Найти тему
История ГУЛАГа

Разгром ЕАК. Вторая часть.

ЕАК в годы войны: 1 часть, 2 часть.

Разгром ЕАК: 1 часть.

Закрытие ЕАК в ноябре этого же года стало первым звеном в цепи трагических событий, завершившихся судом и казнью наиболее активных его членов в августе 1952 года. С 1948 по 1952 год были арестованы и преданы суду более ста ученых, писателей, поэтов, журналистов, артистов, государственных, партийных и хозяйственных работников, обвиненных в «преступной» связи с ЕАК.

Спустя несколько недель после роспуска комитета начались аресты. Фефера и Зускина взяли в конце декабря 1948 года.

Зускин В.Л.
Зускин В.Л.

В январе 1949 года под стражей оказались Маркиш, Бергельсон, Квитко, Лина Штерн, Шимелиович, Брегман, Юзефович и несколько рядовых сотрудников ЕАК.

Маркиш П. Д.
Маркиш П. Д.

В конце января были арестованы еврейские писатели и корреспонденты ЕАК и «Эйникайт» в Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Минске. Фефер, арестованный первым, использовался МГБ как источник компромата на своих коллег. На суде он заявил:

«Еще в ночь моего ареста Абакумов сказал мне, что если я не буду давать признательных показаний, то меня будут бить».

Возможно поэтому, во время первых допросов Фефер дал показания на своих коллег.

Самой крупной фигурой в деле, избранной МГБ на роль «главаря еврейских националистов», стал Соломон Лозовский. 13 января 1949 года Лозовский был вызван в ЦК ВКП(б), где во время беседы заместитель председателя Совета министров СССР Г.М. Маленков обвинил его в активном участии в попытках ЕАК превратить Крым в еврейскую республику.

Проведенные с января по март 1949 года допросы дали МГБ желаемые результаты. Если поначалу большинство арестованных отрицали нелепые обвинения, то после непрерывных угроз и издевательств признания «вины» были получены от всех. Дольше других отказывался «сотрудничать со следствием» Борис Шимелиович, подвергшийся за это «мерам физического воздействия», то есть пыткам.

Шимелиович Б.А.
Шимелиович Б.А.

Одной из главных опор сфабрикованного следствием обвинения служило «крымское письмо». Для подкрепления «крымского заговора» использовали Фефера, который в 1943 году вместе с Михоэлсом встречался с руководителями американских еврейских организаций. Он показал, будто один из руководителей «Джойнта», Розенберг, предложил использовать Крым как американский стратегический плацдарм в Черноморском регионе: создать в Крыму еврейскую автономию, а затем и еврейское государство, которое можно было бы использовать как плацдарм для нападения на СССР.

Некоторых арестованных в связи с «заговором ЕАК» судили отдельно. Из них самой заметной была жена члена Политбюро ЦК ВКП(б) В.М. Молотова – Полина Жемчужина. В отдельных случаях Михоэлс обращался к ней за помощью и передавал через нее Молотову просьбы ЕАК. В 1948 году на дипломатическом вечере по случаю очередной годовщины Октябрьской революции Жемчужина встретилась с премьер-министром Израиля Голдой Меир. Спустя несколько месяцев Жемчужина была арестована. Ее обвиняли в участии в «крымском деле», в том, что она передала Молотову протест комитета против дискриминации евреев на освобожденной Украине, в сомнениях по поводу официальной версии гибели Михоэлса. Но, несмотря на очные ставки, показания и давление, оказываемое на женщину во время следствия, Жемчужина отказалась признаться в приписываемых ей преступлениях.

Полина Жемчужина (на фото слева, в платье).
Полина Жемчужина (на фото слева, в платье).

Продолжение следует.