На этот вопрос можно ответить по разному. Кто-то скажет, что это признак хорошего воспитания и тренировка дисциплины, гарант в светлое будущее для человека. Кто-то скажет обратное. Самих же детей спрашивать не имеет смысла- только повзрослев, они смогут дать точный ответ на этот вопрос. В нашей статье представлены мнения детских психологов, ознакомившись с которыми можно сформулировать собственное понимание этой ситуации.
1. Груз ответственности
Невозможно не согласиться, что отличники взваливают на себя намного больше ответственности, чем другие ученики. Они, в отличии от одноклассников, должны всегда знать и понимать материал. Должны изо дня в день подтверждать свое "звание". Эта ответственность зачастую порождает в человеке перфекциониста. Кажется, что это заумное слово имеет положительный окрас, но это далеко не так. Во взрослой жизни отличники имеют свойство либо доводить все до идеала, либо вообще не браться за работу или предложение. Незаконченность вызывает в них тревогу, тождественную с той, что они испытывали в детстве, не выполнив задание или забыв материал. Почему это плохо? Потому что такие люди лишены возможности пробовать. Зачастую они упускают шанс просто потому, что заведомо боятся поражения.
2. Боязнь совершить ошибку
Второй пункт плавно вытекает из первого. Как было сказано выше, отличники в большинстве своем перфекционисты. Факт того, что такой человек упускает возможности- лишь верхушка айсберга. Не стоит забывать о ментальном здоровье такого человека. То, что он переживает в такие моменты внутри себя даже страшно предположить. Даже маленький проигрыш может казаться отличнику смертельным поражением. Упустить возможность из-за боязни не так страшно, по сравнению с перспективой закрыться в себе и пережить как минимум длительную апатию.
3. Сложности с коммуникацией
Ни для кого не секрет, что отличников не любят в классе и в коллективе в целом. Конечно, есть исключения, и сейчас, к счастью, таких людей все больше и больше. Но не стоит забывать и о тех, кого считают "доносчиками", "любимчиками" или "везунчиками". Также отличников в классе часто используют как помощника с домашним заданием и вовсе не воспринимают как личность. Помимо банальной несправедливости по причине того, что у отличника списывают его работу, которую он писал сам, используя собственные ресурсы и время, также существует травля за отказ о "помощи" и обесценивание личности ребенка. Одноклассники видят в нем только ресурс и руку помощи.
4. Проблемы с самооценкой
Не нужно углубляться в детскую психологию, чтобы понять, что отличник полностью зависим от чужого мнения. Он делает большинство работы по шаблону, для того, чтобы угодить учителям. Он учится сверхсилы, чтобы не упасть в грязь лицом. Он не позволяет себе быть собой, потому что понимает, что может не вписываться в рамки и быть не под стать своему знанию. Также отличники напрямую зависимы от оценок. Само слово "оценка" сродни слову "оценивать". Понятно, что школа это обязательный этап, но невозможно отрицать, что от оценок меньше страдают хорошисты, чем отличники. Хорошист никогда не будет впадать в отчаяние от "3" или неверного ответа. Чем эта зависимость грозит самому ребенку? В будущем такой человек не будет иметь ни своего мнения, ни гордости, ни любви к себе. В современном мире любовь к себе и самооценка прямо влияют на уровень жизни, вопреки заблуждениям.
5. Отсутствие желаний
Многие пациенты, которые в прошлом были отличниками, на приеме у психолога сознаются, что не имеют никаких собственных желаний. Они плыли по течению: сначала школа, потом универ, как оказалось, нелюбимая работа, а потом пенсия. И вот на пенсии, когда у них достаточно времени для погружения в себя, приходит осознание того, что человек вообще не имеет никаких собственных желаний, или по крайней мере не понимает их. У отличников это формируется еще с детства, когда у них, во-первых, нет времени на себя, на осознание своих желаний- отличная учеба требует постоянного погружения, и, во- вторых, все их желания кончаются на достижении успехов в учебе. Иные влечения пресекаются либо деспотичными родителями, либо самим отличником.
Ошибочно полагать, что отличная учеба является лучшим стартом для взрослой жизни. Иногда даже наоборот, это огромная преграда и внутренний конфликт, который человек не сможет преодолеть долгое время без помощи психолога. Возможно пару десятков лет назад отличная учеба действительно была гарантом, но не в современных условиях. Сейчас же все зависит от самого человека и от его желания.
#родители#семья#