Найти в Дзене
Мурманский вестник

Судьба народа

Оглавление

Исследование о финнах на Мурмане вошло в топ-50 лучших книг региональных издательств

Кабыш Зоя

Фото автора и из архива Е. Бусыревой
Фото автора и из архива Е. Бусыревой

Ассоциация книгоиздателей России опубликовала список победителей конкурса «Лучшие книги года» по итогам 2019-го. Среди пятидесяти лучших книг региональных издательств оказалась монография кандидата исторических наук, научного сотрудника Центра гуманитарных проблем Баренц-региона ФИЦ КНЦ РАН Елены Бусыревой «Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура».

Глубокое погружение

Книга вышла в издательстве КНЦ РАН в конце 2019 года и была представлена на одной из встреч городского лектория «Край, в котором я живу». Презентация вызвала живой интерес у жителей Апатитов.

Главным источником при подготовке книги послужил материал, собранный в ходе полевых исследований в городах и поселках нашей области в 2009-2018 годах.

- Беседы с финнами и потомками их семей строились по методике «глубокого погружения», принятой в этнографии, - уточняет исследователь. - Эта методика позволяет при незначительном количестве информантов получить достаточно объективную и качественную картину. В результате продолжительной беседы об истории семьи, репрессиях, сохранении отдельных элементов этнической культуры выявляются интересующие исследователя аспекты.

В целом монография посвящена истории и динамике миграции финнов на Кольский Север, их семейным архивам и реликвиям, самоидентификации, сохранению и утрате языка, а также материальной культуре как этническому маркеру. В предисловии автор подчеркивает, что финны в истории Заполярья занимают заметное место - они были вовлечены в процессы освоения территории, способствовали ее культурному развитию.

Старожилы

Как пишет автор монографии, финнов можно с полным правом отнести и к старожилам Кольского полуострова, и к переселенцам. Активная колонизация Кольского Севера под патронажем царского правительства относится к 1860-м годам. Тогда, спасаясь от голода на родине, выходцы из Северной Финляндии селились по Западному побережью Баренцева моря, вдоль реки Туломы, то есть в приграничной материковой части Кольского уезда. А в районе Йона-Бабинского погоста финские переселенцы появились чуть ранее - в 1840-х годах. Их становища очень отличались от обустройства других переселенцев, констатирует исследователь.

В книге читаем: согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи, общая численность финнов на Кольском полуострове в 1897 году достигла 1276 человек. На Западном Мурмане финны составляли самую большую группу иностранцев. К 1899 году их насчитывалось уже 42 процента от общего населения Мурмана. В основном финские колонисты проживали в Александровском уезде. Так что на рубеже веков царское правительство, опасаясь ослабления русского влияния на Мурмане, начало препятствовать переселению туда выходцев из Финляндии и Норвегии…

А в 1916 году численность финнов снова возросла, это было связано со строительством Мурманской железной дороги, где в 1917 году трудилось 2 тысячи детей Страны Суоми. Работники уж больно хорошие были!

И затем, несмотря даже на революцию, новые договоры о госграницах с Финляндией, на то, что по ним к ней отошли Пазрецкий и Печенгский районы, все равно финнов на Мурмане осталось много - это было вызвано начавшимися на их родине революцией и гражданской войной, бегством от нее.

-2

Елена Бусырева выделяет и еще три группы финнов. Так, в 1930-е финское население на Кольском полуострове значительно увеличилось за счет насильно переселенных раскулаченных ингерманландцев. Вместе с выходцами из Северной Финляндии (бывшими колонистами) они составили большинство финнов Мурманской области в предвоенный период. С миграционными потоками добровольных и вынужденных переселений к ним добавились выходцы из южных районов Финляндии и потомки американских финнов.

Начиная с 1940 года финское население Мурманской области резко сократилось в связи с депортацией по национальному признаку. Отношения Финляндии и СССР к тому времени уже накалились, с 1936 года слово «финн» в СССР стало равносильно понятию «враг народа».

И дальше наблюдается постепенное уменьшение численности в связи с ассимиляцией и по другим причинам (например, национальность по паспорту), а в постсоветское время началось и возвращение финнов на историческую родину.

Общие корни

Семьи, с которыми работала Елена Бусырева, не только знают о своих корнях, но и интересуются историей рода. Далеко не все знают финский язык, мало кто исповедует лютеранство, главным признаком единства, по мнению исследователя, является историческая судьба - они причисляют себя к «репрессированному народу». Именно репрессиям отводится ключевая роль в истории семьи, эта тема стала лейтмотивом всех интервью с исследователем.

«Поколение детей репрессированных красных финнов оказывается здесь в особой психологической ситуации, - отмечает исследователь. - Кто-то однозначно считает себя вправе обвинять власть в убийстве отцов, для других это означало бы предать память родителей, которые верно служили коммунистической идее. Безусловно, и те и другие заслуживают понимания».

«Изучение истории финских семей Мурманской области, жизненных траекторий и семейных воспоминаний тех, кто относит себя к их потомкам, не только еще раз показало драматизм семейных судеб в российской истории XX века и немалый потенциал семьи в отношении к изменяющимся условиям, но и возможности поддержания этнической культуры...» - пишет автор в заключении. И подчеркивает, что эта книга не итог, но продолжение исследований финских семей и их потомков, которые волей судьбы оказались связаны с Кольским Севером.

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.01.2021