Её настоящее имя – Элизабет Макинтош. По мнению Ассоциация детективных писателей Англии (Crime Writers' Association), она является автором величайшего английского детективного романа.
Элизабет Макинтош родилась в 1896 году в Шотландии, детство её прошло в городе Инвернесс. Она окончила колледж физической культуры и несколько лет преподавала этот предмет в английских и шотландских школах. Преподавание пришлось завершить, когда умерла её мать, потому что отец был парализован, а ухаживать за ним, кроме Элизабет, было некому. И для Элизабет наступила череда безрадостных однообразных дней, наполненных лекарствами, разговорами с врачами, домашними хлопотами…
Вскоре Элизабет обнаружила, что заняты только её руки, а голова совершенно свободна. И, не прекращая домашней работы, она принялась сочинять стихи и небольшие рассказы. Чтобы творчество не пропадало даром, ночью она записывала всё, что приходило в голову днём.
Надо сказать, что у Элизабет были две родные сестры, а ухаживала за отцом одна она не потому, что те были эгоистичными и равнодушными злыднями, а потому, что у них были семьи, дети, и жили они далековато от Инвернесса по меркам той эпохи. А Элизабет была не замужем и бездетна, так что заботы об отце легли на её плечи самым естественным образом. А сёстры по очереди иногда приезжали навестить отца и помочь Элизабет.
Так вот, одна из сёстер, увидев записи Элизабет, и надоумила её отнести стихи и рассказы в местную газету. Там творения девушки приняли на ура, поскольку с местными дарованиями в Инвернессе почему-то была напряжёнка. Узнав, что её произведения напечатают, Элизабет даже испугалась – что подумают соседи и знакомые? Отец парализованный лежит, а она, видите ли, стишки сочиняет! Выход нашёлся быстро, Элизабет придумала псевдоним – Гордон Девиот, под которым газета и напечатала её опусы.
Успех пришёл практически сразу, её стихи и рассказы понравились, их стали перепечатывать и другие газеты. Появились даже кое-какие деньги, которые Элизабет начала предусмотрительно откладывать. Но главное – появилась перспектива. Фантазия у Элизабет Макинтош была чрезвычайно богатая, отсутствием кругозора она тоже не страдала, и писать рассказики с её возможностями – это что из пушки по воробьям палить. В голове крутились затейливые истории, из которых могли бы получиться отличные детективы…
Элизабет приступила к ваянию романов, для чего придумала особый псевдоним, точнее говоря, сконструировала. Её мать звали Джозефиной, а бабушка появилась на свет с фамилией Тэй. Джозефина Тэй – красиво, звучно и запоминается.
Первый роман Джозефины Тэй увидел свет в 1929 году, а назывался он «Человек из очереди». Уже место убийства в романе отмечено оригинальностью – это очередь не куда-нибудь, а в театральную кассу. Личность убитого никому не известна, его никто не ищет, где он жил – не установлено, все этикетки с дорогой одежды срезаны. Для расследования такого дела нужен был и неординарный сыщик, и Джозефина Тэй такого придумала. Алан Грант – детектив, делающий ставку на… лица. Да, этот человек способен добывать крупицы информации из черт лица, то есть, он талантливый физиогномист.
Чтобы, как говорится, два раза не вставать, Элизабет отправила рукопись романа сразу в Лондон. «Человека из очереди» приняли к изданию, и Джозефина Тэй проснулась знаменитой. Роман очень понравился читающей публике, издательство настойчиво намекало на долгосрочный контракт, в общем, жизнь скромной домохозяйки из Инвернесса обретала новые яркие краски.
Но и этого Элизабет показалось мало. Ей безумно хотелось увидеть своих героев, поучаствовать в их жизни, и она принялась за пьесы, надеясь увидеть их на сцене. Первая же драма «Ричард Бордосский», написанная в 1932 году, была сразу поставлена в одном из лондонских театров, больше того, её автора Гордона Девиота (Элизабет использовала для драматургии этот псевдоним) пригласили в Лондон для консультаций. Элизабет, располагая уже приличными суммами, наняла отцу круглосуточную сиделку и отбыла в столицу.
Именно тогда в Лондоне и началась вторая жизнь Элизабет Макинтош. Она сняла квартиру, купила несколько дорогих туалетов, сделала сногсшибательную причёску и явилась в театр при полном параде. Постановщик её пьесы, ориентируясь на имя автора, ожидал увидеть мужчину и был совершенно очарован молодой и уже такой талантливой леди. А еще ею был очарован игравший в пьесе начинающий лицедей по имени Джон Гилгуд. Да, тот самый, ставший впоследствии величайшим британским актёром. Нет, никаких лирических чувств между ними не возникло, они просто стали друзьями навсегда – до самой смерти Элизабет.
Премьера пьесы имела шумный успех, её автор стала желанной гостьей на светских приёмах, она познакомилась с известными журналистами, писателями, актёрами…
А потом Элизабет вернулась домой и снова заняла место у постели отца. Она продолжала писать детективные романы и исторические пьесы, их издавали и ставили в театрах, мисс Макинтош становилась состоятельной женщиной, но в Инвернессе об этом никто даже не догадывался.
Зато в Лондоне уже вся интеллектуальная элита прекрасно знала блестящую, остроумную модницу Джозефину Тэй или Гордон Девиот, как её со смехом продолжали называть театралы. Приезжая время от времени в столицу, она устраивала в своей роскошной квартире пышные вечеринки, на которые приглашались только самые знаменитые люди Англии.
Чем это всё закончилось, и как Джозефина Тэй стала знаменем целого национального движения в Англии и героиней детективного романа другого автора, читайте во второй части.