Найти в Дзене

Хлеб на войне

В этой статье не будет лихих налетов и кровавых боев. Наоборот, будут рассказывать скучно и неинтересно, о том, как получают хлеб на фронте. Так что приготовьтесь.

Война есть война. Непрерывные сражения, убитые, раненые. Как без этого! Но едва прекратят стрелять, то фронтовики сразу начинают разговаривать о своем, о людском.

Человек и на войне человек. И ничего людское ему не чуждо. И первым делом, конечно, пища. А что у нас едят?

В СССР (а, точнее, в России) в ХХ веке, как и в средневековье, основой питания являлся ржаной хлеб. Без него красноармейцы или командиры будут считать пищу неполезной, неполноценной. не зря говорят: - "хлеб всему голова".

хлеб испечен!
хлеб испечен!

То есть на фронте, где все – от питания до боеприпасов – доставляется старшиной и создается военными структурами, соответствующими органами будет обязательно предусмотрен хлеб.

Конечно, без горячего приварка тоже нельзя. Он крайне необходим. До того, что в 1941году о нем заговорил ГКО, потребовав от всех военных органов наладить горячее питание на переднем крае.

Но здесь речь пойдет немного о другом – хлеб в рационе солдата тоже обязательно должен быть! Ни одно первое или второе, даже с мясом, не могут без него.

И когда примерно в конце 1941 года (точнее не могут сказать сами военные) начала создаваться армейская система питания, то о хлебе начали беспокоиться в первую очередь.

Ведь говоря о хлебе, надо говорить не только о разрезании на обеденном столе. Хлебное довольствие в Великой Отечественной войне доставлялось на фронт разными вариантами и разными путями:

- Сухарями, когда они готовятся в тылу (как в хлебокомбинатах, так и в больших печах индивидуального дома). Однако слабым местом сухарей является их долгое приготовление, а также существенная привязка к печам. Во всяком случае, явным удельным весом в питании они не занимали;

- Хлеб из тыла доставлялся на передний край в отличие от приварка легко. Другое дело, хлеб непосредственно из тыла обычно изготовляли при приближении к изготовителю. Например, при отступлении в 1941–1942 гг. В дальнейшем, при наступлении и отрыве от изготовителя, такая практика себя исчерпала. Надо иметь в виду, что это в Германии, когда его готовили в предприятиях химической промышленности, буханки хлеба годами было можно таскать в обозах или в солдатских мешках. Экологически чистый отечественный хлеб черствел и плесневел, особенно при высокой влажности, уже через несколько дней;

- Примерно с 1943 года на фронт чаще доставлялся не хлеб, а мука с изготовлением в полевой хлебопекарне. При этом свежий хлеб можно было получать каждые сутки, и воинские подразделения оказывались не привязаны к изготовителю. Слабым местом являлось хранение муки. Его нужно было беречь от влаги, от жары и морозы, даже от времени. На фронте это было невозможно;

- К Концу войны практика показывала, что лучше всего хлебные припасы на фронте было хранить в зерне и приготавливать его непосредственно перед употреблением. Правда, это требовало обязательной для того времени минимальной материальной базы:

- Мельницы, как правило, дивизионного уровня, то есть близко от фронта. Из-за этого их изготовлялись только с моторами внутреннего сгорания (машин или двигателей). Никаких специально подготовленных ветреных или водяных мельниц!

При увеличении потребителей количество мельниц увеличивалось. Перемалывание зерна требовалось каждые сутки и определенное энное количество, поэтому убирать в корпусной, а, тем более, армейский тыл было нецелесообразно;

- ПАХ – полевой автохлебозавод – комплексное предприятие по изготовлению хлеба из муки. Романтикой здесь и не пахло, несмотря на то, что основные кадры состояли из девушек и молодых женщин. Несмотря на название, завод работал ручном труде. Несколько десятков центнеров или даже тонн муки и воды, топлива, в основном дров, надо было переместить и переработать. и все это на хрупкие женские плечи!

Впрочем и на мельнице механическим было только перемалывание. Все остальное делалось в ручную или, в лучшем случае, при помощи лошадей.

Два этих звена в тыловом военном хозяйстве для регулярного снабжения хлебом должны быть обязательно. Другое дело, когда возникают проблемы с зерном или его переработке с зерном в муку в самом соединении. И опять же, когда нет возможности для снабжения военнослужащих на передовой линии.

но кроме того в годы Великой Отечественной войны были проблемы и со снабжением зерном из-за его элементарной недостачи в сельском хозяйстве. В экономике СССР деревня, в отличие от промышленности, перманентно переживала трудности, причем чем ближе к победе, тем сложнее было с продовольствием в целом и с хлебом в частности.

Кроме своего сельского хозяйства кормить помогали союзники в рамках ленд-лиза. Но своя деревня все равно выдавливалась до предела, а при случае ей помогали все, в том числе и те, кто должны воевать, а не трудиться.

В осенне-зимний сезон 1943/44 год Красная Армия освободила большую черноземную полосу. Но обработать имеющие здесь посевную площадь не смогли ни государство, ни население. Сотни тысяч гектар посевов ушли под снег не убранными.

Обычно в мирную пору на этом бы остановили. Просто констатировали, что зерно погибло. Весной всего лишь надо землю вспахать и снова посеять. Но только не в этот военный год. Посевной 1943 год был произведен в очень ограниченной посевной площади и к тому же при плохих природных условиях. Уже осенью страна ощущала нехватку зерна, а еще предстояло жить до следующей посевной и кормить многомиллионную армию.

Неизвестно, кто автор этой идеи привлечь подразделения Действующей Армии, возможно А.И. Микоян. Но поздней осенью – зимой, когда советские соединения вышли к Днепру, на тысячной посевной полосе стали работать военные. Гражданских здесь еще было мало, советских и партийных территориальных органов не существовало совсем.

Пришлось все брать на себя армейской структуре. Только в тылу I Белорусского фронта более 20 тыс. солдат и офицеров (примерно 4-5 дивизий) убирали зерновые, сушили зерно и убирали его в склады. Фронт сам для себя заготовил зерно для следующей уборочной, и даже отправил в подарок для Ленинграда 60 тыс. пудов хлеба.

Конечно же, для получения из зерна печенного хлеба надо было иметь все вышеуказанное оборудование и специализированную сеть от дивизии до фронта.

вот так и питались хлебом во время войны.