Приветствую вас, мои дорогие читатели.
Американский режиссер Гас Ван Сент успешно снимает как независимое авторское кино, так и блокбастеры для массовой аудитории. Наверное, самый известный его фильм - получивший «Оскара» за лучший сценарий «Умница Уилл Хантинг» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Сегодня я остановлюсь на более камерных его работах.
"Мой личный штат Айдахо" (1991)
Фильм «Мой личный штат Айдахо» Ван Сент снял, будучи еще начинающим режиссером, но уже известным по двум предыдущим работам. По стилистике близок к артхаусному кино.
Главные герои фильма - Майкл (Ривер Феникс), странный парень, больной нарколепсией, и его друг Скотт (Киану Ривз), мажор, сын богатых родителей, вращающийся в нетипичной для таких людей маргинальной среде. Актер Ривер Феникс, старший брат небезызвестного Хоакина Феникса, трагически погиб в 23 года на взлете карьеры. Во многом это тоже повлияло на то, что фильм стал культовым. За роль в фильме Ривер Феникс получил награду Венецианского фестиваля «Кубок Вольпи».
Майкл и Скотт - «мальчики по вызову». Майкл занимается этим вынужденно, чтобы просто заработать какие-то деньги на жизнь, с его нарколепсией тяжело найти вообще какую-либо работу. У Скотта это своего рода протест, он не хочет жить на деньги богатого папы, ему хочется тусоваться с «отбросами» общества, ворами, наркоманами, бездомными. Майкл и Скотт во всей этой большой и разноматерной компании ближе всех друг к другу, настоящие друзья. И когда с Майклом случается приступ, Скотт не бросит, постоянно возится с ним и, если нужно, даже таскает на себе.
Когда Майкл решает найти свою мать, Скотт оправляется вместе с ним на поиски: Айдахо, Орегон, Италия.
Во время их путешествия Майкл понимает, что Скотт для него не просто друг, а нечто большее, он тот, к кому хочется прижаться и чувствовать тепло, спокойствие, счастье. Одно мешает – Скотт натурал.
Центральной фабулой фильма, является тотальное одиночество Майкла. Бросившие родители, его нестандартность и предательство близкого друга. Сможет ли он справиться с этим?
"Последние дни" (2005)
Фильм «Последние дни» так же не относится к массовому кинематографу. Некоторые кинокритики считают фильм одной из частей кинотрилогии (куда входят еще фильмы «Слон», «Джерри»), объединенные темой крайней изоляции главного героя от социума, хотя, пожалуй, все фильмы режиссера о нестандартности, одиночестве, смысле и хрупкости жизни.
В титрах к фильму сказано: «Хотя фильм отчасти вдохновлен последними днями Курта Кобейна, действие и герои вымышлены». Конечно, точно знать, что чувствовал и что делал в свои последние дни жизни Курт Кобейн невозможно, но многие известные факты о последних днях его реальной жизни вошли в фильм. Кроме того, главный герой фильма по имени Блейк имеет просто фотографическое сходство с Кобейном, так же является музыкантом, и так же страдает от пагубной зависимости.
Фильм, конечно, очень атмосферный, с отличной звукооператорской работой, но смотреть его тяжело, и неподготовленный зритель навряд ли досмотрит фильм до конца. Нет сюжета, есть некие действия, есть музыка, есть странный главный герой, бесцельно бродящий по окрестностям, бормочущий обрывки фраз себе под нос, уловить смысл которых иногда очень затруднительно, внезапно впадающий в сон и так же быстро из него выходящий.
Физическая боль, ажитация, депрессия, дневная сонливость из-за отсутствия полноценного ночного сна. Главный герой сторонится людей, предпочитает уединение, разговаривает сам с собой и глубоко погружен в себя, слабо замечая окружающий мир и лишь изредка вылезающий из этого кокона.
Но главное в фильме для меня не это. Даже когда химия разрушила почти весь мозг Музыканта, в минуты просветления он брал в руки инструмент и пытался писать песни, потому что это было для Блейка смыслом существования.
Если вам понравилась публикация, ставьте лайк, мне будет приятно!
Чтобы не пропустить новые интересные материалы, не забудьте подписаться на канал.