В последнее время у РЖД все больше разных вагонов, однако одноместных купе почти нет. Я знаю единственный поезд, где есть подобное предложение. Он ходит между Москвой и Петербургом. Билеты стоят недешево, но вагон не пустует (даже несмотря на поролон в вентиляции). Рассказываю, как устроены подобные вагоны.
У нас есть канал в телеграме, где мы публикуем ж/д новости. Подпишитесь на него.
Три способа оказаться в купе в одиночестве
Оказаться в купе в одиночестве можно и в обычных поездах. Для этого есть три способа.
Во-первых, можно купить билет в купе, где больше никто не едет. Однажды я ехал в пустом поезде, состоящем из двухэтажных вагонов из Москвы в Петербург. Взял место за час до отправления в пустом купе и почти пустом вагоне. Но должно же было такому случиться, что именно в мое купе в Твери подсел попутчик. И храпел всю ночь. Так что в этом случае вам никто ничего не гарантирует.
Во-вторых, можно выкупить все места в купе, то есть заплатить не за одну, а за четыре полки. Это удовольствие не дешевое, хотя и РЖД, и другие перевозчики предлагают хорошие скидки за выкуп мест, на которых никто не поедет. Почитайте, например, как это работает в частном поезде «Мегаполис», который ходит из Петербурга в Москву.
В-третьих, в очень небольшом количестве поездов есть специальные купе, которые всегда выкупаются целиком, но ехать в них можно или одному, или вдвоем. Как правило, это дорогие люксы.
Синий «Экспресс»
Вариант, о котором я буду рассказывать, как я понимаю, единственный в России. Это купе всегда продается только на одного человека. Речь идет о поезде №3/4 «Экспресс» сообщением Петербург – Москва.
На мой взгляд, это вообще лучший поезд на маршруте. Я так пишу, потому что расписание поезда стабильно и достаточно «растянуто» для того, чтобы успеть выспаться. Поезд отправляется в 23:30 и прибывает в 8:30 вне зависимости оттого, идет он из Москвы в Петербург или из Петербурга в Москву.
Купейные вагоны в этом поезде – это вагоны РИЦ совместного производства Siemens и Тверского вагоностроительного завода. Я люблю эти вагоны за идеальный климат. Вентиляция работает вне зависимости от происков проводников, духоты не бывает. Кроме того, в этих вагонах есть душ. В стоимость проезда в любом классе входит завтрак. И это не классический несъедобный корм, как в большинстве поездов, а нормальная горячая еда.
В вагонах СВ душа нет (парадокс – класс обслуживания выше, а душа нет). Зато это необычные СВ. В каждом купе есть шкаф, умывальник и кресло, а вот полки расположены друг над другом. Кроме того, в составе «Экспресса» ходит несколько вагонов люкс.
Этому поезду удалось сохранить уникальную расцветку. Долгие годы он был раскрашен наполовину – вагоны СВ были темно-синими, а купе – в традиционных цветах РЖД. Сейчас часть купейных вагонов тоже перекрасили в фирменные цвета поезда. В день моей поездки все вагоны СВ и купе были покрашены в синий цвет.
Через несколько дней, правда, я увидел другой состав этого поезда, и там купе были еще в классической РЖДшной расцветке, что портило общее впечатление от поезда.
СВ с верхней полкой
Вагон СВ, о котором идет речь, в поезде один и ходит под номером 3. Класс обслуживания – 1Б.
Здесь в каждое купе продается только одно место – нижнее. Верхняя полка – поднята и не застелена.
Другие вагоны СВ в этом поезде – такие же. Но в них продаются оба места – и верхнее, и нижнее. Насколько я знаю, такие же СВ есть еще только у перевозчика «Гранд сервис экспресс». Он ставит их то в состав поезда №53/54 «Гранд экспресс» сообщением Петербург – Москва, то в крымские поезда №7/8 Петербург – Севастополь и №91/92 Москва – Севастополь.
Осмотрим купе. Справа – большой диван, на котором удобно сидеть.
Верхняя полка сложена, но ее можно разобрать.
Напротив шкаф, в котором помимо отделения для одежды и багажа спрятан умывальник.
Если вы едете вдвоем, то по идее можно разместиться за столиком, чтобы сидеть напротив друг друга. Но это работает, только если второй пассажир – очень худой, потому что кресло настолько близко придвинуто к столу, что втиснуться в него очень сложно. Я не самый толстый мужчина на свете, но влез туда с большим трудом, и сидеть в этом кресле мне было бы не комфортно.
UPD После публикации материала читатель Александр написал в комментариях, что столик можно сдвинуть в сторону дивана, тогда сидеть в кресле будет комфортно, а затем вернуть назад, чтобы он не мешал лежащему пассажиру.
Когда я вошел в поезд, в вагоне уже стоял официант. Он спросил, что я хочу получить на завтрак. Можно было выбрать – сырную или мясную нарезку, два вида соков, а также горячее блюдо – каша со всякими вкусностями, омлет или блинчики с семгой. Вы бы что выбрали? Вот и я выбрал блинчики с семгой.
Кроме того, на столе ждали фруктовая тарелка и два пакетика чая, можно было заказать кофе, а также лежала фирменная шоколадка «Экспресс», которая пополнила мою коллекцию еды из поездов. А! Еще был йогурт, круассан и булочки.
Честно говоря, мне кажется, с разнообразием и количеством еды здесь перестарались. Съесть это все в одиночку невозможно, поэтому большую часть я забрал домой.
Поролон в вентиляции
Когда поезд отправился, пришла проводница. Она была предельно вежлива, как будто я не в поезде ехал, а обедал в мишленовском ресторане (хотя я в нем никогда не обедал, но думаю, что там также). Она рассказала об устройстве купе.
Поездка мне предстояла в самую холодную ночь зимы, когда температура воздуха опускалась до -30. Видимо, заботясь о пассажирах, в вагоне заткнули вентиляцию поролоном. Это так по РЖДшному! Когда проводница призналась в этом, я чуть ни упал с полки, и когда она ушла, полез проверять. И правда – там, откуда должен идти свежий воздух, торчал поролон.
Прости, ФПК, но на время поездки я его вынул.
Свежий воздух – залог здоровья. Особенно, если шпарит батарея. Благодаря освобождению вентиляции, температура воздуха в купе во время поездки была комфортная, мой градусник показывал ночью примерно +24 градуса. Я, кстати, хочу заметить, что это – верхняя граница нормы. И если бы у меня вентиляция оставалась заткнута поролоном, то было бы уже жарко.
Утром перед уходом я вернул поролон назад. Неужели другим пассажирам не душно?
В РЖД для пассажиров этого класса не поскупились не только на еду, но и на индивидуальные наборы. Туда положили хорошие тапки, прямо качественные, а еще мыло. Обычно мыло не кладут, но из-за того, что здесь в купе есть умывальник, мыло входило в набор. Все остальное – стандартно. Зубная щетка, паста, губка для обуви, расческа, салфетка, ложечка.
Ничего не написал про умывальник, но он есть и работает. Честно говоря, не очень оценил его наличие. Все-таки редко когда он бывает нужен без туалета. А с учетом того, что в вагоне едет максимум девять человек, туалеты и так были свободны почти всегда. Наверное, когда в этом же вагоне едут 18 человек, умывальники оказываются более востребованными.
Был еще телевизор. По одному каналу крутили мультики, по другому – кино. Звук из телевизора шел в динамик, а не в наушники, что было бы не очень комфортно, если ехать вдвоем с незнакомым попутчиком и не сойтись в пристрастиях.
Спать было хорошо. Диван трансформируется в лежачее место. И это не полка, а мягкая кровать! Вещи под нее убирать нельзя! За счет необычной планировки купе, спальные места здесь шире, чем в обычных вагонах (83 см). Пассажиру выдают сразу две подушки.
Смотрите, какие красивые софитки.
Утром в оговоренное время принесли еду. Ням-ням.
Как это все можно съесть в одиночку?
Тайная информация для читателя
Билет в такой вагон стоит от 5 до 6 тысяч рублей. Цена зависит, видимо, от дня недели. В стоимость, кстати, входит возможность посещения бизнес-зала на станции отправления. В ФПК это не сильно пиарят, видимо, стараясь сэкономить на пассажирах.
Само по себе трехчасовое посещение бизнес-зала уже стоит 2500 рублей, то есть пол-билета на поезд. Внутри бизнес-залов – удобные кресла, душ и бесплатные еда-напитки.
О том, что посещение бизнес-зала за три часа до отправления поезда включено в стоимость проезда, вам никто не сообщит при покупке билета, этого не знал и я. А то я, конечно, сходил бы туда поесть на халяву, чтобы описать сервис бизнес-зала в блоге. Информация есть только на старом сайте РЖД в хитро спрятанном разделе. Там же перечисляются другие поезда и классы вагонов, обладатели билетов на которые могут посетить такие залы.
Итог. Все отлично! Крутой поезд, чудесный вагон, отличный сервис. Страх вентиляции, свежего воздуха и прохлады – это беда ФПК, с ним надо бороться!
Одноместные купе «Экспресса» конкурируют с люксом «Стрижа», который стоит также. В «Стриже» дополнительно в каждом купе есть свой индивидуальный душ и санузел, что является его несомненным конкурентным преимуществом, но по дороге из Петербурга в Москву там не кормят и расписание поезда не для сна – он прибывает в Москву в пять утра.
Ночное предложение ближе всего у частного поезда «Мегаполис», где можно выкупить СВ бизнес-класса на одного. В «Мегаполисе» поинтереснее еда, но купе стандартные – с обычной шириной полок и без умывальников. Что-то похожее есть в «Красной стреле» и поезде «Гранд экспресс» крымского перевозчика.