с дятловцами был Золотарев. А у него было кольцо "Аненербе". Почему тот военнопленный расстрелял своих? Чтобы они в плену не рассказали всё, о чем им было известно. Почему он передал кольцо Золотареву (к слову сказать, кольцо странного белого цвета с черными насечками, которое ослепительно засияло именно в горных снегах)? Потому что было необходимо, чтобы вся накопленная в нем сила зла и дальше продолжала захватывать чужие земли и вторгаться в мир чужих богов. Почему Золотарев то брошенное в песок кольцо взял? Потому что был уверен, что кольцо подарено от всей души.
Мысль 5. Тема ручья. Люда прощается с остающимся Юдиным перед ручьем. Юдин остается по ту сторону, Люда переходит на другой берег. Золотарев спрашивает у местного старика, где можно взять дров. Тот отвечает, что за ручьем. Золотарев многозначительно произносит: "ааа, понятно". И по интонации зрителю ясно, что в этой реплике кроется знание, не где взять дрова, а понимание, почему именно за ручьем. Люда в своем мысленном монологе перечисляет нововыученные местные слова. "Ручей - я. Я - ручей!!!" Кстати, именно по этой причине именно к Люде обращается малыш-хант Унху, предупреждая об опасности. А еще потому, что Люда в тот момент находится на "пограничной" территории, на задворках их лагеря, штопает палатку.
Мысль 6. Тема границ и пограничных состояний. Мистический контакт возможен только в приграничных мерклых зонах. Вспомним хотя бы замок "Аненербе", авторский взгляд на зрителя из-под земли, с той стороны картотеки, из прорехи палатки и т. д. Опять же, переход от серии к серии происходит при пограничных состояниях героев. Повторившееся действие, вызвавшее дежавю, припадок, ступор, сон, пробуждение, засыпание. Снегом в том числе. Снег белый.
Мысль 7. В чем смысл ношения траурной одежды? (кстати, существовал даже определенный срок, на протяжении которого полагалось носить черное после ухода того или иного близкого). Ношением траура человек как бы подает знак потусторонним силам, что здесь их представитель (-ница) уже побывал, и пока что делать им здесь нечего (невольно всплывает сцена из "Московской саги", когда Мэри Градова после долгого траура по погибшему сыну наконец-то облачается во всё белое. И сразу же умирает ее муж). В "Перевале Дятлова" Костин в белоснежной рубашке уже на вражеской территории получает почтовый треугольник от соседки, сообщающей в письме о гибели его жены и сына. Дуэлянты облачались в белую рубаху. Подвенечные платья тоже белоснежные. Получается, белое - это вызов потусторонним силам. Приманка для крови.
Мысль 8. Тема чревовещания. Фамилия судмедэксперта - Шуманова. Жену погибшего боевого товарища Костина сыграла Мария Луговая, вместе с которой пришла в картину из "Белой гвардии", где она сыграла сестру Най-Турса, поразительная манера чревовещания (именно в этой манере они совпали с Николкой Турбиным). Говорить, почти не шевеля губами. В зимнем лыжном походе только так и говорят. Чтобы не обжечь холодом горло. Потому что губы спёкшиеся. Майор Костин переходит на чревовещательную манеру разговора, когда рассказывает сыну Шумановой о том моменте, когда они перешли на вражескую территорию. Он привозит и дарит ему "Вальтер" его отца. Костину всё известно, разве вы не знаете "в какой конторе он служит"...
Мысль 9. Как понять, ты свой или пришлый? Живешь на своей или на чужой земле? Каждый из нас на 80 процентов состоит из воды. Химический состав воды в каждой местности имеет свои особенности. "Ручей" на языке манси, как утверждает Люда Дубинина, "Я". А снег - это та же вода. В войнах побеждают не люди, а боги земли.