На самом деле этот фильм - острая производственная драма с элементами детектива и очень слабой любовной линией. В центре сюжета конфликт молодого тракториста Столетова с мастером участка Петром Гасиловым ( актер Леонид Марков), отцом Людмилы.
Рассмотрим недостатки фильма с точки зрения современного зрителя.
Наивность
До приезда в поселок московского следователя никто, кроме Столетова, не замечал, что происходит на лесозаготовительном участке. То есть вчерашний школьник, не поступивший в институт, смог разобраться в махинациях Гасилова, а остальные не смогли?
Начальник лесопункта Павел Сухов (актер Борис Гусаков) в рабочее время самозабвенно занимается изобретением нового трактора. Тем временем мастер Гасилов намеренно занижает нормы выработки и гребет деньги лопатой. И другим обеспечивает высокую зарплату при сравнительно комфортных условиях труда.
Парторг, неизвестно чем занятый, отмахивается от комсомольского вожака Столетова, считая его честным, принципиальным ... баламутом.
Идеализация героев фильма. Четкое деление на плохих и хороших
Такое заблуждение было бы простительно Женьке Столетову, но никак не простительно режиссеру и сценаристу. Получается, что против Столетова выступил только бывший уголовник, ставший на путь исправления, Аркадий Заварзин (актер Эммануил Виторган).
Остальные рабочие просто мечтают надрывать животы, получая за это копейки. Комсомольцы обвинили Гасилова, в том, что он плохо работает, в рабочее время часто занимается личными делами, одним словом, барствует.
А я вижу человека, который смог наладить рабочий процесс таким образом, что все работает, как бы само собой. Это только у плохого руководителя каждый день авралы и трудовые штурмы в конце каждого месяца.
Еще главный герой обвиняет Гасилова в мещанстве. А что такое мещанство по своей сути? Это простое желание человека жить хорошо, в большом уютном доме, с максимальными удобствами.
С точки зрения комсомольцев, хорошо жить - это плохо. Счастье советского человека - это героический труд на благо народа, обязательно в тяжелых условиях.
Чрезмерная затянутость фильма
В фильме слишком много неоправданно затянутых сцен и ненужных для развития сюжета эпизодов. Для чего, например, следователю понадобилось повторять прыжок Столетова с поезда? Для чего вообще нужна была эта длинная поездка к кривой березе, где любила гулять местная молодежь?
Излишний пафос выводов
Прохоров пришел к выводу, что Евгений Столетов погиб в борьбе с мещанством. Конфликт с мастером зашел так далеко, что послужил косвенной причиной гибели молодого хорошего парня. И эти слова как бы делают гибель героя не напрасной.
А по мне так, какие слова не скажи, а парень погиб в результате собственной глупости.
А теперь поговорим о достоинствах фильма.
1. Мощный актерский состав. Как сейчас принято говорить: звездный состав актеров. Идеальное попадание каждого актера в образ своего персонажа.
2. Изумительное музыкальное сопровождение, за которое отвечал государственный симфонический оркестр кинематографии СССР.
Кроме того, в начале каждой серии выходил простой парень с гитарой и исполнял одну песню. Гениальная находка сценариста! От этих песен по коже бежали мурашки и хотелось немедленно встать с дивана и совершать трудовые подвиги во имя родной страны.
Эти песни стали популярнее самого фильма. Ну кто не знает песню "Уронит ли ветер в ладони сережку ольховую"?
3. Хотите вспомнить славные времена своей комсомольской юности? Комсомольские собрания, борьба за повышение производительности труда, презрение к богатству, мечты о прекрасном далеком?
Этот фильм просто идеален для тех, кто любит ностальгировать по временам СССР.
Так что желаю вам приятного просмотра!
***
Первая часть здесь: