Мое почтение!
Аудиокниги как формат скоро отметят свой юбилей – 100 лет. Лишь в тридцатых годах двадцатого века технологии позволили создавать книги для слабовидящих людей.
Но мало кто знает, что Толстой еще 125 лет назад сделал свою первую запись, и в последствии – частенько диктовал повести и сказки в изобретение Томаса Эдисона, в фонограф.
Оказывается, существуют записи голоса Льва Николаевича, о которых, почему-то, почти ничего не говорят и не пишут. А их – огромное множество!
Каждую из записей прикрепить к статье не получится, но я обязательно оставлю ссылку на сайт в комментариях, где собраны все дошедшие до нас голосовые заметки.
Не знаю, может, это давно всем известный факт, но меня он сильно удивил. Вообще, до того, как увлечься историей кинематографа, я бы не смог ответить, когда именно появился первый звукозаписывающий аппарат… назвал бы навскидку начало прошлого века.
(А фонографу уже почти 150 лет)
И уж тем более, не смог бы подумать, что Толстой еще в 1895-ом году попробовал сделать запись на фонографе в гостях у товарища.
Спустя три года после первого знакомства с звукозаписывающим аппаратом писатель получил в подарок собственный аппарат. От кого получил? От Томаса Эдисона!
Американский изобретатель выгравировал на фонографе надпись: «Подарок графу Льву Толстому от Томаса Алва Эдисона». Теперь он хранится в музее писателя.
В том же году Эдисон обратился к классику с просьбой: нужна была идея, которая могла бы настроить человечество на лучшее, продвинуться вперед. Писателя уже тогда уважали во всем мире, и изобретатель был уверен, что слава и влияние графа поможет достучаться до миллионов людей!
Толстой подошел к делу ответственно: долго упражнялся в речи, думал над тем, что стоит сказать миру. Друг писателя помог определиться с посланием человечеству, посоветовав прочесть отрывок из трактата «О жизни».
Еще через год Лев Николаевич прочитал четыре отрывка из книги «Мудрые мысли на каждый день», на четырех языках!
В последствии классик использовал аппарат для диктовки своих мыслей, заметок, рассказывал сказки и притчи, отправлял близким звуковые письма и записывал послание к своим ученикам Яснополянской школы. Большинство этих дошедших до нас сокровищ, напомню, в комментариях.
Но особенно мне хочется рассказать о наиболее трогательной из тех записей, что я прослушал. О послании ученикам. Запись датируется 21 февраля, 1908-о года. Это обращение писателя сильнее всего действует на слушателя, наверное, потому что оно звучит как нечто большее. Как послание потомкам.
Нам.
И есть что-то в той интонации, с которой говорит великий человек, настоящее, живое, искреннее и нетленное. Предлагаю прослушать:
Что говорит Толстой:
«Я… Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужным для вас будет. Вы помните, когда уж меня не будет, что старик говорил нам добро.
Прощайте, будет…»
Возможно, первое в России «селфи». Но это уже совершенно другая история…