ЕАК в годы войны: 1 часть, 2 часть.
Разгром ЕАК: 1 часть, 2 часть.
В марте 1952 года все следственные материалы по «делу ЕАК» были сведены в 42 тома. 7 апреля 1952 г. дело ЕАК было направлено в Военную коллегию Верховного суда СССР. Закрытый суд проходил в клубе МГБ с 8 мая по 18 июля 1952 года. В начале июля дело в отношении одного из 15 подсудимых, С.Л. Брегмана, было приостановлено в связи с резким ухудшением здоровья подследственного. Он умер в тюремной больнице в январе 1953 года. Перед судом предстали 14 человек: Лозовский, Юзефович, доктор Шимелиович, Лина Штерн, писатели – Маркиш, Бергельсон, Гофштейн, Квитко и Фефер, актер Зускин, сменивший Михоэлса на посту ГОСЕТа, а также рядовые сотрудники Совинформбюро и ЕАК – И.С. Ватенберг, его жена Чайка Ватенберг-Островская, Л.Я. Тальми и Э.И. Теумин. Ватенберги и Тальми долго жили в США и были обвинены в осуществлении «связей с Америкой».
На суде звучали те же обвинения, которые многократно повторялись в течение трех с половиной лет следствия. К концу суда все подсудимые отказались от своих прежних показаний.
Лозовский, Штерн, Шимелиович использовали суд для критики следственного процесса и протестов против бесчеловечности. Лозовский, доказывая нелепость предъявленных ему обвинений, ссылался на постановления, переписку и факты, доказывающие, что вся деятельность ЕАК согласовывалась с властями и контролировалась ими. Лина Штерн, известная как первая женщина-академик, отвергла все предъявленные ей обвинения, заявив:
«У меня была единственная возможность дожить до суда, а я только этого и хотела. Я не боюсь смерти, но не хотела бы уйти из жизни с этим пятном – обман доверия, измена».
Поведение подсудимых произвело впечатление на членов суда, в частности, на председательствующего А.А. Чепцова, который обратился к властям с критикой руководства МГБ. Он отложил слушание дела и просил продолжить расследование «дела ЕАК», но получил отказ.
18 июля 1952 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла смертный приговор тринадцати подсудимым, академик Лина Штерн была осуждена к заключению на 3,5 года и последующей ссылке на 5 лет. Ходили слухи, что Сталин спас Штерн, так как она занималась проблемой долголетия. После процесса все подсудимые направили в Президиум Верховного Совета СССР просьбы о помиловании. Однако все ходатайства были отклонены. 12 августа 1952 года тринадцать осужденных по «делу ЕАК» расстреляли, а Лину Штерн отправили в ссылку.
После ликвидации ЕАК и суда над его членами министерством госбезопасности было сфабриковано еще множество других дел, обвинения по которым связывались с комитетом. По этим делам было репрессировано не менее 100 человек.
Еще более устрашающий размах антисемитская политика Сталина приобрела в начале 1953 года в связи с «делом врачей». Лишь смерть диктатора остановила дальнейшее трагическое развитие событий в стране.