В последнее время всё чаще в интернете встречается мнение, что только благодаря цензуре в советское время создавались киношедевры, и все фильмы были высокого уровня ([1], [2], [3] и другие ссылки приведены в конце статьи). А сейчас в России хорошее кино делать разучились именно благодаря отсутствию цензуры (или худсоветов). Так ли это? Давайте попытаемся разобраться.
Рейтинги лучших отечественных фильмов
Субъективные оценки оставим пока в стороне. Объективную картину могут дать популярные массовые рейтинги. В России самым популярным является кинорейтинг КиноПоиска, даже Яндекс его использует. Вся приводимая далее статистика и цифры из рейтинга КиноПоиска приводятся по состоянию на февраль 2021г. Сразу извиняюсь за обилие цифр и статистики ниже, но без них невозможно получить объективную картину. А я, как математик, люблю точность.
В общем рейтинге отечественных художественных фильмов и сериалов лидируют картина "Иван Васильевич меняет профессию"(1973), мини-сериал "Место встречи изменить нельзя"(1979) и сериал "Семнадцать мгновений весны"(1973). Полагаю, вполне заслуженно. Причём, за последние 2 месяца в лидерах с оценками 8.8-8.9 побывали все из этой тройки, поэтому о едином устоявшемся лидере говорить пока нельзя.
Зато можно смело утверждать, что 70-е годы прошлого века - это "золотой" период нашего кинематографа. Это подтверждается и последующими фильмами - лидерами рейтинга, достойными упоминания:
оценка 8.7: "В бой идут одни старики"(1973) и "Операция «Ы» ..."(1965);
оценка 8.5: сериалы "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"(1979-86) и "Идиот"(2003), "Джентльмены удачи"(1971), "Бриллиантовая рука"(1968), "Кавказская пленница, или ..."(1967), "Офицеры"(1971), "...А зори здесь тихие"(1972), мини-сериалы "12 стульев"(1976) и "Большая перемена"(1972);
оценка 8.4: сериалы "Ликвидация"(2007) и "Мажор"(2014-21), "Они сражались за Родину"(1975), "Москва слезам не верит"(1979), "Белый Бим, Чёрное ухо"(1976), "Судьба человека"(1959), "Девчата"(1962), "Собачье сердце"(1988).
Заметим, что фильмы про Шерлока Холмса на КиноПоиске рассматриваются отдельно. Но правильнее их объединить в сериал (или цикл, как в Википедии).
Далее в рейтинге КиноПоиска фильмы идут очень плотной группой. Оценки, как и позиции фильмов, постоянно слегка меняются.
О цензуре в кино
Некоторые считают, что кино без цензуры не бывает. Хотя бы потому, что всегда есть определённая самоцензура. И отчасти это верно. Но здесь мы будем рассматривать только государственную цензуру и один из видов такой цензуры - худсоветы, которые рассматривали кинофильмы на предмет установления его художественной ценности и соответствия идеологическим нормам.
В отечественном кино были разные периоды цензуры: жёсткая гос. цензура при Ленине-Сталине (до 1953г.); временная либерализация во время "оттепели" (1953-1962); усиление цензуры и худсоветов (1963-1984); отмена гос. цензуры и худсоветов (1985-2011); возврат неявной цензуры (с 2012г.). Обращаю внимание, что отмена цензуры и худсоветов произошла не в 1991г. с развалом СССР, а с приходом к власти М.Горбачева в 1985г., который сразу объявил политику гласности и свободы слова (документально закреплена на апрельском пленуме ЦК КПСС).
Сегодняшний цензурный этап начался с 2012г. с приходом министра культуры В.Мединского, который сразу заявил, что культура не может быть свободной от государства. Стали вводиться разные запреты (запрет на мат, ввод возрастных ограничений, запрет пропаганды алкоголя и курения и т.п.). В фильмах на ТВ стали вырезаться нежелательные моменты, заглушаться ругательства, ретушироваться курение, алкоголь, "голые сцены" и т.д. Все мы такое неоднократно наблюдали даже в любимых всеми классических фильмах. Ничем не лучше самой жёсткой советской цензуры.
Кстати, запрет цензуры в РФ закреплён в Конституции (ст.29.5). Но Минкульт практически заменил собой цензурные органы, отказывая неугодным фильмам в прокатном удостоверении, не выделяя денег на их производство, ограничивая показ по ТВ и т.д. Всё больше кинодеятелей жалуются на такую скрытую цензуру, считая её хуже советской [4].
Таким образом, в отечественном кино было всего два периода почти без цензуры: 1953-1962 и 1985-2011. Заметим, что в сумме периодов без цензуры значительно меньше, чем периодов с цензурой. Вот и будем сравнивать фильмы, созданные в эти два бесцензурных периода, со всеми остальными. Неужели такие фильмы на порядок хуже подцензурных?
Шедевры нашего кино и цензура
Итак, в списке перечисленных выше шедевров по рейтингу КиноПоиска - 16 фильмов с цензурой против 5 фильмов без цензуры (плюс один сериал попал в оба периода). Повторю, что больше половины шедевров были сняты в "золотые" для нашего кино 70-е годы. С лидерами всё ясно. А как обстоят дела дальше?
Логично рассматривать фильмы всех стран бывшего СССР (совместные с Россией фильмы считаем за российские). Возьмём гроссмейстерский уровень КиноПоиска в 8 баллов (с округлением до целого) и количеством оценок не менее 10 тысяч, что исключает всякие случайности и оставляет не просто хорошие, а только отличные фильмы и сериалы. Я не поленился и подсчитал количество таких картин:
с цензурой: всего - 137 фильмов + 50 сериалов (5 фильмов - до 1952г.; 125 фильмов + 11 сериалов - с 1963 по 1984гг.; 7 фильмов + 39 сериалов - с 2012г.);
без цензуры: всего 96 фильмов + 34 сериала (29 фильмов - с 1953 по 1962гг.; 66 фильмов + 30 сериалов - с 1985 по 2011гг., из них 1 фильм - казахский, 1 фильм - эстонский, 1 сериал - украинский; 1 фильм - эстонско-грузинский + 4 украинских сериала - после 2012г.).
Чтобы лучше был понятен уровень этих фильмов, приведу ряд не прошедших ограничения фильмов:
по оценкам - "Отроки во вселенной"(1974), "Пираты XX века"(1979), "Блондинка за углом"(1984), "Воры в законе"(1988), "Маленькая Вера"(1988), "Интердевочка"(1989), "Анкор, ещё анкор!"(1992), "Свадьба"(2000), "9 рота"(2005), "Поп"(2009) и др.;
по количеству оценок - все фильмы Г.Александрова с Л.Орловой (1934-74), "Безымянная звезда"(1978), "Забытая мелодия для флейты"(1987), "Зеркало для героя"(1987), сериалы "Два капитана"(1976), "Дело гастронома №1"(1997), "Дети Арбата"(2004), "Доктор Живаго"(2005) и др.
Вывод. Отличных фильмов, снятых во времена без цензуры, примерно в полтора раза меньше, чем во времена с цензурой. А учитывая тот факт, что периодов с цензурой было примерно в те же полтора раза больше, получается, что цензура не особо влияет на качество фильмов.
По общему количеству снимаемых фильмов картина следующая (в среднем фильмов в год [5]): до 1923г. - менее 10; с 1924 по 1952 - по 25; с 1953 по 1965 - по 60; с 1966 по 1991 - около 100; с 1992 по 2005 - по 40; с 2006 - по 80. Начиная с 70-х годов стали выпускаться сериалы и их доля постоянно увеличивается.
Отчётливо видно, что отличных фильмов при жёсткой сталинской цензуре было непропорционально мало, чем при хрущёвской оттепели, когда резко возросло и общее количество фильмов (в 2-3 раза) и число отличных фильмов (в 10-20 раз). В брежневское время число снимаемых фильмов выросло ещё в 1,5 раза, а количество отличных фильмов - в 2 раза. Неужели благодаря худсоветам? Но почему тогда в следующем периоде без цензуры число отличных фильмов уменьшилось пропорционально общему числу фильмов - немногим более, чем на треть? Кстати, та же пропорция соблюдается и сейчас (на 20% меньше тех и других, чем в 70-е).
Другими словами, процент отличных фильмов от их общего количества по оценкам КиноПоиска остаётся неизменным с середины 60-х годов прошлого века. Меняется только общее количество производимых фильмов в год (был провал в 90-е и в начале нулевых). Также наблюдается заметный рост числа сериалов, ведущий к некоторому снижению общего количества фильмов. Всё это вполне естественно и объяснимо. Т.о., влияние цензуры на качество фильмов если и есть, то оно минимально, и ещё неизвестно, в какую сторону.
Отметим, что лучшие режиссёры отлично понимали, как работали худсоветы, и заранее к ним готовились. Они искусственно вводили в фильмы спорные и затянутые сцены, чтобы потом их без сожаления выбросить якобы по требованию худсовета (примеры: Л.Гайдай и С.Говорухин). Но при этом сохранялись принципиально важные эпизоды.
Кто создаёт шедевры?
По-моему, шедевры создают талантливые люди. В СССР можно вспомнить С.Эйзенштейна, А.Роу, С.Герасимова, М.Калатозова, С.Бондарчука, Л.Гайдая, И.Пырьева, М.Хуциева, А.Тарковского, Э.Рязанова, С.Ростоцкого, Г.Чухрая, Т.Лиознову, М.Швейцера, В.Меньшова, И.Хейфица, Э.Кеосаяна и др.
Из тех, кто отметился отличными фильмами и в советское, и в российское время, можно назвать С.Говорухина, И.Масленникова, А.Митта, Г.Данелия, В.Бортко, П.Тодоровского, В.Титова, М.Захарова, Н.Михалкова, Е.Матвеева, К.Муратову, С.Дружинину, А.Германа-ст., А.Сурикову, К.Шахназарова и др.
Есть талантливые режиссёры, раскрывшиеся уже в российское время: А.Балабанов, А.Сокуров, В.Тодоровский, П.Лунгин, Н.Н.Досталь, П.Чухрай, А.Звягинцев, А.Рогожкин, В.Машков, С.Урсуляк, А.Герман-мл., В.Сторожева, Т.Бекмамбетов, А.Сидоров, Д.Дьяченко и др. В общем, на любой вкус.
А цензура - это всегда плохо. Достаточно сказать, что до 1985 года практически все иностранные фильмы (включая сказки) шли у нас в сильно урезанном виде благодаря цензуре, а многие мировые шедевры до нас просто не доходили.
Не цензура создаёт шедевры, и даже не способствует их созданию. А вот испортить или даже уничтожить шедевр цензура может.
--- Ссылки в тексте: ---
[1] - Цензура в советском кино: от нее была только польза. Объясняю на примерах
[2] - Была в кино цензура, но были и шедевры. Сейчас свобода – а где гении?
[3] - Верните советскую цензуру! Части 1-4. "А не замахнуться ли нам...?"
[4] - «Такой мощной цензуры не было в советские времена». О цензуре на телевидении и в искусстве
[5] - Википедия: Фильмы по странам и годам
-- Читайте также на моём канале: --
-----
Заранее спасибо за подписку на канал и за все комментарии!
-----