Насколько я понимаю (а я в этом деле не специалист), в Санкт-Петербурге относительно редки случаи, когда две церкви стоят в непосредственном соседстве - это больше характерно для старых городов со стихийной застройкой, где из престола одного храма мог сразу же вырасти другой. Так что наткнувшись на такую парочку, гуляя по Васильевскому острову в погожий летний денек, я не мог не заинтересоваться.
Львиную долю внимания на себя оттягивает, конечно, собор Андрея Первозванного - ну, просто потому, что он огромный и красивый. Он относится к пост-петровской эпохе, временам царствования императрицы Анны Иоановны. История появления - довольно забавная. Изначально на этом месте стояла летняя деревянная церковь Казанской Богородицы, но в 1732 в Святейший Синод поступило прошение одного из сенаторов, на что духовная организация разродилась решением следующего содержания:
"В Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола Андрея в Российской империи имеется кавалерия, которую сама ея императорское величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская, полагая на себе, носить изволить, также по всемилостивейшему ея императорского величества указу, многие знатные обретающими в России и в службе ея императорского величества особы, господа министры, генералитет и придворные высшие чины тоя кавалерии ношением удостоены. Чего для, в день того св. апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а именно: ноября 30-го числа, бывает публичное церемониальное торжество, и прилично святейшему синоду показалось вышепомяненную церковь освятить во имя св. апостола Андрея Первозванного."
Читай - случился непорядок! Орден - есть, покровительствуемое войско - тоже есть, а профильной церкви-то и нет! В результате, деревянный храм был срочно переосвящен в честь апостола Андрея. С самой церковью также не повезло - она была очень тесной, холодной и в целом - неудобной. Поэтому уже в екатерининские времена были начаты работы по возведению каменного храма.
За проект отвечал архитектор Александр Францевич Вист - не самый престижный мастер, для которого Андреевский собор стал вершиной творчества. Правда, эта вершина чуть не погребла под собой автора - в 1766 у строящегося храма рухнул купол, и зодчего посадили под арест на время судебных разбирательств. Вскоре, правда, комиссия установила, что обрушение произошло не из-за недочетов проекта, а из-за халатности строителей, так что Вист был оправдан и смог завершить работу, в результате чего Петербург, и без того богатый красивыми и необычными для остальной России церквями, получил еще одно великолепное украшение.
В XX веке он умудрился даже прослужить чуть дольше многих других церквей в советском государстве - с 1934 по 1938 собор стал кафедральным для обновленцев. Я уже затрагивал эту тему в одной из московских статей, так что буду краток: обновленчество - это такая неудачная попытка советской власти примириться с религией и привлечь верующих на свою сторону, объединив православные догматы с прогрессивным марксизмом-ленинизмом. Неудачная потому, что попытку не восприняли как истинно верующие, так и воинствующие материалисты, так что движение было быстро свернуто, а ленинградский митрополит обновленцев умер от голода в годы блокады.
И, дабы не заканчивать статью на мрачной ноте, давайте обратим внимание на маленькую церквушку слева от храма. Это храм Трех Святителей Вселенских, и появился он как раз благодаря холоду и неудобству первой, деревянной, Андреевской церкви. Маленький отапливаемый зимний храм построили в 1760 году, что сделало его одной из первых каменных приходских церквей Петербурга. Очень интересной получилась её архитектура - за счет маленьких размеров и формы, она напоминает гибрид миниатюрной кирхи и барочного православного храма.
За год до революции, в 1916 году церковь была предоставлена грузинской православной общине Петербурга, не имевшей своего храма. Крупная диаспора кахетинцев, поступивших на службу Российской империи, и так сложилась вокруг храма еще в XVIII веке - на западной стене, рядом со входом, уцелело бывшее надгробие княгини Амилахвари, дочери обер-гофмаршала Георгадзе (не нашел никаких интересных историй с ним связанных, увы, может кто-то из читателей просветит?). Собственно, с XVIII века и стоит эта необычная для Петербурга пара церквей в одном из самых симпатичных районов города.