Найти тему

Зримый и величественный призрак из прошлого: корабль Vasa в Стокгольме

Когда я приехал в Стокгольм в первый раз (тогда еще с туристической группой), гид, отправляя нас на прогулку, сказала, что рекомендует непременно сходить в музей Vasa. Она клялась, что мы получим незабываемые впечатления. "А что в этом музее?" - "Один старинный корабль". - "И всё?!". В результате тогда мы не пошли в этот музей, зато сходили в несколько других.

Но уже потом я понял, что зря игнорировал эту достопримечательность. Это действительно незабываемое зрелище.

"Васа". Фото из открытого источника в Яндексе
"Васа". Фото из открытого источника в Яндексе

Итак, Васа находится в центре Стокгольма, на островке Юргорден, где расположены рядом несколько интересных музеев. "Васа" - название корабля, который когда-то утонул, но уже в наше время был поднят со дна моря, отреставрирован и теперь демонстрирует себя на суше во всей красе. Он огромный. И очень красивый.

Этот парусник был построен в 1628 году при короле Густаве II Адольфе. Весь деревянный, трехмачтовый, изысканно украшенный, он отражает воистину королевский стиль. Его длина 69 метров. По бортам располагаются 64 пушки.

В музее Vasa. Фото из открытого источника в Яндексе
В музее Vasa. Фото из открытого источника в Яндексе

Великолепное сооружение строили два года, и вот, наконец, 10 августа 1628 г. корабль отправился в плавание. Событие происходило при большом стечении народа, при залпах салюта, данном из пушек корабля. Погода стояла обычная стокгольмская - прохладно, ветрено. Некоторые порывы ветра были весьма сильными, и они заставили корабль накрениться. В открытые пушечные порты хлынула вода. Не успели зрители ахнуть, как великолепный парусник пошел ко дну. Из 150 членов экипажа спаслись где-то 120 человек.

Почему случилась катастрофа?

Андерс Франсен на фоне найденного им корабля. Фото из открытого источника в Яндексе
Андерс Франсен на фоне найденного им корабля. Фото из открытого источника в Яндексе

Причиной стали инженерные дефекты судна. Точные расчеты устойчивости судов в XVII веке еще не производились, и кораблестроители полагались, в основном, на свой опыт. В случае Васы произошло вот что: наличие множества пушек на двух палубах сместило центр тяжести. В результате, после крена вернуться в исходное положение корабль не мог. И вот на дне моря Васа пролежала до середины ХХ века.

В 1956 году инженер Андерс Франсен, давно увлеченный историей затонувших кораблей, вместе с водолазом Эдвином Фельтингом, обнаружили возле острова Бекхольмен дубовый корпус Васы.

"Vasa". Фото из открытого источника в Яндексе
"Vasa". Фото из открытого источника в Яндексе

Было принято решение поднять корабль, и в 1957 году началась 4-годичная работа. Все детали судна лежали грудой, их поднимали по отдельности и сразу консервировали в соленой воде. Этих деталей было около 14 тысяч! Когда все оказалось на поверхности, началась кропотливейшая работа по сбору судна. Но и это дело было завершено. Осталось покрасить корабль, снабдить его парусами и открыть для зрителей.

В музее несколько больших залов и множество экспонатов, так что там не только Vasa. Залы располагаются на нескольких ярусах, поэтому обзор отличный. Попав сюда, как будто попадаешь в Швецию XVII века, и это ощущение возникает решительно у всех. Билет (когда я там был) стоил 14 евро.

Читайте еще на моем канале:

"Умное голосование" - провальная идея или гениальный ход?

Человек, сумевший превратить воротнички в символ успешной жизни