«Вообще не представляю, как учить его наливать себе чай, открывать входную дверь…» - это слова одной мамы, которая водит ко мне своего сына на подготовку к школе.
Да, встречаются мне такие дети, которые не готовы к первому классу именно в плане самостоятельности. Даже ботинки надеть для них проблема. Однако, как правило, не в детях дело, а в их родителях. От таких мам только и слышишь: «Ты мой маленький», «Давай я сделаю», «Делай вот так», «Туда не ходи»… И детей своих называют всегда уменьшительно-ласкательно – Сашенька, Матюша, Егорушка… Этот Егорушка скоро маму в росте догонит!
Проявляйте свою любовь соответственно возрасту ребенка.
Можно сказать «ути-пути» ребенку 6 месяцев, но для ребенка 6 лет – это нелепо! Понимаете, о чем я? Когда ребенку скоро в первый класс вполне нормально прекратить называть его солнышком и зайкой. Во всяком случае, прилюдно.
Не путайте любовь с жалостью.
Конечно, любовь к детям – это прекрасно! И необходимо. Но не стоит путать ее с жалостью.
«Ах, как же он нальет себе чай! Он еще маленький!»
Чем больше ребенок включается в бытовые повседневные действия, тем быстрее развивается, причем во всех направлениях – физически, умственно, эмоционально… А если он это делает не только для себя – например, помыл посуду после ужина за всеми членами семьи – то еще лучше.
Причем в дошкольном и младшем школьном возрасте многие дети делают домашние дела с удовольствием. Если вы им позволяете, конечно. А вот в подростковом возрасте начинать уже поздно. Однако, если раньше не успели, начинайте хоть теперь. Вдруг получится!
Не идите на поводу у страха.
Родители не дают детям самостоятельности исходя из своего страха. Обожжется, порежется, заблудится, постесняется, будет плакать – всего боятся. Однако ошибки неизбежны. Да, нужно быть осторожным. НО в меру. Объясните ребенку правила безопасности в конкретном случае, и вам станет лучше. И ребенку это необходимо знать.
Например, не прячьте кухонный нож, а дайте ребенку отрезать кусок хлеба и намазать его маслом. При этом ПОКАЖИТЕ КАК, и расскажите о правилах безопасности (нельзя размахивать ножом, поднимать нож вверх, нельзя есть с ножа и пр.) Конечно, вначале он это будет делать В ВАШЕМ ПРИСУТСТВИИ! Но когда он пойдет в школу и ему придется обедать дома самому, вы будете спокойны (относительно, конечно)
Устанавливайте границы.
Есть то, что ребенку запрещается делать без вас. Нет, это не относится к использованию ножниц или молотка.
Это относится непосредственно к сохранению жизни. Например, нельзя высовываться из окна, одному выходить на незастекленный балкон, на прогулке уходить далеко от дома и пр. Здесь вы устанавливаете свои правила. Потому что самостоятельность безгранична сама по себе. И вам нужно установить границы соответственно возрасту ребенка.
___
"Дети мечтают о свободе, о самостоятельности, о том, чтобы не зависеть от взрослых. Если бы мы не забывали об этом с годами, то и нам, и нашим детям жилось бы гораздо проще." (А. Линдгрен)