Про Еврейский антифашистский комитет в годы войны можно прочитать тут и тут.
К концу войны, а также и после неё, ЕАК был вовлечён в документирование событий Холокоста. Это шло вопреки официальной советской политике представления преступлений нацистов как злодеяния против всех советских граждан и признания геноцида евреев только как уничтожение части советского народа. ЕАК также переключился на защиту от дискриминации еврейского населения внутри страны, особенно той части евреев, которая стремилась к культурной автономии, что противоречило исходным планам Сталина, создававшего ЕАК как орган пропаганды на заграницу.
Контакты с американскими еврейскими организациями привели к изданию в 1946 году в Нью-Йорке «Чёрной книги» Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана — первого документального произведения о преступлениях немецких оккупантов в СССР против еврейского населения. Советское издание тогда так и не появилось: типографский набор книги был рассыпан в 1948 году. Идеологическая установка требовала не выделять ни одну национальность в рамках всего пострадавшего в ходе войны населения СССР.
14 мая 1948 года было провозглашено создание независимого еврейского государства Израиль. СССР признал новое государство сразу после его образования. Эти события вызывали восторженный отклик среди евреев по всему Советскому Союзу. В ЕАК и другие организации поступали письма от советских евреев с выражением поддержки Израилю и желанием выехать туда. На международной арене Советский Союз определенное время поддерживал Израиль, но внутри страны национальная активность евреев начала вызывать враждебность. В результате отношения между Израилем и СССР так и не сложились, более того, с августа 1948 года началось ужесточение позиций советской власти по отношению к Израилю и сионизму.
После войны изменились также взаимоотношения СССР со странами Запада и США. На смену былому союзническому единству пришли противостоящие друг другу военно-политические блоки. Внутри страны нарастала напряженность, заметно усилилась репрессивная политика, затихшая в годы войны. Но, несмотря на сложную послевоенную обстановку, ЕАК, не желавший играть лишь пропагандистскую роль, стремился занять позиции легитимного представителя советского еврейства и продолжал развивать опасную для себя активность. МГБ, в свою очередь, готовило свой сценарий ближайшего будущего комитета. В деятельности министерства стала прослеживаться ярко выраженная антисемитская направленность.
В начале января 1948 года по негласному приказу Сталина во время поездки в Минск был убит Соломон Михоэлс. Его убийство было обставлено как несчастный случай. В Москве убитому Михоэлсу были устроены государственные похороны, но в официальном некрологе отмечался, прежде всего, его вклад в театральное искусство и замалчивалась его общественная деятельность на посту председателя ЕАК.
После гибели Михоэлса комитет существовал по инерции еще несколько месяцев. 26 марта 1948 года МГБ направило в Совет министров СССР и ЦК ВКП(б) совершенно секретную докладную записку, начинавшуюся словами:
«Министерством государственной безопасности СССР в результате проводимых чекистских мероприятий устанавливается, что руководители Еврейского антифашистского комитета, являясь активными националистами и ориентируясь на американцев, по существу проводят антисоветскую националистическую работу…».
ЕАК не знал об этой записке и продолжал вести пропагандистскую работу на Западе и собирать информацию об Израиле.
20 ноября 1948 года Хейфец отправил в ЦК ВКП(б) последний доклад о положении в Израиле. В тот самый день Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило решение правительства о немедленном роспуске Еврейского антифашистского комитета. Все документы комитета были конфискованы и отправлены на Лубянку. Впоследствии их использовали для подготовки «дела ЕАК».
Продолжение следует.