Смерть человека у многих вызывает воспоминания, а смерть такого известного человека как Людмила Зыкина тем более, Вот и у меня в жизни была такая встреча.
Произошла она ещё в прошлом веке, о дате сейчас сказать определённо не могу, но это было в разгар моей бурной юности. Я знал теоретически о её существовании, знал, что она заслуженная артистка, пользуется доверием, уважением и любовью множества её поклонников да и просто граждан более старшего возраста. Я даже слышал её несколько песен и в определённые минуты душевного состояния они очень помогали были приятны и ложились на ткань событий как нельзя естественно добавляя в неё духовное ощущение бытия. Например "Русское поле" или "Течёт река волга"
Тем не менее её поклонником никогда не был, её творчеством не интересовался, и какого либо уважения в явной форме не испытывал, возможно по отдалённости судеб.
Уж и не знаю каким ветром её занесло в наш город (уже не великий и ещё не великий) Новгород тем дождливым днём но были какие-то праздники, я активно участвовал в самодеятельности и после нашего концерта через час с небольшим должна была выступать сама Зыкина!
Танцор народного коллектива, коим я в то время являлся, за выступление переодевает с десяток костюмов. И если до выступления это аккуратная стопка артистической одежды сложенная в обратном порядке номеров в концертной программе, то после него это бесформенная куча наспех сброшенного белья, которое быстро не уберёшь выискивая комплекты и аккуратно их складывая, именно по этому мы и задержались за кулисами.
Тем временем пара работников сцены готовила декорации к выступлению Зыкиной меняя антураж, задники, а поскольку, Зыкина пела в живую под рояль, и его тоже надо было выкатить на сцену.
Местный рояль был довольно древний, сделанный из дуба, чугунной оснастки (рамы жёсткости) для струн, массивных толстых ножек, и старых неповоротливых колёс в основании опор. Он стоял слегка запылённый в углу за сценного пространства рядом с другими декорациями и тихонько отсвечивал своим благородным чёрным лаком, непременно привлекая внимания к себе своей массивно благородной внешностью, кого бы то нибы-ло, кто оказывался поблизости, так как был не только красив, но и всегда поддерживался в настроенном состоянии издавая благородные, чарующие звуки даже при случайном нажатии на клавиши любопытствующего подростка.
Сдвинуть его вдвоём оказалось не под силу работникам сцены, а время поджимало, за закрытым занавесом уже слышались голоса первых зрителей заходящих в зал и неторопливо рассаживающихся по местам. Поэтому вполне естественно они попросили нас помочь им. Да не вопрос, дело молодое тело сильное и крепкое, это не составляло труда, да и сделать полезное дело для меня было приятно. Я с сотоварищами быстро согласился, мы окружили этот старый рояль и под чутким руководством одного из работников стали плавно и бережно двигать его в направлении сцены.
Сцена! Сцена это целый мир приспособленный для обслуживания артистов культуры начиная от театров хоров, оркестров конференций, певцов, групп ВИА, танцоров и пр... пр... пр.. Она делится на видимую и не видимую часть для зрителя. Видимая часть выглядит довольно ровно и просто, но стоит на шаг ступить за кулисы или посмотреть со сцены в зрительный зал обнаруживаешь множество устройств, для освещения, для озвучивания, для спец эффектов, механизмов подъема опускания, закрытия занавеса, разных коробочек подключения микрофонов, электроэнергии, или закладных деталей для крепления растяжек, например для оборудования артистов цирка. А наша сцена расположенная (тогда) в городском дворце профсоюзов ещё и поворачивалась, поэтому по своему диаметру имела ещё и небольшую щель за которую и зацепилось первое колесо рояля. Преодолеть это препятствие был сущий пустяк стоило чуть чуть поднатужиться, что мы и сделали. НО! Но вот после этого планомерное движение рояля естественно ускорилось, а моя нога попала на металлическую крышку одной из многочисленных коробок подключения, она была старая, видавшая виды крышка, не совсем прочная, изрядно прогнутая судьбою. И надо-ж такому случиться, что её размер совпал с размером моей ноги и иначе освободится из этой ямки как поднять ногу вертикально вверх уже было не возможно, а я по привычки двинул её в сторону. Моё понимание момента пришло слишком поздно, разогнанный рояль было уже не остановить. И он с лёгкостью балерины выпорхнул на сцену проехав по моей ступне последней ножкой.....
Что тут было... прыгая по сцене с отдавленной ногой, а был ли там перелом или нет я ещё не знал, просто было очень больно и я громко произносил букву АААА меня попросили это делать потише а лучше вообще помолчать, т.к. там за занавесом уже зрители, продолжая прыгать и голося букву ААА я успевал высказаться по поводу где я видел этот праздник, этот рояль, зрителей за занавесом и саму Зыкину...
(почему то вспомнилась похожая сцена из Х/Ф "трактористы" когда звук выключили а от слов бранных сказанных Шукшиным разлетелись вороны на заднем плане с деревьев)
И тут,разворачивая в прыжках на одной ноге я увидел её! Она стояла в строгом концертном костюме традиционным для неё, недалеко от служебного входа на сцену, очевидно она вошла буквально недавно вместе с выкатывающимся роялем и всё слышала.
Ни один мускул эмоций не дёрнулся на её лице. Все замерли в позах примерно как -"К нам едет ревизор" возникла неестественная тишина, даже зрители в зале за занавесом замолчали, выявляя интерес прислушиваясь к мнению о них, приглушенно доносящийся со сцены.
Зыкина окинула взглядом меня, рояль, растерявшихся и побелевших от страха за конфуз, работников сцены, моментально оценила произошедшее, и после непродолжительной паузы, как будто ничего не произошло не громким голосом стала давать указания звуко режиссёру. Всё равно что сказала в детской игре заветное слово Отомри. Жизнь сцены снова ожила и закрутилась.
Я прихрамывая забрал свои костюмы и вышел из этого волшебного места ни сказав ей ни слова извинения, унося в себе чувство уважения к этой женщине за житейскую мудрость и её прощение за столь по русски горячо высказанные суждения.
Может быть благодаря этому, врач осматривающий ногу так и не поверил что её переехал рояль, переломов не было, боль быстро прошла и в последствии эта травма никак не сказалась на моих профессиональных возможностях солиста народного ансамбля.
Память странная штука, вот вроде и забыл об этом случае в своей жизни, а стоило упомянуть, и она всплыла в памяти вместе с уважением к ней, которое несу до сих пор. Выходит память о ней Светлая..