Найти тему
Проект +1

«Нельзя заниматься климатом, не имея технологий»

Замгендиректор Schneider Electric в России и СНГ Армен Бадалов — о том, зачем бизнесу решения по устойчивому развитию

Перед Россией, как и перед другими странами мира, стоит задача по формированию климатической повестки и сокращению выбросов парниковых газов. Без значительных инвестиций в повышение энергоэффективности городов и предприятий ее не решить. Один из ведущих игроков на этом рынке — компания Schneider Electric. В интервью Plus-one.ru замгендиректора по стратегии, инновациям и региональному развитию Schneider Electric в России и СНГ Армен Бадалов рассказал о том, как «умные» технологии помогают не только заботиться об экологии, но и экономить ресурсы компаний.

-2

— Тема изменения климата и неизбежного энергоперехода сейчас одна из самых животрепещущих. Что для ускорения этого процесса может и должен сделать бизнес, а что — человек?

— Сегодня проблемы изменения климата, выбросов CO2, устойчивого экологического развития стали частью социальной жизни и многих бизнес-направлений. Люди реально начали задумываться: от политических заявлений и продвижений своих интересов перешли к конкретным проблемам, оценкам того, что происходит, что происходит не так, что можно сделать по-другому. В целом начался процесс нормальной оценки и изучения экологических рисков, вопросов устойчивого развития и климата. Как говорит СЕО компании Schneider Electric Жан-Паскаль Трикуар, мы — первое поколение, которое задумывается об изменении климата, и последнее, которое может что-то предпринять. Пока у нас есть еще силы и возможности это сделать. Именно поэтому климатический вопрос стал более прагматичным, конкретным и бизнес-ориентированным. Нельзя заниматься климатом, экологией, сокращением выбросов СО2, не имея технологий. Сегодня мы видим правильную трансформацию климатической повестки в очень конкретные шаги, связанные с технологическим развитием, цифровизацией, с использованием самых современных технологий, переходом к четко поставленным задачам. Компании от заявлений о сокращении выбросов переходят к планам действий, дорожным картам, стратегическим инвестициям.

— Недавно президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Какую роль в снижении выбросов играет Schneider Electric?

— Естественно, каждая страна ставит определенные цели по сокращению выбросов. В рамках этого те компании, которые занимаются производством энергии и энергопотреблением, должны ставить себе соответствующие цели. Это может быть частью соглашений ООН, Парижского соглашения, либо самостоятельной инициативой компании. Schneider Electric — активный участник климатического рынка. Мы выступали одним из главных сторонников Парижского соглашения. Наша компания на глобальном уровне взяла серьезную ответственность за сокращение выбросов парниковых газов. Schneider Electric стремится к декарбонизации своей деятельности, поставив перед собой цель, чтобы чтобы показатель по сокращению выбросов СО2 достиг 80% к концу 2020 года. К 2050 году компания обязалась стать углеродно-нейтральной, включая всю цепочку поставок.

На наше собственное производство и процессы в целом по миру приходится примерно 400 тыс. тонн выбросов СО2 в год. Чтобы повысить эффективность потребления ресурсов и ускорить декарбонизацию процессов, Schneider Electric стала «тройным участником» инициатив RE100, EP100 и EV100 компании Climate Group. Это значит, что за десять лет компания повысит энергоэффективность вдвое, доля возобновляемых источников энергии достигнет 100% (сегодня эта цифра — 80%), а большинство корпоративных транспортных средств Schneider Electric станут электрическими.

Это очень агрессивные и амбициозные цели, и нас никто не заставляет это делать, но мы с нашей стороны серьезно нацелены на то, чтобы их выполнить.

— У вас есть оценка, насколько благодаря вашим технологиям ваши клиенты смогли уже снизить объем выбросов СО2?

— Все зависит от изначальных целей заказчика. Некоторые предприятия обращаются с задачей разработать стратегию по снижению углеродного следа на 25%, некоторые — на 90%. Мы можем утверждать, что на протяжении 2018-2020 годов нашим клиентам по всему миру удалось избежать суммарного выброса CO2 в объеме 120 млн тонн.

При этом данные услуги пользуются спросом и в России. Если говорить о сокращении выбросов СО2 и снижении потребления энергоресурсов, то мы в первую очередь представляем консалтинговые услуги, что включает в себя: инвестиционное энергообследование, оптимизацию закупок электроэнергии и газа, а также разработку проектов собственной генерации электроэнергии и тепла. Также мы предоставляем технологические решения по энергоэффективности, как, например, модернизация энергетической инфраструктуры предприятия, установка частотно-регулируемых приводов и замена двигателей, оптимизация работы систем холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования.

— Могли бы вы привести примеры реализованных проектов в России в этой сфере? Насколько они эффективны и можете ли вы поделиться конкретными результатами их внедрения?

— Да, в России у нас уже накоплено достаточное количество успешно реализованных в этом направлении проектов. К примеру, на одном из крупных пищевых предприятий на юге России (розлив безалкогольных напитков) был проведен энергоаудит, в результате которого было принято наиболее энергоэффективное решение по строительству энергоцентра на базе ГПУ мощностью 2,7 МВт с паровой утилизацией. Это позволило сократить потребление энергии и снизить выбросы CO2, а также сократить стоимость потребляемой электроэнергии в 2,5 раза. При этом срок окупаемости проекта всего 1,8 лет.

Еще одним ярким примером может выступать наш проект по внедрению системы учета энергопотребления и оптимизации условий закупок энергоресурсов в России для крупного международного ретейлера. В результате комплексной работы и анализа структуры закупок и потребления энергоресурсов заказчика были реализованы меры, направленные на снижение энергопотребления и энергозатрат на 30%.

Еще один пример — крупная отечественная золотодобывающая компания. За счет совместной работы с заказчиком экспертам Schneider Electric удалось интегрировать большое количество распределенных добычных карьеров в единую систему учета энергоресурсов. Все это позволило комплексно повысить энергоэффективность и, соответственно, увеличить прибыль от производства. В результате заказчик получил возможность сокращения энергопотребления и достижения 30% экономии затрат на энергоресурсы в год. Также в рамках проведенных аудитов было выявлено более 60 млн руб. необоснованных затрат на электроэнергию.

— На каких технологиях в первую очередь основаны ваши решения по экологии и устойчивому развитию? Что их делает уникальными для российского рынка?

— Развитие в последние годы цифровизации и информационных систем позволило на их базе создать эффективные продукты и сервисы для решения многих задач по устойчивому развитию и экологии. Schneider Electric — международный эксперт в сфере промышленного программного обеспечения и интернета вещей и, соответственно, обладает уникальными цифровыми решениями для самых разных задач и для различных сегментов рынка.

Такими решениями являются локальные и облачные системы мониторинга энергоресурсов, анализа технологических процессов и контроля различных критических параметров работы объекта, будь то промышленное предприятие, здание или центр обработки данных. К таким технологиям относятся и системы управления производственными операциями, которые позволяют повышать итоговую эффективность оборудования и оптимизировать потребление производственных ресурсов.

Наконец, в последние годы набирают популярность у заказчиков продвинутые цифровые системы, направленные как на проектирование новых объектов (здания, производства), так и на обеспечение их эффективной эксплуатации. К примеру, сейчас активно развиваются технологии предиктивной аналитики активов и ремонтов, направленных в том числе и на предупреждение простоев и отказов оборудования. Тем самым достигается снижение вредного воздействия на окружающую среду, которое часто происходит из-за производственных аварий.

— У вас есть решения и продукты не только для промышленных потребителей, но и для «умных» городов. Что это за решения? В каких российских городах они уже используются? Можно ли их увидеть?

— Объективно говоря, именно на города приходится основная экологическая нагрузка, поэтому на городской инфраструктуре в первую очередь и необходимо сосредотачивать внимание при разработке экологических программ. Подсчитано, что на города в мире приходится 70-75% всех выбросов СО2 и всего мирового потребления энергоресурсов. Также за последние 10 лет в городах почти в три раза увеличился объем твердых бытовых отходов.

У разных организаций и компаний могут быть различные определения «умного» города, но главным остается то, что «умный» город — это в первую очередь устойчивость и безопасность всех систем и готовность к росту объема потребляемой энергии и к изменению структуры потребления. В рамках «умных» городов традиционные сферы городского хозяйства получают свое качественное развитие за счет использования цифровизации, аналитики больших данных, удаленного мониторинга и машинного обучения для принятия правильных решений. Это могут быть решения по энергоэффективности, например, внедрение микросетей в отдельных районах, автоматизация различных сфер жизни города (электрических и тепловых сетей и систем водоснабжения); управление зданиями с помощью цифровых платформ, а также цифровизация критически важных систем функционирования города, например, городского транспорта.

По нашему опыту в России и в мире внедрение «умных» технологий в городское хозяйство способно принести до 30% экономии на энергоресурсах, включая сокращение энергии на городское освещение. Также реальна экономия до 20% в потерях воды и до 15% сокращения издержек на эксплуатацию зданий.

— Бизнес Schneider Electric построен на том, чтобы достичь к 2030 году двух ЦУР ООН — № 7 «Недорогостоящая и чистая энергия» и № 13 «Борьба с изменением климата». Вы верите, что человечество успеет перестроиться и совершить энергопереход, пока не стало слишком поздно?

— Мы сами являемся экологичной компанией и хотим, чтобы все вокруг нас были экологичными: поставщики, партнеры, заказчики. Поставленные задачи — это наша миссия, мы их пропагандируем и продвигаем на практике. Я считаю, что у нас у всех есть шанс достичь этих амбициозных целей: по улучшению климата, сокращению выбросов. Но для этого нужны люди и технологии. Они являются тем инструментом, за счет которого эти задачи можно решить. Если бы мы пытались достичь аналогичных показателей 20 лет назад, то у нас вряд ли бы это получилось. Просто потому, что технологии были не до конца развиты. Сегодня с ростом цифровизации, интернета вещей, облачных технологий, машинного обучения, искусственного интеллекта у нас появился огромный потенциал для создания, развития и внедрения экологичных решений.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы!

Автор: Дарья Вайнцеттель

Фото: Проект +1

Читайте больше материалов по теме на Форбсе +1