Этапы использования арматуры из композиционных материалов в СССР
В качестве основного материала для изготовления композитной арматуры в 60-е годы использовалось щелочестойкое стеклянное волокно 10-15 микрон в диаметре, а для формирования его в монолитный стержень – синтетические смолы по типу эпоксидной или полиэфирной. Отечественные исследователи организовали пробное производство такой арматуры с целью более подробного изучения ее физико-механических свойств. Так, было выявлено, что композитная арматура из щелочестойкого стекловолокна диаметром 5 миллиметров имеет следующие технические характеристики:
• Начальный модуль упругости – 50 ГПа;
• Сопротивление разрыву – 1,5 ГПа;
• Плотность -1,8-2 т на кубический метр;
• Долговременная прочность в условиях нормальных температур и влажности – 65%. К сожалению, на тот момент организовать масштабное производство композитной арматуры в СССР не удалось, однако данный материал был использован для строительства целого ряда сооружений:
• 1969-1979гг. – сданы в эксплуатацию опытные участки ЛЭП со стеклопластбетонными траверсами в Москве, Ставрополе, Батуми и Гродно.
• 1976 год – в городах Рогачев и Червень были построены два надвижных склада, наклонные элементы арок, в которых армированы стеклопластиковыми стержнями диаметром 6мм.
• 1975 год – в СССР был построен первый в мире клееный деревянный мост с применением композитной арматуры диаметром 4 мм, спроектированный по проекту специалистов Хабаровского политехнического института.
• 1981 год – со стеклопластиковой арматуры в Приморском крае построен мост через р. Шкотовка.
• 1989 год – в Хабаровском крае сдан в эксплуатацию мост, для армирования балок которого использовалась композитная и стальная арматура.
Согласно результатам обследования мостов, построенных в период с 1975 по 1989 года в качестве экспериментальных сооружений, за годы эксплуатации эффект предварительного напряжения АСП остался без изменений.
Кстати арматура от производителя по ГОСТ ↑ можно посмотреть тут