Найти тему
Журнал блондинки.

"Китайцы" в поезде: самый известный, пожалуй, секрет советских проводников. Рассказываю подробности, как это было

Я уже несколько раз рассказывала о специфике работы проводника в СССР и о некоторых профессиональных секретах, которые, впрочем, были и есть у представителей любой сферы деятельности.

Ссылки на эти рассказы я дам в конце статьи.

А сейчас хочу рассказать о наиболее известном, если можно так сказать, секрете - о "китайцах".

Как для чего и почему проводники пользовались услугами этих самых "китайцев". И поверьте, не жажда наживы была здесь основной движущей силой.

В те времена, когда я работала проводником (середина 80-х) постельное белье поставлялось в вагоны мешками по пятьдесят штук.
Но тогда белье шло без полиэтиленовых пакетов, а каждый комплект был просто переложен полотенцем.

Простыни иногда были, чуть сыроватые, хотя некоторые пассажиры называли их даже сырыми. Чаще это случалось летом.

Так как я некоторое время проработала в прачечной вагонного участка, то я точно знаю, почему так было.

Белья было мало, а летом, в тот период, когда пускались дополнительные поезда, его не добавлялось.

Потому сушить белье нужно было как можно, быстрее.

А мощностей не хватало.
Поэтому все простыни накладывались на сушильный барабан внахлест до половины.

И получалось, что сушились две простыни одновременно. Отсюда и легкая сыроватость идеально проглаженных простыней.

У меня был плацкартный вагон с бронью по Гомелю.

Это значит, что в Минске садилось пятьдесят четыре человека до Гомеля и абсолютное большинство брало постельное белье.
В Гомеле все дружно выходили и садились следующие пятьдесят четыре человека, которые также, а, может, еще и больше,  жаждали постельного белья.

На обратном пути история повторялась.

Интригу в стандартную формулу «проводник-белье-пассажир» вносил тот факт, что на всю поездку на вагон выдавалось два мешка белья.
Арифметика не даст соврать – это всего лишь сто(!) комплектов.
Простые подсчеты показывают, что белья, выданного на весь рейс, едва-едва хватало только в одну сторону.

-2

И весь обратный путь проводник проводил в сложных эмоциональных переговорах с отдохнувшими и потому весьма активными  гражданами.

Они очень недовольны бывали ленивой попой проводника, которая не позаботилась вовремя о нуждах страждущих здорового ночного сна добросовестных, в отличие от, граждан.

Вот тут и выходили на арену «китайцы».

Брались простыни и полотенца, на которых следы использования были заметны менее всего, складывались по отутюженным в прачечной сгибам и подкладывались под подушку, что лежала на кресле проводника в служебном купе.

Под естественный пресс, как вы поняли.

Сложнее всего было с наволочками, потому как их использовали всегда.
И это всегда было заметно.
Потому наволочки смачивались водой и тоже отправлялись под пресс.

Да, наволочки были серьезной проблемой, потому «китайцев» использовали, как правило, в ночное время суток при слабом свете лампочки, горящей, желательно, где-нибудь в тамбуре.
В клиенты «китайцам» старались выбирать мужчин нескандальной внешности и робкого поведения.

В общем, все было сложно. И нервно. Потому как угроза разоблачения была всегда, так же, как и внезапное появление ревизоров, которые о "китайцах", конечно, знали, потому сразу после поиска "зайцев" брались за пересчитывание белья.

Поэтому многие проводники обращались к "китайцам" в исключительных случаях при наличии особенно скандальных пассажиров, требующих белье.

Бонусом  в данных манипуляциях  с дополнительными комплектами белья шли неучтенные деньги, которые все проводники считали честно заработанными личными и премиальными.

Читайте также про "секреты" проводников времен СССР:

Почему советские проводники чай для пассажиров заваривали только с содой: показываю на опыте, все сразу станет понятно

Работать проводником в советские времена было очень непросто. Рассказываю на примере из своей жизни