Понятно, если бы я была виновата, соглашалась Оксана, садясь за руль, но ведь ничего не было, да и не с кем. «Где задержалась, где задержалась, —передразнила она мужа, — в кафе задержалась». Так и было. Неожиданно позвонила Лиза, подруга, с которой Оксана училась в одной группе десять лет назад. Лиза приехала в командировку, у неё было несколько часов до поезда. Подруги с интересом рассматривали друг друга, засыпали вопросами, на воспоминания времени не хватило, — у них нашлась более важная тема. Потом Оксана подвезла Лизу до вокзала. Они пообещали чаще созваниваться, но обе знали, что большее, на что их хватит — поздравлять друг друга с днём рождения и праздниками.
«В кафе я была», — сказала мужу с порога Оксана. «С кем?» — спросил Алексей, муж. Оксана хотела съязвить: «с любовником», но знала, что так лучше не шутить, иначе скандал. «С подругой», — ответила. «С какой? Я всех твоих подруг знаю». «Эту не знаешь», — устало ответила Оксана, понимая, что ещё немного, и она начнёт чувствовать себя виноватой. Именно этого Алексей и добивался, чтобы она начинала оправдываться, несколько дней спешила с работы, чтобы не опоздать ни на минуту, вставала в шесть утра и готовила завтрак, и главное, не задавала мужу вопросов: почему он задерживается, отчего ездит ночевать к родителям посреди недели.
Манеру Алексея устраивать сцены ревности Оксана разгадала давно. Сначала ей даже льстила его ревность. Потом она стала замечать за собой, что становится неуверенной в себе, действительно чувствует себя виноватой, оправдывается. В идеале нужно было обратиться к семейному психологу. Но, как только она заговорила об этом, Алексей поинтересовался, у кого это она узнала о психологе, наверное, подруги научили, которые развелись с мужьями давно, теперь вот плохому учат Оксану. Она, чтобы не оправдываться, стала отмалчиваться. «Молчишь, значит, я прав», — говорил он. Она стала уставать от такой жизни. И дело не только в том, что она руководила людьми, стала допускать ошибки в работе, — она находилась в подавленном настроении. Ещё немного, и я разучусь радоваться, сказала она себе.
Лиза, вернувшись домой, услышала от Олега, мужа: «Где была?» «Ты же знаешь, где я была, в командировке, можешь посмотреть документы», — ответила она. «С кем ты ездила?» «С людьми», — ответила она. «Понятно, с начальником», — Олег вышел из комнаты. У Лизы неприятно заныло в груди. Сейчас Олег, как уже часто бывало, скажет, что она может идти к Сергею Ивановичу, если ей не нужна семья, муж, который зарабатывает меньше её, дети. «Сергей Иванович-то в чём виноват?» — скажет Лиза. Потом она увидит, как Олег расстроен, и станет утешать его, говорить, что он самый лучший на свете. В конце концов он поверит ей, но Лиза знала, что это ненадолго.
В кафе она жаловалась подруге Оксане, что у мужа низкая самооценка: «Понимаешь, он думает, что все мужики лучше него, и кто-то из них обязательно уведёт у него такое сокровище, как я. Я ему сколько раз объясняла, что он вообще единственный, кто мной заинтересовался, что у меня никогда под окном серенад не пели — не верит, так боится, что я от него уйду, что мне кажется, он уйдёт от меня сам». «Мой муж — типичный манипулятор, — призналась Оксана, — не знаю, как долго я смогу это терпеть, лишний раз из дома выйти нельзя. Он вечно всем недоволен, хочет, чтобы и я стала такой же. Я предлагала ему обратиться к семейному психологу». Лиза заинтересовалась. «Лучше бы не предлагала», — сказала Оксана. Обе замолчали, подумав, что каждую из них ожидает неприятное объяснение. «Я подвезу, всё равно муж будет спрашивать, где была», — сказала Оксана.
Иногда нам нравится, что нас ревнуют. Мы думаем, что это любовь. Может, вначале и была любовь, только потом её место занимает желание управлять и подавлять. Кто-то, испытывая чувство собственной неполноценности, компенсирует это за счет другого. Низкая самооценка может стать не только личной проблемой — человек, постоянно сомневающийся в себе и других, может устроить близким невыносимую жизнь.