Найти в Дзене
Частная коллекция

Ювелирные коллекции в СССР

Оглавление

Послереволюционные конфискации и необходимость продавать вещи, просто чтобы выжить, очень сильно сократили количество ювелирных украшений на руках у граждан СССР. Сильно, но не полностью.

Автор Инна Пуликова

«Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много», – говорил герой «12 стульев» и «Золотого теленка» Остап Бендер. То же самое можно сказать в отношении драгоценностей. Если в 1920-1950-е годы публично демонстрировать драгоценности могла очень небольшая прослойка советских людей – актрисы, жены военных высокого ранга, ученых и т. д. (не будем касаться деятелей теневой экономики и их спутниц), то начиная со второй половины 1960-х годов ситуация изменилась.

Людмила Зыкина. Фото с обложки грампластинки «Я тебя с годами не забыла»: Романсы. М.: «Мелодия», 1989 (Запись от 1983 года, Издание от 1987 года).
Людмила Зыкина. Фото с обложки грампластинки «Я тебя с годами не забыла»: Романсы. М.: «Мелодия», 1989 (Запись от 1983 года, Издание от 1987 года).

Тотальный дефицит

Временно избавленные от социальных потрясений граждане Советского Союза периода застоя наконец занялись обустройством комфортной жизни, в том числе стали покупать и носить ювелирные изделия советского производства, на которые, правда, распространялся всеобъемлющий дефицит советских времен. Дореволюционные же украшения были редкостью, они передавались по наследству или продавались и покупались в результате сложных взаимоотношений с сотрудниками комиссионных и антикварных магазинов, нередко минуя прилавок.

Инвестирование в условиях дефицита

Покупка драгоценностей в СССР, даже ничем не выдающихся с точки зрения дизайна и качества камней, была аналогом инвестирования, способом сохранения средств, как и приобретение хрусталя, ковров и дорогостоящих подписных изданий, – в отсутствие других вариантов. Покупать просто было нечего. Легендарные «кольца с красным камнем» (с синтетическими рубинами и корундами) украшали руки руководящих сотрудниц советских бухгалтерий, а серьги-«светофоры» (три вертикально расположенных бриллианта, до одного карата каждый) доставались более обеспеченным и влиятельным любительницам драгоценностей.

Если же речь заходила о действительно роскошных, потрясавших воображение драгоценностях, московские легенды (и воспоминания участников советской светской жизни) называли одни и те же имена.

Людмила Толстая

Вдова писателя Алексея Толстого, осталась после смерти мужа наследницей коллекции произведений искусства и драгоценностей, в том числе уникальной бриллиантовой броши «Королевская (Бурбонская) лилия», якобы некогда принадлежавшей королеве Франции Марии-Антуанетте. В 1980 году квартира Людмилы Толстой на Спиридоновке была ограблена. Украденные драгоценности (подробное описание коллекции если и сохранилось, то только в протоколах следствия) были возвращены милицией; все, кроме той самой «лилии», которую украшал огромный рубин-кабошон и то ли 13, то ли 30 бриллиантов на лепестках. «Лилия» пропала бесследно.

Ирина Бугримова. Фото: Wikipedia Commons
Ирина Бугримова. Фото: Wikipedia Commons

Ирина Бугримова

Гонорары первой советской женщины-дрессировщицы, спортсменки и мотогонщицы позволяли ей покупать драгоценности и в СССР, и в зарубежных гастрольных поездках и появляться в них на публичных мероприятиях. Бугримову сопровождали слухи, что она хранит драгоценности в ведерке (конечно, наполненном доверху), а на гастроли возит украшения в клетке со львом – для сохранности от грабителей и от таможни. В 1981 году квартиру знаменитой дрессировщицы в высотке на Котельнической набережной ограбили: пропали и знаменитые драгоценности, однако следствие нашло похитителей. Коллекция никогда не была каталогизирована, и история сохранила для нас только обрывочные сведения о некоторых драгоценностях Ирины Бугримовой, которые на сегодняшний день не кажутся особенно выдающимися.

Зоя Федорова. Фото: Ленфильм
Зоя Федорова. Фото: Ленфильм

Зоя Федорова

В том же 1981 году в своей квартире на Кутузовском проспекте была убита и ограблена актриса Зоя Федорова. Звезда советского кино, вернувшаяся из лагеря, куда попала за связь с американским дипломатом Джексоном Тейтом, снималась в небольших киноролях и стала одной из ключевых фигур в перепродаже драгоценностей в СССР. Ее заказчицами и бизнес-партерами были Галина Брежнева, дочь генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева, и Светлана Щелокова – жена министра внутренних дел СССР Николая Щелокова. Даже если Зоя Федорова владела значимыми драгоценностями, ее имя связывали скорее именно с контрабандой и перепродажей ювелирных изделий, нежели с коллекционированием.

Галина Брежнева. Фото: Circopedia
Галина Брежнева. Фото: Circopedia

Галина Брежнева и Светлана Щелокова

Слухи о драгоценностях Галины Брежневой и Светланы Щелоковой активно циркулировали по Москве в 1970-е годы. Безусловно, энергичные женщины с практически не ограниченными возможностями могли себе позволить любые экстравагантные приобретения и даже (насколько это было возможно в СССР) делать бизнес на инсайдерской информации. Они одними их первых узнавали о грядущем подорожании ювелирных изделий (что в Советском Союзе происходило регулярно), скупали в ювелирных магазинах драгоценности на сотни тысяч рублей, а после подорожания возвращали их, разделяя прибыль с руководством ювелирных магазинов.

Светлана Щелокова застрелилась в 1983 году после ареста и снятия с должности своего мужа. Галина Брежнева умерла в 1998 году, лишившись после смерти отца и средств, и влияния. Увы, достоверного описания их драгоценностей не сохранилось. Коллекции распались после ухода из жизни их владелиц, став частью мифологии исчезнувшего Советского Союза.

Людмила Зыкина

В открытой продаже появилась только одна коллекция. В декабре 2019 года московский аукционный дом «12й стул» провел мемориальные торги, на которых были выставлены драгоценности и личные вещи, принадлежавшие легендарной советской певице Людмиле Зыкиной (с уточнением, что это только первая часть ее собрания, а вторая будет продаваться в 2020 году). Это была вторая попытка продать драгоценности Зыкиной. В 2012 году аукционный дом «Гелос» уже организовывал их продажу, но результаты торгов были аннулированы из-за неурегулированного спора между наследниками певицы.

Людмила Зыкина у себя дома в Москве. Фото: Valentin Kuzmin/TASS
Людмила Зыкина у себя дома в Москве. Фото: Valentin Kuzmin/TASS

Людмила Зыкина была одной из немногих советских женщин, имевших совершенно законную возможность, как и Ирина Бугримова, не только собирать драгоценности, но и публично их демонстрировать. Всенародно популярная певица постоянно надевала их на свои выступления.

Серьги с бриллиантами старинной огранки и природными сапфирами. М.: 6-я артель ювелиров, 1908-1917. Фото: Аукционный дом «12й стул»
Серьги с бриллиантами старинной огранки и природными сапфирами. М.: 6-я артель ювелиров, 1908-1917. Фото: Аукционный дом «12й стул»

Итак, мы можем составить представление об одной из топовых советских ювелирных коллекций. Любимые серьги Зыкиной, которые она называла «Мои серьги» (1908-1917), с 20 бриллиантами старинной огранки (общий вес 10,3 карата) и сапфирами огранки кабошон в 17,8 карата, были проданы с более чем двукратным превышением эстимейта – за 2,3 млн рублей.

Подарок Гейдара Алиева. Колье с бриллиантами из белого и желтого золота. Баку: [Спецтех, втор. пол. XX в.]. Фото: Аукционный дом «12й стул»
Подарок Гейдара Алиева. Колье с бриллиантами из белого и желтого золота. Баку: [Спецтех, втор. пол. XX в.]. Фото: Аукционный дом «12й стул»

Колье из белого и желтого золота из 127 природных бриллиантов, созданное бакинскими мастерами (по семейному преданию, подаренное певице Гейдаром Алиевым, первым секретарем ЦК Компартии Азербайджанской ССР, а позже – президентом Азербайджана), было продано за 1,2 млн рублей.

Золотая брошь “Павлин” с бирюзой. Втор. пол. XX в. Фото: Аукционный дом «12й стул»
Золотая брошь “Павлин” с бирюзой. Втор. пол. XX в. Фото: Аукционный дом «12й стул»

Золотая брошь с бирюзой «Павлин» (вторая половина ХХ в.) была продана за 65 тыс. рублей, старинный золотой браслет с бриллиантами и бирюзой ушел за 70 тыс. рублей, серебряное кольцо с аметистом и горячей эмалью – за 30 тыс. рублей.

Старинный золотой браслет с бриллиантами и бирюзой. 1920-30-е гг. Фото: Аукционный дом «12й стул»
Старинный золотой браслет с бриллиантами и бирюзой. 1920-30-е гг. Фото: Аукционный дом «12й стул»