Найти в Дзене
Без Башкортлар

Дворцовая стража - башкирский клан Каршин

Оглавление

Их истоки теряются во тьме веков, но в эпоху позднего Средневековья они уже известны как военный клан с большой традицией. В их прошлом много особенностей, делающих их уникальным явлением в созвездии башкирских родов.

Каршин – один из 49 башкирских родов, относится к северо-западной группе башкирского народа. Вотчиной каршинцев была вся долина р. Кармасан, что в центре исторического Башкортостана. Сегодня их селения расположены на территории Кушнаренковского, Уфимского и Благоварского районов республики. Однако в прошлом каршинцы проживали на более обширных пространствах, включавших в себя также и части Чишминского, Благовещенского и Мишкинского районов нашего региона.

Об этимологии названия башкирского рода Каршин различные мнения высказывались еще в XIX веке, но ни одна версия пока не получили надежного подтверждения в источниках.

Краевед Флорид Низаметдинов: От Шарипово первым отделился аул Мамяк, а з аним последовали и другие.
Краевед Флорид Низаметдинов: От Шарипово первым отделился аул Мамяк, а з аним последовали и другие.

Подробно с родословной клана Каршин и историческими документами можно ознакомиться в 15 томе "Истории башкирских родов", посвященном роду Еней.

В 1897 году российский тюрколог Николай Федорович Катанов в экспедиции по Уфимской губернии провел исследования среди башкир, мишарей, тептярей и кряшен. И некоторые мысли относительно происхождения ряда башкирских родов он отразил в своих экспедиционных материалах.

Об этих записях упомянуто и в статье журнала «Шура»:
«Среди зафиксированных башкирских волостей – Мин, Табын, Кыпчак, Тамъян, Миркит, Катай, Гирей, Тазлар, Кыргыз – являются родами тюркского происхождения. Однако, другие – Арлар, Саралы, Уваныш, Кувакан, Каршин и другие им подобные – финно-угорского происхождения. Катанов считает башкир тюркизированными финнами».

Так первоначально была сформулирована гипотеза о финно-угорском происхождении рода Каршин.

Разгадка в названии

Последнее слово в разработку данной научной проблемы высказал выдающийся башкирский этнограф Раиль Гумерович Кузеев, который писал следующее:

«В этнониме каршин основу можно представить в форме карши. В уйгурском языке слово карши означало ‘крепость’, ‘укрепленный город’. В этом аспекте каршин могло означать то же, что и балыксы, ирэкте, т.е. ‘защитники укрепленных городов’».

Согласно сочинению «Диван лугат ат-тюрк» («Собрание тюркских слов») филолога XI века Махмуда Кашгари, в своем первоначальном значении слово Qarşı (قرشي) означало ‘королевский дворец’.

Оно также встречается также в поэме XI века «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), написанной поэтом Юсуфом Баласагуни, и употребляется в парной связке Qarşı Saraj.

Позднее слово «карши» позабылось, а для обозначения понятия ‘дворец’ сохранился лишь термин «сарай», и поныне употребляемый в живой речи тюркских народов.

Вполне возможно, что предки каршинцев представляли собой дворцовую стражу какого-нибудь хана. Дать более конкретное объяснение пока не представляется возможным.

В составе Монгольской империи

В XIII веке на просторах Евразии возникла мировая Монгольская империя, западная часть которой именовалась Улусом Джучи или Золотой Ордой. Башкирия вошла в состав последней на правах вассального княжества.

Венгерский монах Иоганка, прибывший в начале XIV века на Южный Урал в поисках прародины своих предков, сообщает о «государе всей Баскардии», который «заражен сарацинским заблуждением», то есть исламом.

В обмен на сохранение вотчинных прав на землю, обычаев и религии, башкиры были обязаны служить монгольским ханам. Действительно, в персидских арабо-персидских источниках отмечается их участие в походах правителей Золотой Орды, Сибирского и Казанского ханств, в частности, Тохтамыш-хана, Мухаммеда Шейбани-хана, Сахиб-Гирей-хана. Одной из таких служилых групп населения были башкиры рода Каршин.

На службе в Касимове

Сохранились документы, свидетельствующие о службе башкир-каршинцев в Касимовском ханстве – государстве, основанном Касим-ханом в 1452 году на территории Мещёры, которая находилась на территории Рязанской области и Мордовии.

Оно находилось в вассальной зависимости от Русского государства, то есть получается, что каршинцы поступили на русскую службу еще до присоединения Башкирии к Московскому царству.

Так, в 1536 году царь Иван Грозный выдал грамоту на город Темников князю Еникею: «…велено ему татар тарханов, башкирцов и можарян, которые живут в Темникове, судити и ведати их по старине…».

Сохранилась также грамота царя Василия Шуйского 1608 года, пожалованная князю Акчурину, как говорится в документе, за «службу и раденье вымороченым княж Акчуриным княженьем Караева над мордвою Каршинского беляка судом и пошлинами».

Как видим, в тексте упомянут Каршинский беляк, то есть бейлик, княжество каршинских башкир.

Вообще, пришлая тюркская знать – ногайцы, крымцы и башкиры – сыграли выдающуюся роль в истории Мещеры. Под их влиянием финноязычная мещёра, разновидность мордовского этноса, приняла ислам и перешла на тюркский язык. Так возникли мишари – ныне субэтнос татарского народа.

Народ служивый и военный

Интеграция Башкирии в состав Русского государства происходила по старой схеме, то есть по правовой традиции Чингизидов – за башкирами сохранялось вотчинное право на землю, гарантировалась свобода вероисповедания, сохранялась внутренняя автономия. В обмен они должны были нести воинскую повинность, что для них было привычным делом.

Башкирские воины участвовали в борьбе с интервентами во время Смутного времени, в Крымском и Азовских походах конца XVII века, в Северной войне 1700-1721 годов, наконец, в Прусском походе 1757 года во время Семилетней войны.

Осенью 1756 года аул Каршин, ныне Шарипово, стал местом формирования двух пятисотенных полков из башкир и мишарей Уфимской провинции для отправки в действующую армию. Эта команда приняла участие в знаменитом сражении под Гросс-Егерсдорфе, где русская армия одержала победу над прусскими войсками Фридриха II.

Вотчиной башкир рода Каршин была вся долина реки Кармасан, что в центре исторического Башкортостана.

Каршинлар сегодня

Коренное поселение каршинцев – Шарип, раньше оно по названию рода называлось Карши, Каршин, а также Мряк. Село расположено на р. Кармасан у впадения в нее небольшой р. Каряка. Впервые д. Каршин упоминается в 1688 г. в челобитной удмурта с жалобой на башкир Нуркея Сартова с товарищами о нарушении ими договорной записи на отданную челобитчику на срок землю. То есть уже тогда удмурты были припущены в эту деревню. Затем деревня называлась по имени Мряка – муллы Султукова – Мряково. А еще позже получила название Шарипово от имени Шарипа – сына Мряка Султукова. Шарип Мряков в 1736–1744 годах был старшиной Каршинской волости, а с 1739 г. – одновременно и главным старшиной Казанской дороги. Заметим, что отец (Мряк), его сыновья (Шарип, Аит), внуки, правнуки были верными царскому правительству административными чиновниками. В ходе подавления башкирского восстания 1704–1711 гг. Мряк Султуков был на стороне карателей. В то время Шарип Мряков был одним из первых людей Башкирии, состоявшим в отношениях с царским правительством. Кроме того, это был сверхпредприимчивый человек, владеющий огромными землями. Он был первым башкиром, который имел дом в Уфе (тогда город был крепостью), добился получения патента на продажу алкогольной продукции (в условиях, когда на это была монополия государства) и заработал огромное состояние.

Чуть ниже по течению р. Кармасан расположилось еще одно поселение каршинцев – Мамяк (название связано с Мамяком Катиковым – активным вотчинником волости). Оно имело и другое название – Туйсабаново. В то же время в 1834 г. самостоятельно существовали как д. Мамяково, так и д.Туйсабаново (или Туйсабаково). Обе находились на территории Каршинской волости. Перепись 1920 г. показала Мамяково 1-е и Мамяково 2-е, отстоящие друг от друга в одной версте.

Несколько деревень каршинских башкир расположены вдоль притока Кармасана – Каряка. Старинное их поселение Акбашево впервые упоминается в одном источнике за 1712 г., когда дуванейские башкиры припустили к себе своих же одноволощан, указали границы их вотчины, назвав «до межи Каршинской волости башкирцев до Акбаша». Затем между 1795–1801 гг. ее жители основали выселок, ставший деревней. Тогда их называли Верхнее и Нижнее Акбашево. В 1801–1815 гг. башкиры двух селений основали Среднее Акбашево. Из всех трех деревень выделились тептяри и мишари, которые в начале 70-х гг. XIX в. основали свое поселение под названием Новоакбашево, в то время как в трех коренных поселениях каршинцев оставались одни башкиры.

В числе поселений Кушнаренковского района, где живут башкиры-каршинцы, и деревни Старогумерово и Угузево, которые со временем стали многонациональными.

Поселения башкир рода Каршин Уфимского района РБ

Немного выше по течению р. Кармасан имеются еще две деревни каршинских башкир. Хотя они и расположены буквально в 4–6 км от коренного поселения каршинцев – с. Шарип, но относятся к Уфимскому району. Одна из них – Юлуш – возникла между 1801 и 1815 гг. Юлушево имело и другие названия, как Кочергино, Карчаш, происхождение которых неизвестно. Второе поселение каршинцев в Уфимском районе – Асан (Асаново). В 1780 г. оно стало национально смешанным, тогда по договору от 6 июня башкиры припустили сюда мишарей. Через 8 лет припуск был повторен.

Поселения башкир рода Каршин Благоварского района РБ

В Благоварском районе республики два каршинских поселения – Агарды (впервые фиксируется в 1834 году как поселение из 8 башкир, по данным переписи 2002 года 92% – башкиры), и Кугуль (впервые фиксируется в 1859 году как поселение из 67 дворовых помещичьих крестьян, по данным переписи 2002 года 85% – башкиры).

Необходимо сказать и про село Бишкази и деревню Узыбаш, ныне находящихся на территории Чишминского и Благоварского районов РБ соответственно. Жители названных селений или, по крайней мере, их часть, являются потомками башкир-каршинцев. А вот каршинские аулы Ишмухамметово и Салтарово просто исчезли.

По подсчётам ученых-исследователей, современная численность каршинских башкир составляет около 7,8 тыс. чел.

Эта статья на сайте "Башкирика.ру - Узнай свой род, найди своих предков!"

Важность знания истории рода и шежере подчеркивали башкирские просветители Мухаммад-Али Чукури и Мухаметсалим Уметбаев, Ризаитдин Фахретдин. В одной из статей нашего канала мы приводили пример из юридической практики правоприменения шежере в восстановлении вотчинных прав. О корнях вотчинного права башкир и их связи с шежере - можно прочитать также на нашем канале.