Найти тему
Тудовлянин

Как чётко и правильно объяснять

Приходилось ли Вам когда-нибудь чувствовать себя не в "своей тарелке", когда Вам объясняют, а Вы не всё понимаете и потихоньку утрачиваете интерес к теме. Или, наоборот, когда Вы объясняете кому-либо и видите, что интерес слушателя потихоньку пропадает? Если да, то почитайте эту статью.

Дело в том, что неумение объяснить может создать проблемы, коих по большому счету можно избежать. Расскажу на своем примере.

Непонимание. https://veralline.com/uploads/images/comparison/2019/02/17/8d9c51f732.jpg
Непонимание. https://veralline.com/uploads/images/comparison/2019/02/17/8d9c51f732.jpg

Никогда не был отличником по математике, но предмет в целом понимал. Так вот сдавая экзамен за первый семестр в своем учебном заведении получил двойку по высшей математике. Через три дня пересдал и получил уже "трояк". Плохо, конечно, но этого из истории жизни не выкинешь.

В следующем семестре сменился преподаватель, который объяснял легко и понятно. Кроме того, памятуя о предыдущей двойке естественно уделял высшей математике особое внимание. Сдавал экзамен доценту, который проводил обучение, и принимал экзамен в первом семестре. Он был удивлен ответом, о чем и сказал:

"Отличный ответ, но оценку поставлю "хорошо", учитывая Вашу предыдущую сдачу".

В третьем семестре снова вел высшую математику тот же доцент. Снова двойка и пересдача.

Ничуть не умаляю заслуги преподавателя, но одной из важных причин получения плохой оценки (не один такой был) считаю то, что преподаватель подавал материал достаточно сложно его объясняя.

Сложное объяснение простыми словами. https://cdn.wallpapersafari.com/66/68/Yh2VSJ.jpg
Сложное объяснение простыми словами. https://cdn.wallpapersafari.com/66/68/Yh2VSJ.jpg

Из этой же истории сделал вывод для себя, что огромное значение имеет умение объяснить не узкому кругу слушателей, а учитывать всю аудиторию, каждого.

Объяснять что бы то ни было следует простым языком и кратко. Термины нужно применять если говорите со специалистом, если нет, то термин должен звучать после объяснения процесса. Надо внимательно следить за реакцией собеседника, если чувствуете, что он не понимает ситуацию, то стоит поинтересоваться – все ли ему ясно. Ибо из скромности человек может не задать вопрос, а непонимание может привести к невыполнению задачи.

Если приходиться объяснять группе людей, в которой есть специалисты и обычные люди, то следует ориентироваться на вторую категорию, потому как специалисты простой язык поймут, а неспециалист объяснение с употреблением терминов не поймет.

Некоторые люди при объяснении чего-либо увлекаются и бывает, что говорят об одном и том же повторно, иногда даже по несколько раз, правда слова используют другие. Это приводит к тому, что человек, которому это все объясняется теряет четкую картину, которую он получил в результате первого "круга" объяснения. Именно поэтому стоит быть кратким и объяснять суть. Если идет подача учебного материала, то желательно использовать примеры, которые надолго запомнятся обучаемым.

Используя эти нехитрые приемы, можно добиться того, что Вас будут понимать, образно говоря, с полуслова.

Ну, а если получилось так, что ничего не понимаете, или недопонимаете Вы, из объяснения собеседника, или преподавателя, то думаю стоит подготовить свои вопросы. А лучше их записать, и задать в нужной последовательности, для того чтобы получить нужную Вам информацию. А собеседник или преподаватель возможно сделает выводы и в следующий раз станет доводить информацию до Вас более понятно. Возможно сделает, но не обязательно.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Здоровья и удачи Вам, уважаемый читатель!