Найти тему
Русская армия. История.

Как в Чечне арестовывали офицеров за "неисполнение приказа"

Русский солдат в Чечне
Русский солдат в Чечне

Первая Чеченская кампания, по своей сути, была одной из первых военных операций только что появившейся (после распада СССР) Российской армии. И к сожалению оказалось, что армия была не полностью готова (мягко говоря) к такому "повороту событий".

Как один из примеров подтверждающих это - халатность высшего командования. Если детализировать, то это и штурм танками "антидудаевской оппозиции" Грозного (в танках оказались Российские танкисты, от которых Грачев открестился), и уже позже - танки без прикрытия в центре Грозного, и окруженная Майкопская бригада.

Все это под громогласные заявления Грачева взять Грозный парашютно-десантным полком. Но нельзя во всем обвинять "лично Пашу Грачева" (цитируя фильм Чистилище). Тот же Лебедь подписывал известное Хасавюртовское соглашение, хотя по воспоминаниям многих ветеранов, они бы выбили тогда боевиков из города:

На тот момент со стороны нашего правительства и Лебедя непосредственно, так как он был полномочным представителем президента, это было предательство в отношении федеральных войск. (Из интервью Ленты.Ру, которое было взято у Дмитрия из 101-го разведывательно-штурмового батальона).

Так вот, тот же Дмитрий в интервью Ленте рассказывает, что им просто пришел приказ прекратить огонь. Хотя боевики после этого даже "усилили натиск, чтобы взять штурмом все здания".

И вот офицерам, кто посмеет нарушить приказ - обещали трибунал. Офицеры старались такие приказы не нарушать, так как нужно было кормить семью. А вот солдатам было все равно. Терять особо нечего, "дальше уже не сошлют", как говорится. А оказаться в руках боевиков - так себе перспектива.

Но за поступки любого солдата всегда отвечает командир. Вот и получалось, что часто за офицерами приходил "особый отдел". Вот как это описано в том же интервью:

Чтобы посадить, практически как в 1937 году, собиралась чрезвычайная тройка. Пришли три сотрудника особого отдела, в который мы сдавали боевиков, выслушали, показания записали, офицера забрали. И все, никто его больше не увидит. Потом только родственники получат письмо, что он в местах лишения свободы (Источник: Лента.Ру)

Вот такая безвыходная ситуация получалась. Как действовать армии со "связанными руками"? Когда у командования там какие-то свои "договоренности" с противником? Когда за деньги или иные ресурсы боевики могли узнать у "штабных" любую информацию о передвижении личного состава, вооружении, планах и задачах.

Тут хочется вспомнить слова полковника Баталова, которые он произнес в интервью Невзорову, что это все нужно делать:

надо по уму, обученным войском! Не надо столько. Есть же у нас люди, взять кого можно, дивизию, две, три, сколько надо, собрал, блокировал, все средства туда вложили, колючей проволокой можно четыре раза обмотать. Никто от туда не вылезет. Воздух прикрыл. Куда он денется этот Дудаев?

Как жаль, что обычный полковник, который с автоматом в руках, со своими солдатами находился в Грозном, оказался умнее штабных генералов, министров и президента вместе взятых.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.