Стимулирование при помощи наград в этом случае работает далеко не всегда, поэтому есть возможность выбрать что-либо взамен. Какие же варианты могут быть самыми оптимальными?
Подбор требуемого вида мотивации
О внутренней мотивации большая часть людей задумывается достаточно редко. Это относится к нашим искренним желаниям, и для их выражения будет хватать исключительно слова «хочу».
Дети могут с удовольствием слушать творчество музыкальных коллективов, которые им нравятся, делают что-то собственными руками или читают романы с приключениями, потому что им это по душе.
Виды внешней мотивации могут быть различными – от выдачи денежных средств на карманные расходы до школьных отметок. Выразить ее можно одной фразой: «делай таким образом – и получишь это».
Психологами от этого предостерегают не только родителей, но и педагогических работников. Одни родители за хорошие оценки дают обещание посещения зоопарка, другие приобретают электронные устройства или даже дают деньги.
Проблема состоит в том, что это может не сработать: школьник будет демонстративно скрывать, и еще будет обижаться на то, что обещание, данное ему, не было выполнено.
Мотивация от учителей может быть различная: введение разного рода званий, наподобие «ученик месяца», послабления для хорошистов.
На практике же случается так, что звание достается небольшому количеству одних и тех же учащихся, равно как и послабление. Остальные рассматривают себя как неудачников.
Причины, почему не срабатывает внешняя мотивация
При обещании ребенку, его восприятие слов родителей порождает энтузиазм. Помимо этого, включается и инстинкт самосохранения.
Результатом становится то, что ребенок ищет не самый творческий способ решить поставленную проблему, а наиболее надежный и с наименьшими временными затратами.
Работа внешней мотивации может осуществляться достаточно успешно, но исключительно вместе с внутренней. Сама же она продвижение вперед обеспечить не может.
Факторы, влияющие на интерес к учебе
Их существует всего три:
Желание маленьких детей получать знания, и ничего не требовать взамен. У них имеется высокое развитие внутренней мотивации, так как им просто интересен процесс учебы.
Эффективное обучение наблюдается у тех детей, которые сумели сохранить внутренний тип мотивации.
Выдача поощрений может разрушить внутреннюю мотивацию.
Возвращение мотивации к учебе – процесс длительный, и его успешность зависит от родителей. Но основными будут три аспекта:
- Содержание. При отсутствии у ребенка реакции на слова родителей, они начинают поиск возможностей воздействия на его поведение. Но стоит и подумать, насколько требования будут в разумных пределах.
- Сотрудничество. Не все родители воспринимают это слово именно в плане общения с ребенком. Чем старше становятся дети, тем в большей степени их стоит привлекать к сотрудничеству. Стоит попробовать пообщаться с ребенком как со взрослым человеком.
- Предоставление свободы выбора. Ребенок должен ощущать себя как часть процесса, в этом случае он будет демонстрировать более ответственный подход.
Основной задачей родителей становится вытягивание этой мотивации из ребенка. Для родителей, которые интересуются проблемами своего ребенка, это не будет составлять трудностей.