Я решила свое внимание посвятить движению живой человеческой мысли, развитию свободомыслия, главным образом свободомыслию в религии. И хотела бы уделить достаточно времени этим феноменам в своих публикациях. Каков же внутренний мир независимо мыслящего ? Что чувствует и чем живет человек, сознание которого отличается от жестких рамок, установленных религией и обществом? Все эти вопросы меня безумно волнуют.
Свободомыслие всегда в той или иной мере присутствовало в человеческой культуре, это такой компонент, который был в ней даже в самые мрачные времена. Как бы мысль человека не старались втиснуть в рамки, специально созданные для подавления разума, это не удавалось сделать ни одному тирану. Свободные идеи и поток живой мысли все равно прорывались во внешний мир, словно вода в ручейке.
Свободомыслие - сокровищница человеческой культуры, воплощающая в себе смелые, гуманистические, прорывные начинания. Она несет в себе огромный интеллектуальный и гуманистический потенциал.
Свободомыслящий, интерпретируя по своему религиозные учения дает человечеству совершенно новый взгляд на это учение, и побуждает переосмысливать отношение к религии как таковой вообще.
Историю свободомыслия неоднократно пытались стереть из памяти людей, "заретушировать", гонители свободного духа. Фарисеи разных мастей в виде консервативно настроенных сил делают вид, что ее как бы и не было, что бурного, насыщенного пути самостоятельных духовных исканий не существовало. Но ростки дерзкого, остроумного, жизнеутверждающего и смелого постоянно давали о себе знать.
Зульфия Тажуризина, профессор кафедры философии религии, утверждает:
знакомясь с тенденцией отношения церкви к вольнодумцам, как к аморальным преступникам, невольно приходишь к мысли: "а не сама ли церковь и являлась фактором отпадения людей от веры?"
И я считаю, что это несомненно так. Церковь истребляла всех, кто осмеливался думать иначе, чем она, всех, кто своими независимыми умозаключениями мог помешать ее монополии, деятельности ее властной верхушке, церковному беспределу. Искореняла любое инакомыслие, любые другие религии и формы мировоззрения.
Своей жестокостью, зверской нетерпимостью ко всему непохожему в своей истории, требованием беспрекословного подчинения церковь навсегда отвратила от себя всех свободомыслящих, стремящихся к гуманизму людей, стала причиной невиданного роста антиклерикализма, неприятия ЛЮБОГО вмешательства церкви в жизнь общества, стала главной причиной ухода людей из церкви и религии.
Что такое свободомыслие (в том числе свободомыслие в религии)? Это когда человек заявляет: "Я имею право на критическое рассмотрение религиозных правил, вне установленных каноническими предписаниями и священноначалием рамок, я имею право самому определять, что есть вера, обозначить свое отношение к вере. Я могу свободно исследовать религиозность в целом, взаимоотношения человека с религией, позиционирование человеком себя относительно религии, составлять свое мнение о себе, мире и человеке как таковом на основе собственных религиозных воззрений или совсем не принимая религиозное в расчет. Могу назвать религию чисто человеческим продуктом".
Свободомыслие я воспринимаю как одну из сторон, неотъемлемых и очень значимых, в истории существования религии и развития религиозной мысли, которое веками взращивало в поле человеческой культуры плевелы разумного и человеколюбивого являлось противоположностью насаждаемому церковью и государством мракобесию.
Приведу еще слова Зульфии Тажуризиной по поводу свободомыслия и его роли:
Свободомыслие, это критическое зеркало религии, сопровождало ее на протяжении тысячелетий, главным образом, в виде стихийного вольнодумства, а с появлением философии нередко влияло на изменения в религии, преодолевая религиозный догматизм и авторитаризм. Это необъятный пласт духовной культуры, включающий не только философскую критику религии или ее отрицание на уровне обыденного сознания. Сведения о существовании свободомыслия в истории общества мы найдем ныне во множестве работ по литературоведению, этике, эстетике, педагогике, культурологии, историографии, в художественной литературе, в работах по истории физики, астрономии, космологии, биологии и т.д. , и, конечно, в исторических документах.
Без элементов свободного мышления человеческая культура никогда бы не стала по-настоящему величественной и монументальной. Она была бы скучной и однотипной, не завораживала бы, не пленяла своей энергией подъема духа.
Как читателю не восхититься героизмом и стойкостью Прометея из трагедии Эсхила "Прометей прикованный?" Как не зарядиться остроумием и находчивостью Остапа Бендера?
Литературная и философская плеяда была бы однозначно неполной без имен Рене Декарта, Антони Коллинза, Иоганна Гете величайшего скептика Мишеля Монтеня, защитника веротерпимости Пьера Бейля, просветителей Поля Гольбаха и Клода Гельвеция.
И поэтому, я считаю, что отказываясь изучать свободомыслие, его историю и проявления, люди теряют много звеньев мировой культуры, жемчужины человеческой мысли, теряют возможные источники вдохновения.
Громадный вклад в развитие светской, гуманистической идеологии внесла антиклерикальная литература, в которой шла речь об ошибках, несправедливости священнослужителей, церкви, религиозных структур, обличалось недостойное поведение клириков, их жадность, жестокость, сребролюбие; а также тираноборческая литература, в которой слышались отчетливо голоса против злоупотреблений властителей.
А кто создает эту литературу? Свободомыслящие авторы, которые не боялись поднимать табуированные темы, открыто говорить и писать о них и давать собственное разъяснение метафизическим и социальным понятиям. Которые, даже рискуя собой, осмеливались мыслить по-новому и тем самым бросали вызов невежеству и темноте.
Некоторые люди (как профессиональные исследователи, так и обычные люди при восприятии информации о свободомыслящих деятелях литературы, искусства и культуры) смотрят на сам феномен свободомыслия предвзято, даже с ненавистью, считают его подрывом общественных институтов, угрозой устоявшемуся порядку.
Но о чем это говорит? Об отсутствии малейших представлений о свободе у подобных критиков. Об их собственной внутренней зажатости и неумении жить "без поводырей". Такой взгляд отражается только неосведомленность в проблемах и сущности религиозного свободомыслия и антиклерикальных идей.
Нужно ли сегодня людям изучать и осмысливать пути свободомыслия, вольнодумную литературу и произведения искусства, которые были созданы творцами разных стран и эпох? Несомненно. Во-первых, изучая ход мысли, свободной от пут канонической религии, человек лучше понимает себя и свои духовные потребности.
Во-вторых, что лежит в основе культуры свободомыслия?
Человек, как мыслящий субъект, способный к рефлексии и познанию окружающей действительности, стремится эту окружающую действительность как-то отобразить, дать ей собственное объяснение. Посмотреть на реальность он хочет не чужими глазами: не глазами церковных иерархов, отцов церкви, различных религиозных деятелей и политиков, а своими собственными. И уже когда изучил мир и свое место в нем, описал картину бытия, появляется естественное желание совершенствовать и улучшать его.
Очень хочется, чтобы наследие из мировой сокровищницы свободомыслия, труды вольнолюбивых людей, которые пронесли через столетия свои идеи стали в полной мере объектом осмысленного, глубокого изучения и примером благородных действий и устремлений!
Потому что свободомыслие в его просветительской форме имеет исключительный гуманистический потенциал, является необычайно плодотворным, содействует познанию Вселенной и решению экзистенциальных проблем.
Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!