Когда я приехал в Стокгольм в первый раз (тогда еще с туристической группой), гид, отправляя нас на прогулку, сказала, что рекомендует непременно сходить в музей Vasa. Она клялась, что мы получим незабываемые впечатления. "А что в этом музее?" - "Один старинный корабль". - "И всё?!". В результате тогда мы не пошли в этот музей, зато сходили в несколько других.
Но уже потом я понял, что зря игнорировал эту достопримечательность. Это действительно незабываемое зрелище.
Итак, Васа находится в центре Стокгольма, на островке Юргорден, где расположены рядом несколько интересных музеев. "Васа" - название корабля, который когда-то утонул, но уже в наше время был поднят со дна моря, отреставрирован и теперь демонстрирует себя на суше во всей красе. Он огромный. И очень красивый.
Этот парусник был построен в 1628 году при короле Густаве II Адольфе. Весь деревянный, трехмачтовый, изысканно украшенный, он отражает воистину королевский стиль. Его длина 69 метров. По бортам располагаются 64 пушки.
Великолепное сооружение строили два года, и вот, наконец, 10 августа 1628 г. корабль отправился в плавание. Событие происходило при большом стечении народа, при залпах салюта, данном из пушек корабля. Погода стояла обычная стокгольмская - прохладно, ветрено. Некоторые порывы ветра были весьма сильными, и они заставили корабль накрениться. В открытые пушечные порты хлынула вода. Не успели зрители ахнуть, как великолепный парусник пошел ко дну. Из 150 членов экипажа спаслись где-то 120 человек.
Почему случилась катастрофа?
Причиной стали инженерные дефекты судна. Точные расчеты устойчивости судов в XVII веке еще не производились, и кораблестроители полагались, в основном, на свой опыт. В случае Васы произошло вот что: наличие множества пушек на двух палубах сместило центр тяжести. В результате, после крена вернуться в исходное положение корабль не мог. И вот на дне моря Васа пролежала до середины ХХ века.
В 1956 году инженер Андерс Франсен, давно увлеченный историей затонувших кораблей, вместе с водолазом Эдвином Фельтингом, обнаружили возле острова Бекхольмен дубовый корпус Васы.
Было принято решение поднять корабль, и в 1957 году началась 4-годичная работа. Все детали судна лежали грудой, их поднимали по отдельности и сразу консервировали в соленой воде. Этих деталей было около 14 тысяч! Когда все оказалось на поверхности, началась кропотливейшая работа по сбору судна. Но и это дело было завершено. Осталось покрасить корабль, снабдить его парусами и открыть для зрителей.
В музее несколько больших залов и множество экспонатов, так что там не только Vasa. Залы располагаются на нескольких ярусах, поэтому обзор отличный. Попав сюда, как будто попадаешь в Швецию XVII века, и это ощущение возникает решительно у всех. Билет (когда я там был) стоил 14 евро.
Читайте еще на моем канале:
"Умное голосование" - провальная идея или гениальный ход?
Человек, сумевший превратить воротнички в символ успешной жизни