Найти тему
Блог VK Работа

Как организовать воинский учёт сотрудников?

Оглавление

Любая организация должна вести учёт военнообязанных и призывников. Это требование распространяется на все компании в России, вне зависимости от вида деятельности или численности сотрудников.

Рассказываем, как организовать процедуру, какие документы готовить и когда подавать отчётность в военкомат.

Кто должен этим заниматься?

Обычно ответственного за организацию воинского учёта назначает руководитель предприятия — это может быть кадровик, эйчар или другой менеджер. Обязанности прописывают в трудовом договоре и закрепляют приказом или спецраспоряжением.

Если в организации большой штат, для ведения воинского учёта можно создать отдел.

Кто подлежит воинскому учёту?

Призывники и военнообязанные. Призывниками считают всех мужчин от 18 до 27 лет, которые должны состоять на воинском учёте и не переведены в запас.

Военнообязанными являются все военные, отправленные в запас; лица, получившие отсрочку или освобождение от службы в армии; те, кто проходил альтернативную гражданскую службу; окончившие военную кафедру и женщины с военными полномочиями.

Иностранцы и граждане России, постоянно проживающие за её пределами, разведчики, офицеры запаса ФСБ и женщины, чьи специальности не предполагают военного учёта, к военнообязанным не относятся.

Какие документы требовать при трудоустройстве?

От призывников

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу
В год семнадцатилетия такой документ выдают всем мужчинам — получить его можно с 1 января по 31 марта. В удостоверении указана дата призыва: если она уже прошла, возможно, перед вами уклонист.

Отказать в трудоустройстве такому сотруднику нельзя, но придётся уведомить военкомат, что вы взяли молодого человека на работу. Если военкомат узнает, что вы этого не сделали, компанию могут оштрафовать.

От военнообязанных

Военный билет
Документ с отметкой о постановке на воинский учёт по месту жительства — оно должно совпадать с пропиской в паспорте или с адресом, указанным во временной регистрации. Если нет — закон обязывает вас сообщить об этом в военкомат и направить работника в комиссариат для постановки на учёт.

Временное удостоверение
Такое выдают всего на месяц — например, если у военнообязанного сотрудника не хватило документов для получения военного билета. Спустя тридцать дней юридическая сила документа истекает — действуйте так, как будто перед вами «безбилетник».

От граждан в запасе

Справка взамен военного билета
Военкомат выдаёт такую всем гражданам в запасе, если те не прошли военную службу по призыву без законных оснований. Если сведения из справки совпадают с паспортными данными, информацию можно использовать для заполнения личного дела сотрудника.

От тех, кто работает по совместительству

На внешних совместителей — тех, кто устраивается в вашу компанию на вторую работу, — распространяются все те же правила, что и на категории граждан выше.

У соискателя нет документов о постановке на воинский учёт. Его нельзя нанимать?

Можно. Более того — отказывать сотруднику в трудоустройстве только на этом основании противозаконно. Если окажется, что работник обязан встать на воинский учёт, но не сделал этого, по закону в течении двух недель после трудоустройства нужно сообщить в военкомат о таком гражданине.

Что такое дискриминация при подборе персонала?

Это относительно новая норма, и сотрудник может не знать о ней — лучше предупредить его о своих действиях ещё на этапе собеседования. Если будущий работник не против встать на воинский учёт, попросите его заполнить анкету и отправляйте коллегу в военкомат — это тоже обязанность того, кто занимается кадрами и оформлением документов.

Какие документы готовить для ведения воинского учёта?

Приказ об организации воинского учёта граждан
Оформляют при создании предприятия. Его пересматривают регулярно, обычно в конце календарного года. Проект приказа отправляют в военкомат.

План работы по ведению воинского учёта
Утверждают при создании фирмы, пересматривают ежегодно, после чего утверждают повторно. По регламенту документ тоже подают до конца года, то есть в декабре.

Но ещё есть личные договорённости с военным комиссариатом — например, в этом году в военкомате хотят закончить бумажную работу в ноябре. Чтобы избежать конфликтных ситуаций и задержек в документообороте, узнайте накануне, когда военкомату удобнее получить документы.

Картотека личных карточек
Её нужно вести в стандартной форме. По ссылке можно найти регламент проведения мероприятий: когда ставить сотрудника на учёт, а когда снимать, как часто обновлять картотеку и что делать с карточками, пришедшими в негодность.

Журнал проверок
Нужен, чтобы документировать ревизии правильного ведения воинского учёта и бронировать граждан запаса — так в законе называют создание и распределение резерва специалистов на случай мобилизации или военного времени.

Карточка учёта организации (КУО форма № 18)
Сдавать нужно ежегодно до 31 декабря.

Расписки от сотрудников предприятия
Получают от всех военнообязанных сотрудников компании.

Это обязательный, но не конечный перечень документов для всех организаций — военкомат любого региона может потребовать дополнительную форму, бланк или документ. Узнавайте актуальные требования за месяц или два до отчётной даты.

Какие отчёты готовить для военкомата и когда сдавать?

-2

Новые штрафы за ошибки в документообороте

До 2020 года штрафы за ошибки при работе с документами или уклонение от заполнения форм были незначительными — в среднем от 300 до 1000 рублей. Весной прошлого года закон ужесточили — некоторые взыскания увеличили в десять раз.

Сейчас, например, за несвоевременное предоставление в военкомат сведений о приёме на работу компанию оштрафуют на сумму до 3000 рублей, за непредоставление — до 5000.

Ещё выросла исковая давность для нарушений в области воинского учёта — с двух месяцев до трёх лет.

Иллюстрации: Георгий Вишневский