Начало рассказа ЗДЕСЬ
Метафизическая юность
В 1957 году 14-летний Михаил Шемякин начал учиться в художественной школе при Академии художеств в Ленинграде. После уроков он шел в библиотеку, а затем дома до двух ночи изучал и копировал старых мастеров. Одноклассники подсмеивались над ним, он же по сей день уверен в том, что пока не получена серьезная академическая подготовка, думать о поисках рано.
Первая выставка талантливого юноши прошла в клубе ленинградского журнала "Звезда" в 1962 году, после чего его имя стало известным в артистических кругах. Картины высоко оценил маститый композитор Игорь Стравинский, посетивший в то время Ленинград. Два городских пейзажа он увез с собой. С популярностью пришли и первые конфликты с властью. Несмотря на хрущевскую оттепель, авангардистов в искусстве не жаловали. Шемякин был отчислен из школы -- его художественное мировоззрение и близко не соответствовало канонам соцреализма. Кумирам, которые предлагала советская школа, он предпочитал Пикассо, Ренуара, Гогена.
В 18 лет Шемякина после допроса в органах упекли в психиатрическую клинику с диагнозом "вялотекущая шизофрения". Медсестры шутили по его поводу: "Ну, как там нынче наш Ван Гог?" Он всерьез подумывал о монашестве и какое-то время провел в Псково-Печорском монастыре. Шемякин помогал в церковных службах и реставрировал иконы. После очередного визита в психбольницу, чтобы очиститься от психотропных препаратов, он уехал на Кавказ и прожил там отшельником в пещерах около года.
Но художник не сломался. Он устроился грузчиком в Эрмитаж. "Грустно было видеть Шемякина, перетаскивающего тяжеленные скульптуры и рамы или убирающего снег вблизи Эрмитажа", -- вспоминал его друг, поэт Михаил Юпп. Тогдашнее руководство Эрмитажа на свой страх и риск устроило выставку работ сотрудников музея, в которой участвовал и Шемякин. Слухи о ней разнеслись по всему Ленинграду, но выставка просуществовала всего один день. Руководство получило нагоняй, а художников строго проработали по идеологической части. В 1967 году Шемякин создал творческую группу "Санкт-Петербург" и в соавторстве с философом Владимиром Ивановым написал теорию метафизического синтетизма, посвященную созданию новой иконы на основе изучения религиозного искусства всех времен и народов.
Тогда же начался шемякинский "период туш". В не очень-то сытые времена он умудрялся раздобывать туши баранов и коров и волок их в свою коммуналку на Загородном проспекте. Туши разлагались и смердели, соседи устраивали скандалы, а художник работал как одержимый, фиксируя оттенки разлагающейся плоти. Позднее этот "патологоанатомический" опыт будет суммирован в 1977 году в пользовавшейся громким успехом выставке "Чрево Парижа".
А пока что шемякинский метафизический синтетизм вкупе с тушами и "карнавалами" -- шумными богемными гулянками в коммуналке -- привели к тому, что его пребывание на родине стало окончательно невозможным. Незадолго до отъезда Шемякин познакомился с Сергеем Довлатовым.
"Шемякин тогда не очень выделялся, -- писал позднее Довлатов. -- В Ленинграде тысячи претенциозных молодых художников. И кудри неаполитанские у многих, и брюки с заплатами из отцовских портфелей. Вспоминается Шемякин дерзким и самоуверенным.
-- Скоро уеду, - говорит он.
-- Вы же не еврей (тогда это было сложно).
-- У меня друзья на Западе.
-- Влиятельные?
-- Помпон обещал содействие.
-- Кто это -- Помпон?
-- Помпиду.
Действительно, тогдашний президент Франции, эстет и сноб, любил художества Шемякина".
Париж -- Нью-Йорк
В 1971 году Михаил Шемякин уехал из СССР во Францию и поселился в Париже. Выбраться из недостроенного социалистического рая ему помогла француженка русского происхождения Дина Верни, в прошлом знаменитая натурщица, позировавшая таким мастерам, как Дюрен, Майоль, Матисс. Она была владелицей престижной парижской художественной галереи и, увидев гравюры, подаренные Шемякиным французским искусствоведам, прилетела в Ленинград познакомиться с их автором. А познакомившись, сказала, что приложит все усилия, чтобы устроить его выставку в Париже.
Работы вывозились тайно, через дипломатов. Верни вызвала в Париж жену и маленькую дочь Шемякина -- якобы на лечение.
Вскоре за ними последовал сам Шемякин. Отъезд был спешным, ему даже не удалось попрощаться с родителями.
В то время Верни именовалась баронессой Дюпольд и была одной из самых богатых женщин Франции. Ей принадлежала коллекция экипажей всех эпох, у нее были великолепные лошади, ее особняк находился в самом дорогом районе Парижа. По словам Шемякина, ему были предложены все условия, о которых только может мечтать человек, плюс контракт на десять лет, но с одним условием: он работает только под ее контролем.
На третий день Шемякин сбежал, заявив: "Я поменял клетку не для того, чтобы жить в золотой". Он признает, что Дина была влюблена в него и что у них были сложные отношения. Он благодарен ей за свою первую персональную выставку. Но жизнь в Париже ему пришлось начинать с нуля.
За десять парижских лет Михаил Шемякин, работавший безостановочно, сделал себе имя, и в 1981 уже знаменитым художником переехал в Нью-Йорк. "Пульс аристократической жизни давно переместился из Парижа в Нью-Йорк -- самый европейский город в мире, -- вспоминал переезд Шемякин. -- Первый раз приехав в Нью-Йорк, я полюбил его ритм, его архитектуру. Меня привлек колоссальный эксперимент, основополагающий в творческой среде. Правда, их поиски и эксперименты часто абсурдны, уродливы, антиэстетичны. Но в этом есть постоянное усилие, усилие двигаться вперед. Они ищут новое и доверяют новаторам". Парижский период для Шемякина стал знаменательным еще и благодаря замечательной дружбе и плодотворному сотрудничеству с Владимиром Высоцким.
Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Ирина Осадчая, «Лилит» (с)