Как бизнес-консультанта много лет проработавшего в коммерческих структурах меня всегда интересовал вопрос о том, почему у некоторых предпринимателей ещё вчера стоящих у вершин бизнес-олимпа, спустя определенное время, дела начинали идти всё хуже и хуже, а в дальнейшем их деятельность и вовсе сворачивалась.
Вот некоторые, но далеко не все причины на которые, по мнению автора, стоит обратить внимание бизнесменам, которым дорог их бизнес. Автор умышленно не включил в перечень причин форс-мажорные обстоятельства. Конечно же, речь идет не о наводнениях и землетрясениях, но помимо них, имеет место и обыкновенное мошенничество, о котором забывать никогда не стоит.
1 причина. Инвестиционная политика предприятия
Неоднократно наблюдал следующую ситуацию: предприятие активно и успешно работающее на рынке, сумело достаточно заработать (в основном на ликвидной продукции (ГСМ, алкоголь, табак и т.д.)), чтобы задаться вопросом, а по какому пути идти дальше? Как развивать-расширять уже имеющийся бизнес? Развивать старый или создать новый? И так как специалистов по данному вопросу у нас гораздо меньше, чем скажем… психологов, юристов или кандидатов философских наук, то собственники бизнесов доверялись своей интуиции, которая, как им казалось, подводила их крайне редко.
Чаще всего денежные средства инвестировались без особой «интеллектуальной проработки» в активы, отдача от которых не только не оправдывала ожиданий, но которые, как черная дыра начинали всасывать все больше и больше материальных ресурсов. В конечном итоге получалась ситуация, когда инвестиций потрачено в 1,5-3 раза больше чем предполагалось ранее, а отдача значительно меньше, на которую первоначально рассчитывали, если вообще была.
В результате данных забав, активы теряли свою инвестиционную привлекательность и становились неликвидными, т.е. НЕПРОДАВАЕМЫМИ. Это в лучшем случае. В худшем, собственник бизнеса, если вкладывал кредитные средства, начинал лихорадочно искать возможные варианты разрешения данной ситуации, но находил не всегда.
2 причина. Снижение уровня доходности предприятия
Причин «снижения доходности» не так много: это или снижение маржинальной рентабельности или рост издержек. Иногда и то и другое одновременно. Основные причины: способствующие данному негативу – это усиление конкуренции, приход на рынок транснациональных компаний, изменение макроэкономической ситуации в стране/регионе и т.д. Данные изменения, как правило, влекут за собой снижение потребительского спроса и уменьшения доходности бизнеса. То есть если вы ранее закупали товар по 1 руб. и продавали его по 1,2 руб., то в «изменившейся» ситуации дороже, чем за 1,13 руб. у Вас этот товар никто и не купит.
При этом у предпринимателя уменьшается выручка от реализации и валовая прибыль при тех же издержках, которые к месту будет сказано, имеют тенденцию к росту (энергетика, аренда, коммуналка, заработная плата и т.д.).
3 причина. Кадровая политика
Кадры решают всё? Кадры решают если не все, то очень и очень многое. Думаю у многих на слуху случаи, когда от 2 до 5 человек оптом увольнялись с «насиженного места» оставляя в полном недоумении собственника бизнеса и организовывали свой, имея при этом наработанную клиентскую базу, которую уводили с собой. Конечно, такие случаи единичны, но достаточно показательны и если на предприятии имеет место «текучка», то это, разумеется, не говорит о том, что «бизнес в опасности», но вопросы всё равно возникают. Правда… слышал я про одного руководителя, который заявлял, что «человеческого фактора» не существует. Ну, что тут скажешь? У каждого свое видение ситуации.
4 причина. Утрата доверия со стороны партнеров
Утрата доверия со стороны партнеров - это беда. Представьте ситуацию, когда Ваш многолетний партнер перестает отпускать Вам товар на реализацию, когда банк отказывает Вам в кредите после того, как Вы с большим трудом погасили предыдущий. Товарные запасы тают на глазах, закупить очередную партию товара уже не на что, а кредиторы выстраиваются в очередь.
Конечно, такая ситуация не возникает без причины. Ни для кого не секрет тот факт, что большое количество торговых предприятий, просто живет «в кредит» и это, особо никого не смущает, а некоторые, отдельно взятые предприниматели, считают, что так должно и быть.
Считают, пока не начинаются проблемы с оплатой по ранее поставленным товарам. Вернее их неоплатой и задержкой погашения очередного кредитного платежа. При этом банковские служащие начинают нервничать и причитать: «ай-ай-ай, мы Вам так верили, а Вы….». Да, что там… всякое бывает в этом мире. В конечном итоге предприятие остается без партнеров, товара, денег и особых перспектив числиться в госреестре существующих предприятий.
5 причина. Учет и контроль денежных средств и товарно-материальных ценностей
И последняя причина, на которой хочется остановиться отдельно - это отсутствие на отдельно взятых предприятиях хоть маломальского учета, как денежных средств, так и товарно-материальных ценностей. В общем, как в известном стишке: «торговали веселились - подсчитали… прослезились».
Некоторые предприятия до сих пор «работают» не зная, сколько у них товара на складе, как они «сработали» в прошлом году, месяце, с прибылью или с убытком. Если есть убытки, то на какую сумму? Как их снизить? Как поднять прибыльность бизнеса? Ну и естественно, кто виноват? Если есть прибыль… то напрашивается праздный вопрос - где деньги? Вопросы, безусловно, банальные, справедливые и интересные. Особенно последний. А деньги где? Исходя из вышеназванных причин, иногда способствующих разорению предприятий в пример можно привести фразу из ролика одной московской компании некогда обобравшей россиян: «просто надо думать и быть хозяином себе и своим деньгам».
Фрагменты из книги В.В. Аллавердяна "Инвестиционный консалтинг".
© Аллавердян В.В., 2017