- Зато известно имя второго посла от шаха Мохаммада Ходабанде - Анди-бека. И год приезда - 1586.
- Возможно, персы были готовы тогда отдать эти города из-за того, что вели изнурительную войну с турками. Но все равно удивительно!
- В Москве переговоры с Борисом Годуновым окончились неудачей, так как русские хотели получить Баку и Дербент после того как их освободят сами персы. Персы же настаивали на том, чтобы русское войско само отбило эти города (на взгляд автора вполне законное требование персов).
В связи с усилением Османской империи Российское государство еще в 16 веке начало искать себе союзника в борьбе против турок. И нашло кандидата в лицо государства Сефевидов.
Первое упоминание о контактах Сефевидов и русских датируется 1583 годом:
- Иван IV «угощал Послов Шаха Персидскаго, Султанова, Бухарских, находясь в тесном дружестве с преемникомТомасовым, Годабенде, как с неприятелем опасной для нас Оттоманской империи - » [Карамзин, 1821, с. 266–267].
Имя персидского посла правда так и не было установлено. Но это и не важно. Главное, сам факт наличия дипломатических контактов.
Зато известно имя второго посла от шаха Мохаммада Ходабанде - Анди-бека. И год приезда - 1586.
Анди-бек был принят русским царем. А потом, вместе с ним к новому уже шаху Аббасу I был отправлен русский посол Григорий Васильчиков.
Русский посол прибыл к шахскому двору и почему то спокойно попросил у Аббаса города Дербент и Баку. Что интересно это не вызвало негативной реакции шаха, а наоборот тот подтвердил, что такое возможно. Тем более, тогда Баку был под турками. А значит, скорее всего иранцы надеялись столкнуть лбами русских и турок.
Возможно, персы были готовы тогда отдать эти города из-за того, что вели изнурительную войну с турками. Но все равно удивительно!
И русский посол и персидский Анди-бек снова были посланы в Москву. Такая частота поездок говорит о том, что видно шла какая-то дипломатическая работа, имевшая целью побыстрее выковать русско-персидский союз.
На обратно пути через Каспийское море, оба посольства подверглись нападению туркмен, которое было отбито. Возможно оно было организовано турецким наместником в Баку, так как там оказался некто Ходжа Ахмед - гилянец из персидского посольства, попавший в плен.
В Москве переговоры с Борисом Годуновым окончились неудачей, так как русские хотели получить Баку и Дербент после того как их освободят сами персы. Персы же настаивали на том, чтобы русское войско само отбило эти города (на взгляд автора вполне законное требование персов).
- Шах ‘Аббас в мае 1592 г. посылает к Б. Годунову нового посла — Хаджи Хосрова. Его корабль замерз во льдах «в ста верстах» от берега и был спасен астраханским воеводой. Н.Х. Мо’эззи считал эту миссию «особенно важной», исходя из количества и стоимости подарков, присланных от шаха ‘Аббаса и его супруги Зейнаб-ханум царю Федору Иоанновичу, царице Ирине Федоровне и Борису Годунову. По мнению Н. Фальсафи, посольство Хаджи Хосрова не было успешным, «поскольку предложения шаха касательно покупки русского оружия и освобождения четырех иранских кораблей в Астрахани не принесли результата». Но, по довольно убедительной версии П.П. Бушева, определенные успехи все же имели место. Послу передали бывшее имущество хана Ахмада для возвращения в Иран. Главным же его достижением было получение разрешения на беспошлинную торговлю товарами шахского двора «как по ввозу их, так и по вывозу из него (Русского государства. — Авт.) в Иранское государство» - монография А.Андреева, Е.Писчурниковой, С.Костикова НЕСОСТОЯВШИЙСЯ СОЮЗ: РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
В 1594 году к персидскому двору был отправлен посол Андрей Дмитриевич Звенигородский.
Русский посол смог отказаться от восточной традиции целовать ногу шаха (поцеловал только руку) и выразил недовольство царя Федора в том, что персы заключили мирное соглашение с турками, противоречившее духу русско-персидских отношений.
Но в остальном, посольство прошло в благожелательной атмосфере и сам посол удостоился такого эпитета в персидских хрониках:
- «прибыл ко двору его величества русский посол от имени русского царя, привез он множество прекрасных даров, и был этот посол достойным и важным человеком в своем краю... его величество наш правитель принял его с большими почестями...» - «Тарих-и ‘алам ара-йи ‘аббаси» Искандер-бека Мунши Торкамана
В сентябре 1600 года Борис Годунов послал к персидскому шаху другого посла - Александра Федоровича Засекина.
Это посольство уже достигло конкретных результатов и по договоренностям персам для помощи в осаде Дербента было выслано несколько тысяч воинов с пушками.