Найти в Дзене
Юстасия Тарасава

ГЕРМАН МАТВЕЕВ – «Тарантул» и «Зелёные цепочки»

Издательство "Лениздат", 1985.
Издательство "Лениздат", 1985.

Почему не упомянула в заголовке «Тайную схватку»? Потому что я говорю о фильме «Зелёные цепочки» и трилогии «Тарантул», названной по последней книге. Трилогии, которую я читала на одном дыхании.

Я выросла с большой домашней библиотекой, порядка трёх тысяч изданий (больше не позволяли размеры квартиры), и мне было из чего выбирать. Так вот, книги Матвеева всегда была в числе самых увлекательных. «Кинематографичность» повествования, как в книге Негго, и тоже крутейший шпионский детектив. И снова тема подростков на войне, время было такое. Но это не дань моде. Герман Иванович Матвеев в годы Великой Отечественной войны жил и работал в Ленинграде. Книга написана так достоверно, потому что он вложил в неё себя, свой опыт, свои чувства.

Первая часть трилогии, повесть «Зелёные цепочки», написана им в 1945 году. Продолжение «Тайная схватка» – в 1948-ом. А третья часть «Тарантул» – в 1957-ом.

Повести, которые он написал в перерыве между частями этой трилогии, я не читала. Как-то прошли мимо меня его истории юных садоводов-мичуринцев «Новый сорт» (написанная в 1948-ом) и «Первая весна» (1952 год издания) о колхозных садоводах. Так уж вышло, что в нашей семье никто в колхозе не работал, кроме прадедушки-экономиста, который умер задолго до моего рождения. Зато военнослужащие всегда были. Поэтому детективы мне были ближе и понятнее, это привычная часть моего детства.

В течение нескольких лет (1947-1954 годы) Матвеев работал также над школьной повестью «Семнадцатилетние», которая не только в то время стала невероятно популярной, но и в наши дни живёт... и помогает современным детям! Недавно я наткнулась на поразительный отзыв – девушка рассказывала, как эта книга вдохновила её готовиться к школьным экзаменам, а теперь, уже будучи студенткой, она перечитывает повесть для мотивации перед сдачей сессии. Она не уточняла, имеется в виду только повесть «Семнадцатилетние» или её продолжение «Новый директор» (1961) тоже. Для меня примечателен и замечателен уже сам факт, что советская литература не отторгается нынешним поколением и, более того, книга работает на ура.

Впрочем, когда речь идёт о Германе Матвееве, не стоит удивляться любви к его книгам. Мастер создания увлекательных историй, драматург, режиссёр, он умел закрутить интригу так, что не оторваться. После окончания ГИТИСа Матвеев жил в Ленинграде, работал в АгитТеатре и, как тогда называли, на кинофабрике. Он поставил по своим сценариям фильмы «Авария» и «Эстафета», в конце двадцатых вышла его первая книга «Частушка». Сначала творчество Матвеева было обращено к взрослой аудитории.

Герман Иванович дружил с создателем кукольного театра Сергеем Владимировичем Образцовым, и в тридцатые годы написал для его театра несколько пьес – «Пузан», «Прыг и Скок», «Потапыч». А пьеса «Волшебная калоша» ставится до сих пор! Сборники пьес Германа Матвеева были выпущены издательством «Искусство».

В 1939 году он дебютировал в жанре прозы для детей – с  приключенческой повестью «Одна ночь» о советских пограничниках. И написал много книг после войны. Как он пережил войну – я не знаю. Как сложилась судьба его семьи, жены Елены Ивановны, сына Чарльза, дочери Елены? Я не знаю и боюсь узнать... Потому что его ленинградские книги о войне «Зелёные цепочки», «Тайная схватка» и «Тарантул» написаны так достоверно, что язык не поворачивается спросить какую цену заплатил автор за эту искренность. Написано не о себе – написано собой...

Так же досконально известны ему и детали в повести 1959 года «После бури» – тоже приключенческой, тоже про подростков. Но на этот раз подростки из семей шахтёров его родного города Кизеля. Матвеев родился в 1904-ом, а в «После бури» действие происходит в 1907 году. Знаменитейший на тот момент писатель, с огромными тиражами (моя книга ПЕРЕиздана тиражом в 300.000 – триста тысяч! – экземпляров), который может взять любую тему, пишет про небольшой пермский шахтёрский городок... За эту верность детству Герману Ивановичу отдельное спасибо! К сожалению, это последняя книга. В 1961-ом Германа Ивановича не стало.

Я очень рада, что Матвеева читают! Благодарна всем, кто переиздаёт. Хорошо, что переиздают с родными иллюстрациями – Николая Михайловича Кочергина. У меня тоже издание с его иллюстрациями, все три книги под одной обложкой. Рисунков в книге много, выбрала такие, чтобы не раскрыть сюжет.

Да, Кочергин москвич, учился в Строгановке, но ещё в 1923-ем он поселился в Петрограде и активно участвовал в издававшихся там журналах «Всемирный следопыт» и «Вокруг света». А во время войны участвовал в «Боевом карандаше» и зиму 1941-1942 года провёл в блокадном Ленинграде. Николай Михайлович тоже лично прожил всё, о чём рисует.

Раны этой войны заживут не скоро.

Мой дедушка Иван Ильич Тарасов, воевавший в Великую Отечественную лётчиком, после войны был директором детского дома в Алтайском крае, там были дети и из блокадного Ленинграда. Вот такие матвеевские Миши и Люси... Я училась в школе, в здании которой в военное время размещались эвакуированные ленинградцы... И даже уже когда мой сын стал школьником и мы с ним приезжали в Санкт-Петербург, совершенно незнакомые люди, узнав откуда мы, подходили нас обнять: «Меня вывезли в Барнаул в блокаду»... И не только в Питере, а и везде, порою в совершенно неожиданных местах. И не только пожилые, но и их дети и внуки.

Пару лет назад друзья из русской школы в Перу попросили: «Юстась, выручай, срочно нужна сценка для школьного спектакля! О войне». А я, хоть и мама «Просыпаемся мы», не люблю войну и всё, что с ней связано. Но друзьям помочь надо. Мы с сыном сели и написали первое, что пришло в голову: про мальчика Мишу, который ведёт в детский дом младшую сестрёнку Люсю. И его одноклассников, которые тушат бомбы-«зажигалки». И про девочку в бомбоубежище, которая поделилась хлебом. В блокадном Ленинграде. Маленькая сценка для школьного спектакля – это не пересказ книг Матвеева, а просто отсылка к ним, благодарность Герману Ивановичу, память о нём.

Я не понимаю и никогда не понимала – почему книг Матвеева нет в школьной программе?! Они наша история и классика детской литературы. Говорить о том, что эти книги устарели – как минимум, преждевременно. Настоящие книги вообще не устаревают. Стареют – да. Но остаются нужными.

«... Вы с детства вбиваете в головы высокие идеи, а они, как попугаи, их повторяют.
– Странный вывод. На собственной своей особе вы испытали, что они не только повторяют эти идеи, но и борются за них. Обычная ваша ошибка. Вы начали с нами войну потому, что недооцениваете силу наших идей.
– Время покажет.
– Согласен.»
Герман Матвеев, «Тарантул»

«А найди-ка их в такой массе людей! Они прикидываются патриотами, и на лбу у них ничего не написано.»
Герман Матвеев, «Тайная схватка»

Прошлой зимой в ближайшем к нашему дому кинотеатре «Иллюзион» показывали фильм «Зелёные цепочки». Тот фильм, в котором песня «Ленинградцы» на стихи Вадима Коростелёва и музыку Исаака Шварца – «Им было всего лишь тринадцать, но были они ленинградцы». Помните?

Киностудия «Ленфильм» 1970 год, а фильм по-прежнему любят.

Как и телефильм «Тарантул», снятый в 1982.

Фильмы по книгам Матвеева смотрят.

Аудиокниги слушают.

Книги читают.

И, слава богу, снова издают!

#блокада ленинграда #великая отечественная война #книги о войне #художник николай кочергин