Бедность или богатство конкретного человека зависят от множества социальных факторов и личных особенностей. Причем строго индивидуальных. Успех – это всегда сочетание характера, способностей, жизненных обстоятельств, социального устройства, политической ситуации и… обыкновенного везения. Кстати, определяющая роль «счастливого случая» вполне подтверждается недавними психологическими исследованиями. Поговорим о психологии бедности.
ДЕЛА ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Касательно социально-политической составляющей в современном мире по большому счету существует два противоположных подхода к пониманию причин бедности: условно говоря, «либеральный» и «социалистический».
В первом случае индивидуальную ответственность за бедственное существование масс возлагают на самих людей. А во втором – на государственное устройство.
Как показывает исторический опыт, у этих подходов в вопросах бедности есть большие проблемы с «гуманностью».
Разница только в том, что либералы во имя собственного благополучия спокойно относятся к голодным смертям в «развивающихся странах». Они успокаивают совесть всевозможными образовательными программами для бедных, в которых объясняется, как можно «полноценно» питаться всей семьей на один доллар в день.
А получившие власть социалисты устраивают полуголодное существование собственным согражданам, пеняя на то, что подлинная человеческая натура оказалась намного хуже умозрительных «высоких идеалов». Но положение многих людей такие «подходы» практически не меняют, вернее усугубляют.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Всему этому можно было бы и не уделять такого пристального внимания, если бы господствующее мировоззрение напрямую не влияло на то, как люди оценивают и объясняют собственное или чужое бедственное положение.
Диапазон отношения к бедности колеблется от жалости и сочувствия до презрения и обвинения, мол «сами виноваты».
Каждое общество «заказывает» подходящий набор психологических характеристик своих граждан различным «институтам социализации». Причем на различных исторических этапах возникает спрос на разные личностные качества.
Логика тут простая – чем выше уровень неопределенности, тем более востребованными оказываются верткие, быстро соображающие, не обремененные принципами и фундаментальными знаниями, но способные напустить успокоительного тумана персонажи. Как только ситуация стабилизируется – возникает потребность в профессионалах своего дела.
ПРОДАВЦЫ «УСПЕШНОСТИ»
Долгое время для конкретного человека все сводилось к известной формуле: «стань таким, каким от тебя требует общество, и все у тебя будет в порядке». Проблемы начались несколько десятилетий назад, когда стало непонятно, как выжить в современных условиях.
В результате сегодня по старинке рекламируют «верность любимому делу». А по факту в выигрыше оказывается тот, чье «любимое дело» в силу везения или случайности совпадает с очередным быстро меняющимся мировым трендом.
Остальным остается довольствоваться тренингами личностного роста, где их убеждают в том, что надо быть гибче, подвижнее и лучше переносить неопределенность.
На этой волне всевозможные персонажи, торгующие «историями успеха», легко организовали и продвинули свой бизнес.
Профессиональные «мотиваторы», за редким исключением, кормят публику набором прочувствованных банальностей из университетских учебников менеджмента и психологии, густо приправляя их дорогим прикидом и личной харизмой.
Кроме того, сам принцип обучения на «историях успеха» не учитывает старого доброго когнитивного искажения под названием «ошибка выжившего». Какой толк бесконечно слушать «истории успеха», если неизвестны истории тех, кто делал ровно то же самое, но при этом у них ничего не получилось. Почему?
ЧТО МЕШАЕТ «ПЛОХОМУ ТАНЦОРУ»?
Ответ простой. По большому счету неудачники – жертвы своего «удивительного» характера.
Любой консультирующий психолог знает множество историй, когда характер человека не позволил добиться успеха даже тогда, когда он получал от судьбы все возможные и невозможные толчки, пинки, подарки и «шансы».
Все просто.
- Один «слишком себя любил».
- Другой «не готов был пожертвовать своим комфортом».
- Третьего вполне устраивало стабильное существование, и он решил, что будет трудиться «для будущих поколений» или «во славу науки».
- Четвертый вроде и согласен принять «подарок судьбы», но только на своих условиях.
- Пятый был просто труслив и беспомощен, несмотря на наличие таланта.
- Шестого подвело слишком большое внимание к личной жизни…
Что же им помешало?
ПСИХОЛОГИЯ БЕДНОСТИ
Подняться выше не пустила бедность, именно она «держит» человека психологически. Недаром про преодолевших этот барьер счастливцев говорят «вырвался из нищеты». Ведь у человека, привыкшего к бедности, формируется своеобразная жизненная философия.
Для людей с небольшим достатком характерно отсутствие жизненной перспективы и, соответственно, долгосрочного планирования. Они в буквальном смысле слова живут «здесь и сейчас», совершенно не ориентируясь на будущее. Такая позиция совершенно справедливо расценивается как свидетельство пребывания в хроническом стрессе и/или психологической травме.
Интересы таких людей не распространяются дальше ежедневных бытовых проблем. Отсутствуют планы, мечты. Все мысли исключительно о выживании.
Многие отмечают, что для бедных характерна особая смекалка и изворотливость, но все это касается исключительно ежедневных проблем. Чаще всего одни креатив проявляют в вопросах готовки и гардероба, пытаясь «сварить суп из топора», другие, наоборот, обнаруживают склонность к особого рода расточительству из серии «один раз живем!». После чего следуют недели мучительных поисков пропитания.
Проблемы выживания имеют свойство занимать сознание «без остатка», лишая возможности хоть как-то отрефлексировать свое положение. Соответственно, человека не смущает отсутствие долговременных вложений, работы на перспективу, какого-либо продвижения. Просто нет этих мыслей в голове.
ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ
Постепенно человек привыкает к такому положению вещей. И в результате попадает в тупик «выученной беспомощности»: зачем пытаться что-то менять, если заранее известно, что все равно изменить ничего не удастся?
На этом печальном фоне у бедных людей возникает особый тип свободы – свобода от всего. А какие могут быть обязательства, если ты живешь одним днем?
Кроме того, свобода может давать ощущение определенного «псевдоблагополучия», которое на практике часто выглядит как своего рода оцепенение. Недаром в советские времена был создан целый культ «бедного, но гордого» существования. Особенно развит он был в среде творческой интеллигенции, которая подводила под это целую жизненную философию. Рухнула эта концепция под напором ставшего знаменитым в «лихие девяностые» вопроса: «Что ж ты такой бедный, если такой умный?»
Бедность из способа жизни превратилась в образ мышления, что наглядно видно на примере наших быстро разбогатевших сограждан.
Наличие даже очень больших денег никак не компенсирует отсутствие «врожденного» опыта богатства, что подтверждается дорогостоящей безвкусицей «крутых» особняков, которыми заполнены предместья большинства постсоветских столиц.
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ ИЛИ ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ?
У нас даже в фольклоре разбогатеть можно только каким-то чудесным образом, типа «по щучьему велению». А реалистичных и, главное, легальных способов приобрести капитал не так уж и много.
Уровень материального достатка давным-давно уже напрямую зависит от страны проживания.
И даже пресловутая «американская мечта» существует у нас только в буквальном понимании – уехать в Америку и как по волшебству значительно поправить свое материальное положение. Мечтать, как говорится, не вредно.
Избавиться от психологии бедности не так просто, но возможно. Помочь в этом может не только осмысление собственной жизни, но и взгляд в будущее. Не бойтесь формулировать цели и достигать желаемого.