Я уже несколько раз рассказывала о специфике работы проводника в СССР и о некоторых профессиональных секретах, которые, впрочем, были и есть у представителей любой сферы деятельности.
Ссылки на эти рассказы я дам в конце статьи.
А сейчас хочу рассказать о наиболее известном, если можно так сказать, секрете - о "китайцах".
Как для чего и почему проводники пользовались услугами этих самых "китайцев". И поверьте, не жажда наживы была здесь основной движущей силой.
В те времена, когда я работала проводником (середина 80-х) постельное белье поставлялось в вагоны мешками по пятьдесят штук.
Но тогда белье шло без полиэтиленовых пакетов, а каждый комплект был просто переложен полотенцем.
Простыни иногда были, чуть сыроватые, хотя некоторые пассажиры называли их даже сырыми. Чаще это случалось летом.
Так как я некоторое время проработала в прачечной вагонного участка, то я точно знаю, почему так было.
Белья было мало, а летом, в тот период, когда пускались дополнительные поезда, его не добавлялось.
Потому сушить белье нужно было как можно, быстрее.
А мощностей не хватало.
Поэтому все простыни накладывались на сушильный барабан внахлест до половины.
И получалось, что сушились две простыни одновременно. Отсюда и легкая сыроватость идеально проглаженных простыней.
У меня был плацкартный вагон с бронью по Гомелю.
Это значит, что в Минске садилось пятьдесят четыре человека до Гомеля и абсолютное большинство брало постельное белье.
В Гомеле все дружно выходили и садились следующие пятьдесят четыре человека, которые также, а, может, еще и больше, жаждали постельного белья.
На обратном пути история повторялась.
Интригу в стандартную формулу «проводник-белье-пассажир» вносил тот факт, что на всю поездку на вагон выдавалось два мешка белья.
Арифметика не даст соврать – это всего лишь сто(!) комплектов.
Простые подсчеты показывают, что белья, выданного на весь рейс, едва-едва хватало только в одну сторону.
И весь обратный путь проводник проводил в сложных эмоциональных переговорах с отдохнувшими и потому весьма активными гражданами.
Они очень недовольны бывали ленивой попой проводника, которая не позаботилась вовремя о нуждах страждущих здорового ночного сна добросовестных, в отличие от, граждан.
Вот тут и выходили на арену «китайцы».
Брались простыни и полотенца, на которых следы использования были заметны менее всего, складывались по отутюженным в прачечной сгибам и подкладывались под подушку, что лежала на кресле проводника в служебном купе.
Под естественный пресс, как вы поняли.
Сложнее всего было с наволочками, потому как их использовали всегда.
И это всегда было заметно.
Потому наволочки смачивались водой и тоже отправлялись под пресс.
Да, наволочки были серьезной проблемой, потому «китайцев» использовали, как правило, в ночное время суток при слабом свете лампочки, горящей, желательно, где-нибудь в тамбуре.
В клиенты «китайцам» старались выбирать мужчин нескандальной внешности и робкого поведения.
В общем, все было сложно. И нервно. Потому как угроза разоблачения была всегда, так же, как и внезапное появление ревизоров, которые о "китайцах", конечно, знали, потому сразу после поиска "зайцев" брались за пересчитывание белья.
Поэтому многие проводники обращались к "китайцам" в исключительных случаях при наличии особенно скандальных пассажиров, требующих белье.
Бонусом в данных манипуляциях с дополнительными комплектами белья шли неучтенные деньги, которые все проводники считали честно заработанными личными и премиальными.
Читайте также про "секреты" проводников времен СССР:
Работать проводником в советские времена было очень непросто. Рассказываю на примере из своей жизни