Найти тему
НУАР-NOIR

Инфантильный карнавал в криминальной тональности

Несколько слов о гениальном фильме Эмира Кустурицы

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Дорогие друзья, рассказывать о фильмах, где главной составляющей является бьющее через край беззаботное веселье, не просто сложно, а мучительно сложно. Ибо любое произнесенное слово есть ложь. Не в смысле обман, а недостаточно ясно передающее оттенки эмоций и их тайный смысл.

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Именно такие мысли пришли нам в голову, когда в рамках одного провинциального проекта, а именно «Клуб анонимных книгоголиков» (удивитесь, мы не только пишем, но ещё и читаем), нам предстояло обсуждать фильм 1998 года «Черная кошка, белый кот», который был создан Эмиром Кустурицей. Тема вернуться к этой кинокартине вдвойне актуальна, так как недавно мы «отмечали» день рождения Бранки Катич

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Мы даже помним тот момент, когда он (этот фильм) появился на небосклоне. По телевизору в одной программе, посвященной Венецианскому кинофестивалю, показали отрывок с «ползущим пеньком», который останавливает долговязый вооруженный цыган. Уже интригующе и весело. А первый просмотр погрузил в состояние, близкое к солнечной эйфории, хотя сюжет весьма и весьма криминальный

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Итак, мы имеем удивительное сочетание, музыкальной комедии и этно-гангстерской драмы. Кажется, что после преисполненного глубокими трагическими смыслами «Подполья» режиссер решил похулиганить, дабы тем самым дать зрителю отдохнуть. Однако было бы в высшей мере ошибочно видеть в этой ленте «дикую безделушку», хотя если сюжет усваивать «дословно», то он будет восприниматься именно как «дичь»

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Но всё-таки есть в ленте две центральные темы, которые и стали своего рода скрытыми смыслами этой картины. Во-первых, это тема дружбы. Понятие, которое сейчас девальвировано, но при том имеет множество оттенков. Не случайно, один из героев смотрит финальную сцену легендарной и близкой у нуару «Касабланки» (1942), когда звучит фраза про «начало дружбы»

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Если же говорить об оттенках, то мы можем видеть преданное криминальное товарищество двух старых бандитов, которые в своё время «колесили» по Европе. Эта дружба противопоставлена лицемерной псевдо-дружбе Матко и Дадана, которые, по сути, используют друг друга, готовые в любой момент «подставить». И есть третье проявление. Это дружба-любовь (так называемый «людус») в недра коего с головой погрузились юные существа: Ида и Заре-Воробушек

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Опять же сцена в подсолнухах лишена какого-либо подчеркнутого эротизма и напоминает не столько «праздник тела», сколько «анекдот духа». Здесь мы выходим на вторую тему фильма. Весьма интересно, что в ленте нет ни одной статичной сцены. Все движется и на первом, и на среднем плане, и даже на общем фоне. Хотя иногда это движение даже не имеет смысла.

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

Поскольку действие фильма происходит в среде югославских цыган, то это как бы является отсылкой к кочевому образу жизни. То есть «вся наша жизнь - один сплошной табор». И это подано весьма иронично, без какого-либо упрека и недоумения. Если мы посмотрим на образ табора в художественной культуре, то он ассоциируется с карнавалом.

Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)
Кадр из фильма "Черная кошка, былый кот" (1998)

В данном случае тема «криминального праздника» дополнена ощущением прямо-таки непростительной инфантильности (опять же вспоминайте сцену в подсолнухах). Однако это не по причине «этнического возраста» цыган, которые в преставлениях некоторых «никак не хотят взрослеть». Напротив, это от ощущения того, что всё случится «как надо». А потому: зачем горевать? Опять же кто-то сомневается в том, что злополучная свадьба не состоится?

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке