Эту статью меня побудил написать недавно произошедший случай, свидетелем и участником которого я случайно стала.
Район, в котором я живу - «спальный» с большими уютными дворами, густо засаженными деревьями и кустами. Летом здесь просто рай. В нашем подъезде на первом этаже живёт семья, у которой всегда были котики, а точнее, кошечки. Первый этаж позволяет сделать для питомцев своеобразную лесенку, которая одним концом лежит на подоконнике, а вторым – на ближайшем дереве. Именно таким путём и попадала соседская кошечка в дом через всегда приоткрытую форточку, вдоволь нагулявшись в густой траве двора. Когда у неё рождались котята, и она их начинала выводить на прогулки, все соседи и дворовая мелкая детвора часами наблюдали за игрой потешного семейства. Постепенно котят разбирали, и кошечка снова гуляла одна до следующего потомства. В этом году долго не могли найти себе новых хозяев два котёнка: Кузя и Мотя. Они уже почти выросли во взрослых особей, и при хорошей погоде целыми днями гонялись друг за дружкой, играли, лазили по деревьям возле дома, в общем, счастливо резвились, не зная горя и печали, на радость всем неравнодушным людям. Ближе к зиме Кузю всё же забрали, и Мотя осталась одна (ну, как одна, с мамой-кошкой, разумеется). Мама-кошка была уже старенькой и, с наступлением холодов, предпочитала сидеть в квартире, выходя на улицу только по необходимости. Зато Мотя почти всё время гуляла во дворе, ей было тесно и неинтересно в четырёх стенах. Находясь в отпуске, я всё время вижу её, то с боевым кличем гоняющую по клумбе с пробивающейся травкой (у нас морозы и снег были всего одну неделю, а так тепло), то охотящейся за воробьями, то лазающей по ближайшему дереву. А когда ненадолго выпал снег, Мотя такое вытворяла от радости, что на неё можно было смотреть часами.
Два дня назад возвращалась я домой из магазина, на улице было уже темно, прохожих мало. Зайдя через арку соседнего дома в свой двор, в свете уличных фонарей перед моими глазами предстала довольно странная картина: под деревом у подъезда стоит одна женщина средней комплекции, а вторая, более худая, лезет по дереву. Из их громкого разговора я поняла, что они снимают с дерева кота. Ну, снимают и снимают. «Наверное, с котиком вышли погулять, а он взобрался на дерево», - подумала я. Пока я подходила, обламывая ветки, худая женщина всё же добралась до кота, схватила и с треском спустилась вниз.
- Ой, смотри, да это кошечка, - услышала я возглас плотной спутницы.
- Ничего, завтра стерилизуем, - воодушевлённо подхватила худая, - А ты не помнишь, у нас там ещё есть свободные клетки?
- Не помню, но на крайний случай, стерилизуем и выпустим. Как мы с тобой сегодня плодотворно погуляли.
Тут до меня дошло, что это вовсе не их животное. Я подбежала к ним, смотрю, а это Мотя.
- Граждане, а что это вы здесь делаете? – обратилась я к подружкам с Мотей на руках.
- Вот, кошечку спасли, она, бедняжка, с дерева слезть не могла. Мы, вообще-то, из приюта, волонтёры, помогаем таким вот несчастным…
- А вы уверены, что эта кошка несчастна и нуждается в вашей заботе?
- Конечно, они все нуждаются в заботе! Вот стерилизуем её, будет место - оставим в приюте, нет – выпустим, но она уже не будет размножаться…
- И жить тоже, - сорвалось у меня непроизвольно, - короче, уважаемые, это кошка моей соседки, так что давайте её сюда.
- Вы уверены? – взвизгнула та, что постарше.
- Уверена.
- А если это домашняя кошка, что она делала одна на улице? - Не унималась дамочка, прижимая к себе Мусю.
- Гуляла, дышала свежим воздухом и радовалась жизни, пока вы здесь не появились.
- Кошка на самовыгуле – это опасно! Таким людям, как Ваша соседка, нельзя оставлять животное, она абсолютно о ней не думает, у нас ей будет гораздо лучше и безопаснее, мы сможем о ней позаботиться…
- Женщины, вы вообще нормальные или как..? – Уже не выдержала я.
Ох, что тут началось! Визгу и криков было столько, что люди начали высовываться в окна. Услышала и хозяйка Моти, которая особой деликатностью не отличается. Она выскочила на улицу и в трёхэтажных доходчивых и понятных любому славянину выражениях всё объяснила горе – волонтёрам, забрала кошку, пригрозив дать в лоб.
На этом можно было бы и закончить свой рассказ, но… давайте немножко порассуждаем.
Волонтёрство – это, безусловно, здорово, гуманно, по-человечески, только почему то всё чаще в последнее время (особенно касаемо животных, в частности, кошек и собак) оно приобретает какие-то уродливые, ненормальные формы.
В принципе, все неравнодушные и добрые люди – это своего рода волонтёры: старушка изо дня в день подкармливает котиков, во дворе мужчины построили будку для бездомного пса, любимца детворы, девушка идёт домой и видит тощего больного котёнка, забирает себе, лечит, даёт любовь и кров. Да, что говорить, у нас на седьмом этаже живёт семья, которая подбирает больных, умирающих собак, выхаживает и пристраивает в хорошие руки много лет. Появились приюты для несчастных животных, а дальше всё как-то пошло наперекосяк.
Кто, когда и почему вдруг решил, что в этих приютах, изначально созданных для больных, раненых или выброшенных домашних животных, которые сами на улице не выживут, должны содержаться здоровые сильные уличные особи? Зачем рыскать по улицам города и отлавливать уличного кота или собаку, довольных жизнью? То, что они довольны и счастливы можно сразу прочесть по их глазам. Им не нужен хозяин, они не хотят быть запертыми большую часть суток в квартире в четырёх стенах, а тем более клетке приюта, больше похожего на концлагерь, у них у каждого есть своя территория, свои люди, которые их подкармливают, свои места, где они прячутся от дождя и холода, и они по-своему счастливы. В подтверждение своих слов расскажу совсем коротенькую историю.
У нас на автобусной остановке есть маленький мясной магазинчик, возле которого уже лет семь живёт красивый, можно даже сказать, шикарный кот. Он ничей, просто прибился к этому магазину, где две продавщицы, работающие посменно, постоянно котяру подкармливают. Они же мне и рассказали однажды, что этого кота разные люди уже раз пять забирали к себе домой, желая для животного блага. Вот только понятие «благо» не совпадало в сознании людей и кота. И при первой же возможности кот удирал от любящих хозяев и возвращался к магазинчику.
Безусловно, уличные животные проживут меньше, чем домашние, но на каком основании человек решил, что прожить десять лет в клетке приюта – это гораздо лучше, чем пять лет - на свободе? Для кого лучше? Мы немножко посидели по домам на жёстком карантине, понравилось? Мы согласны так прожить всю жизнь? Нет. А почему? Ведь тогда мы не заболеем, не попадём под машину, не разобьёмся на самолёте, не будем избиты и убиты хулиганами, проживём дольше, но что-то всё равно не хочется…
Но особо возмущает отлов бездомных животных для кастрации и стерилизации. Поймали, сделали операцию и через сутки с жёлтой биркой на ухе иди, дорогая, в свободное плавание. Шансы у таких животных выжить тут же резко начинают стремиться к нулю. Можно с пеной у рта доказывать, как это «благотворно» сказалось на здоровье вашего домашнего котика или кошечки, которые всю жизнь лежат на диванной подушке, но у бездомных животных нет дивана и нет подушки. Они разлизывают свежие швы, в которые гораздо быстрее попадает инфекция, кастрированные коты больше не могут тягаться с нормальными и тоже обречены. К чему всё это? Это многие называют гуманностью, чтобы не увеличивалось количество бездомышей. Ну, тогда уже гораздо гуманнее сразу делать периодические отстрелы, по крайней мере, хоть быстро помрёт та же собака или кошка, а не будет месяц гнить и голодать перед смертью. Единственная разница – это то, что при отстреле ты видишь смерть, и это тебя ужасает, а как умирает кошка с гниющей брюшиной, ты уже не видишь, и гордишься, как не обрёк на голодное существование не родившихся котят. Ты – герой! Бурные аплодисменты!
А самое печальное, что все эти волонтёрские потуги реально ни к чему не приведут, пока не изменится общее сознание наших людей в отношении к братьям меньшим. А для этого надо воспитать новое поколение, начиная с садика прививать детям любовь, уважение и ответственность в отношении к кошкам и собакам. Вот куда должна быть обращена бурная энергия волонтёров, а не на отлов и стерилизацию животных. Здесь не обойтись и без помощи государства. Например, в европейских странах за выгнанного из дома кота владельцу полагается внушительный штраф. Каждого питомца чипируют, поэтому потерявшегося кота можно очень быстро найти. И только тогда, когда вырастет новое поколение, которое будет относиться к кошкам и собакам с уважением, как, например, в мусульманских странах, кошки будут свободно ходить и по нашим городам, получать пищу, воду и заботу.
К слову, в Японии с 2017 года на острове Хонсю курсирует кошачий поезд, где для бездомных котов созданы все условия. Пассажиры при желании могут не только поиграть с котиками в пути, но и забрать любого из них домой.
А ещё в той же Японии есть, так называемые котокафе: место, куда можно прийти выпить кофе и пообщаться с живущими там котиками.
И пока не изменится в данном вопросе наша культура никакие отловы и стерилизации не помогут, и отправлять через сутки после операции животного на улицу отнюдь не гуманно, а жестоко и цинично.
Р.S. Пока искала фотографии, случайно узнала, что и в России начали в городах открываться вот такие же котокафе. Это очень приятно и даёт надежду, что, возможно, лет через 15-20 по нашим городам будут ходить такие же счастливые котики, как и в Стамбуле.
Предлагаю к прочтению художественный рассказ о жизни бездомной собаки "Больше всего на свете он ненавидел волонтёров"