Байка № 1. Причт убивает оживающих покойников ломом
"...Случится,— оживет покойник по при несении его в церковь,—причт должен «убить» ожившего и схоронить; если же оживший успеет из церкви скрыться, то за упуск его изведется весь причт, помрет подряд 12 священников. Об этом мне довелось подслушать в Уржуме следующий рассказ. «Причт убивает оживающих покойников ломом, хранящимся для того в церкви за печкой; конец у лома в крови. Убийство совершается так.
Застав покойника ожившим, причт заставляет его помолиться Богу, а когда оживший, перекрестившись, поклонится,— ударяет его спрятанным ломом в загорбок. Зная такую участь, ожившие покойники стараются из церкви скрыться, прежде чем будет обнаружено исчезновение их из гроба. В свою очередь церковные сторожа, чтобы предупредить побег, по входе в церковь первыми, раскрывают гроб и капают покойнику на лицо воском от зажженной свечи для убеждения не ожил ли он. В том случае, когда побег совершится, причт отпевает пустой гроб и провожает его на кладбище, как бы в нем был покойник>.
(…)
В подтверждение такого верования один сельский учитель передавал мне, что в начале 70-хъ годов текущего столетия, в одном селе Слободского уезда, где священником был его дядя, раз действительно оставленный на ночь в церкви покойник найден был сторожем с свеже-облитым кровью лицом, а гроб разбитым. Обь этом сторож тотчас же доложил священнику, а последний донес полиции, и похороны были приостановлены. Но так как событие это случилось летом, а врач для вскрытия прибыл через месяц, то причина смерти покойника не выяснилась.
Тем не менее, народная молва приписывала действительное убийство в данном случае ожившего покойника старичку-дьячку.
В другом селе — разсказывал тот же учитель—ожившая в гробу женщина таилась в нем до момента забивки крышки у гроба перед спуском в могилу. Выскочив из гроба неожиданно для погребавших, женщина пустилась бежать и пропадала целую неделю. По разыскании ее, она объяснила, что скрывалась из боязни убийства."
Магницкий В. Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии. Вятка, 1883 (С. 34-35)
Байка № 2. Оживший покойник
В старинных преданиях Вятской губернии можно встретить истории об оживших покойниках. Такое иногда случалось, когда гроб с почившим уже стоял в церкви, подготовленный для отпевания. Стоял он там, как правило, всю ночь. Иногда замечали, что покойный вдруг стал подавать признаки жизни и его незамедлительно убивали, полагая, что умерший мог быть колдуном. Насколько это правда, остаётся только гадать. Но такую же историю в 2018 году рассказала старейшая жительница села Шешурга Тужинского Л.Н. Оносова 1928 г.р., а ей в свою очередь рассказывала об этом её мама. Привезли в Шешургскую церковь очередной гроб и оставили на ночь, а ночью церковный сторож увидел, что покойный ожил, ну и убил его. То ли от страха, то ли действительно принял за колдуна. Как звали ожившего и сторожа, история об этом умалчивает. Ну и надо полагать, что такая служба сторожа церковного сторожа была не для слабонервных.
На фото: кадры из фильма «Вий».
Байка № 3. Оживший колдун
Кошмарная история,о которой я хочу поведать вам, приключилась в деревне Садыганово Кировской области. Там живут мои родственники. Вот с их-то слов я и знаю обо всех деталях невероятного происшествия. Подчеркну, что мои родственники - самые обычные и при этом очень скромные люди, крестьяне, землепашцы. Их никак нельзя отнести к той породе людишек, которые любят приврать ради того, чтобы хотя бы ненадолго привлечь к себе внимание - чтобы все вокруг заохали да заахали, дивясь их удивительным новостям, рассказам… Если мои родственники говорят - мол, это было на самом деле, значит, это было на самом деле. И точка. А было вот что. Родственники А. Слепнева жили и по сей день живут на окраине деревни. В соседней
избе жила, но сейчас уже там не живет одна дружная семья. Самым старшим по возрасту в той семье был восьмидесятилетний старик - невысокий, худощавый, с короткой седой бородой. Все в деревне знали, что он - колдун. Если в Садыганово кто-нибудь заболевал, то за помощью обращались сперва к нему, колдуну, и лишь затем к врачу. Да, собственно, дело доходило до врача лишь в редких случаях. Старик шептал какие-то заговоры, поил больного травяными настоями, и человек, как правило, вскоре выздоравливал. Колдун умел делать и многое другое. К примеру, вызывать дождь. Или, другой пример, он всегда точно указывал место в лесу, где находится корова, отбившаяся от стада, заблудившаяся. Следуя его подсказкам, люди шли в лес и обнаруживали скотину на указанном месте… Ну, и так далее.
Другими словами, это был, судя по всему, настоящий колдун. Человек, наделенный от природы уникальными способностями - грозными в своей таинственности, абсолютно, само собой, непостижимыми.
И вот колдун помер.
Ну, схоронили старика, поплакали, как водится, на поминках и стали дальше жить.
А спустя несколько дней после похорон покойник ровно в полночь вернулся в свой дом. Люди в доме были разбужены громким стуком во входную дверь. Никто из них не успел еще даже встать с постели, дабы подойти к двери и отворить ее, как дверь вдруг распахнулась сама. На ней сам собой щелкнул английский замок, запертый изнутри. Одновременно - тоже сам собой - отъехал в сторону с характерным скрипом засов, расположенный на внутренней стороне двери, которая тут же и открылась. Да так резко, будто ее наподдали ногой.
И в дом вступил мертвец.
Это был не некий туманный расплывчатый призрак, сквозь который можно было бы видеть то, что обреталось у него за спиной. В избу вошел по всем статьям вполне реальный человек. Во вполне реальной одежде - в той самой, в какой и был уложен в фоб.
Единственным в его облике, что решительно отличало вошедшего от живых людей, оказалось лицо. Было оно желто-восковым по цвету, то есть таким, каким и должно быть у покойника. А на лице сияли, как две лампочки, широко распахнутые глаза. Они были словно бы подсвечены изнутри.
Увидев мертвеца, обретавшиеся в доме женщины и дети дико завизжали.
Не обращая на истошные крики никакого внимания, выходец с того света сделал несколько шагов вперед и замер на месте. Остановившимся взором он пялился в одну точку перед собой. Постоял с полминуты, покряхтел. Потом неторопливо развернулся и потопал назад, к двери, продолжая старчески покряхтывать.
Дверь за его спиной - опять-таки сама собой - захлопнулась. Английский замок на ней щелкнул, закрываясь. А засов, будто двигаемый невидимой рукой, стронулся с места и аккуратно въехал в металлическую петлю на дверном косяке.
Все это свидетели происшествия разглядывали с бесповоротной отчетливостью. За стенами избы висела в безоблачном небе почти полная луна, и ее яркий свет падал в окна дома.
У двух малолетних детей, наблюдавших вместе со взрослыми натуральнейшую эту чертовщину, началась истерика…
Миновали ровно сутки.
Опять наступила полночь. И снова распахнулась сама собой входная дверь - мертвый колдун во второй раз переступил порог своего бывшего дома. По-прежнему его глаза пылали, как фонари, а взгляд был отрешенным, бессмысленным, упертым куда-то в пространство. Зрачки в глазах не двигались.
На сей раз, однако, покойник зашел в дом вовсе не на полминуты, как это случилось в минувшую ночь.
Беспрерывно покряхтывая, он принялся бродить туда-сюда по избе. Казалось, он не видел людей, находившихся в ней, и не слышал плача и причитаний детей, совершенно ошалевших от ужаса. Интересно отметить, что в то же время он то ли видел, то ли каким-то образом ощущал предметы быта в помещении.
Бесцельно слоняясь среди ночи по дому, он всякий раз аккуратно огибал табуретку,когда приближался к ней. Затем огибал другую табуретку. Обходил стол, не прикасаясь к нему. Ни разу не задел локтем платяной шкаф, высившийся у стены. Ни разу не споткнулся о ящики со всяким барахлом, стоявшие в хаотическом беспорядке возле другой стены.
Словом, покойник отлично ориентировался в пространстве, но людей при этом, повторяю, не замечал. Они для него как бы не существовали вовсе.
Однако не это было самым удивительным. Наиболее поразительным нюансом второго визита мертвеца в его бывшее земное пристанище оказался некий умонепостижимыи сдвиг в психике всех свидетелей визита.
Свидетелей - пятеро. Двое женщин, мужчина и двое детей.
Как бы вы, читатель, поступили на их месте? Думаю, не ошибусь с прогнозом, если скажу, что вы бы, не медля ни секунды, кинулись во весь дух из дома вон - подальше от кошмарного места, по которому шастает туда-сюда пришелец из-за гробовой доски.
Все пятеро свидетелей его возвращения в мир живых людей повели себя иначе. Все они… дружно забыли о том, что в избе есть дверь, сквозь которую можно спешно ретироваться из дому. На протяжении второй страшной ночи никому из них не пришла в голову мысль обратиться в бегство. Мысль, согласитесь, очевидная, напрашивающаяся, заведомо вытекающая из возникших обстоятельств.
Вместо того чтобы сломя голову рвануть без оглядки от ожившего покойника прочь, хозяева дома залезли на русскую печь всей семьей - и взрослые, и дети… Возникает впечатление, что некая неведомая таинственная сила заблокировала в их сознании мысль о побеге из дома, вывела идею побега за скобки их поведенческих реакций на происходящее. Отсюда очевиден вывод: зачем-то мертвецу либо тем силам, которые управляли им, было нужно, чтобы люди оставались в течение всей ночи в доме.
Читатель-горожанин, представляете ли вы себе размеры полатей деревенской русской печи? Если - нет, то довожу до вашего сведения, что длина этой лежанки на любой русской печи никогда не превышает двух метров, а ширина - полутора метров. Вот на такой крохотной площадке пять человек и просидели ночь напролет в страшной тесноте, млея от ужаса, обливаясь холодным потом.
А мертвый все бродил да бродил по избе - бессмысленно, бессистемно.
Начался рассвет. Раздалось кукареканье, как принято говорить в деревнях, первых петухов - то есть петухи, просыпаясь, прочищая спросонья глотки, подали голос, оповестили всех и вся окрест о том, что уже светает, что близится новый день. Едва послышалось самое-самое первое кукареканье одного из первых петухов, как колдун-покойник,шатавшийся без устали час за часом по избе, замер на месте как вкопанный. А потом
решительным быстрым шагом направился к двери, ведущей из избы вон. Дверь сама собой открылась, мертвец шагнул через порог, и дверь за его спиной захлопнулась…
- Нужно искать помощи у попа! - возопил хозяин дома, сын колдуна.
Спустя несколько часов рука об руку со своей взволнованной супругой он прибыл на рейсовом автобусе в районный центр, где имелась действующая церковь.
- Батюшка, помогите.
- А в чем, собственно, дело? - осведомился деловито священнослужитель.
- Мертвяк шляется по ночам по избе, - сообщил в ответ мужчина, досадливо хмуря брови, и обернулся к жене: - Расскажи все сама.
Женщина, ломая руки, разразилась потоком слов. Дослушав ее исповедь до конца, батюшка переменился в лице и трижды истово перекрестился.
- С нами крестная сила! - жарким шепотом возвестил он. - Вот вам, люди добрые, флакон со святой водой. Окропите ею все углы и все окна в доме, а самое главное - дверь. И - прощайте. Идите, идите! У меня сегодня много дел.
Никакие уговоры не помогли. Батюшка категорически отказался навестить жуткий дом, по которому бродит по ночам мертвец, и прочитать там какие-нибудь «очистительные молитвы».
Надо так понимать, перепугался.
Муж с женой вернулись в расстроенных чувствах домой. А там, повздыхав, сделали все так, как и было им велено.
Наступила очередная - третья - ночь. Ровно в полночь щелкнул замок на двери. Отъехал на ней в сторону засов. Мертвый колдун опять вступил в дом.
Дети, естественно, тут же взвыли от страха, а женщины запричитали. И все домочадцы,теснясь и толкаясь, полезли гурьбой на русскую печь. В этот раз тоже они напрочь «забыли» о возможности альтернативного решения, куда более эффективного с психологической точки зрения, - о возможности бегства из избы.
Не буду здесь повторяться. Коротко скажу, что покойник вел себя точно так же, как и в прошлый раз. И точно так же, едва загорланили первые петухи, он поспешно покинул дом.
На четвертую ночь он в дом не вошел. Опять-таки строго в полночь мертвец возник во дворе перед одним из окон избы - возник внезапно, будто восстал там из-под земли.
Первыми его заметили дети, внезапно и дружно именно в полночь проснувшиеся. Ну, и отреагировали соответствующим образом. Покойник приник желто-восковым лицом к оконному стеклу, постоял какое-то время как бы в раздумье, а потом отшатнулся от окна и направился к сараю, видневшемуся на дворе в некотором отдалении от дома.
Люди, в страхе припавшие к окнам, увидели - мертвый колдун вывел из сарая лошадь, которую, кстати сказать, при жизни очень любил, холил ее и лелеял. И стал водить лошадь по двору туда-сюда, похлопывая ладонью по холке, оглаживая ей бока. Лошадь в ответ, что
называется, и ухом не вела! Ходила по двору тихо и спокойно, как ни в чем не бывало.
Занялся рассвет. Прокукарекал петух. Мертвец, вздрогнув, отпрянул от лошади и кинулся со двора прочь. Удаляясь, он шел по деревенской улице очень торопливым шагом, почти бежал. А лошадь так и осталась стоять между сараем и избой…
На пятую ночь мертвец опять вошел в дом. И повторилась знакомая уже нам петрушка: люди - на печи, покойник господствует в доме.
На шестую ночь - то же самое.
На седьмую…
На восьмую…
На девятую…
Хозяева дома не стали делать секрета из жути, творящейся по ночам в их избе. История получила огласку в деревне. На какое-то время она стала главным предметом пересудов в ней.
Административные руководители колхоза взяли хозяина дома в крутой оборот. Мол-де, немедленно прекрати заниматься религиозной пропагандой.
У всей этой цепочки событий - в высшей степени занятный финал, предыстория которого покрыта мраком. Нам неизвестно, каким образом хозяину дома удалось убедить рассвирепевших начальников в правдивости своих слов. Здесь можно, например, допустить, что кто-то из тех начальников сам отправился на ночевку в «дом с привидением». И там, к собственному ужасу, воочию убедился на месте в достоверности показаний своего подчиненного… Внезапно родственникам покойного колдуна был предоставлен новый дом, куда они спешно и переехали.
А двери в старом заколотили досками.
Так тот «дом с привидением» и стоит по сей день с заколоченной дверью, опустевший, нежилой. Его двор густо зарос бурьяном.
(Автор неизвестен)
Байка № 4. Зловещие мертвецы по вятски
Есть в Яранском районе село Ууртма от него в километре деревня Клочки расположенна по обе стороны от глубокого пруда, до пруда овраг был и дорога через него проходила. на противоположном берегу в крайнем доме бабка поселилась ну и жила себе тихо и мирно как вдруг стали происходить невероятные вещи. Ночью подполье открывается выходят двое что то лопочут на непонятном языке и бабку с печи за ноги стаскивают (а еще говорят что нечистая сила, русской печи боится потому как кирпич там крест образует). ну вот стала та соседскую девченку ночевать к себе звать, что мол старая скучно одной ночами долгими. Так девченка когда это увидала быстро домой убежала среди ночи, узнали в деревне и всплыло у кого то что предки слышали будто тут на этом месте в овраге то двух купцов татарских лихие люди убили ну и при копали тут же. А уж когда деревня выстроилась избу на их могилке то и поставили, тихо было а что уж их пробудило одним им поведано. Ездили родственники бабульки в Казань с землицей из под дома, что то там в мечете с ней сделали . привезли обратно в подполье высыпали и бумажку какую то на татарском закопали, как не странно угомонились убиенные. Вот и верь не верь во всю потустороннюю силушку.
(Рассказал: Алексей Полевщиков)
Байка № 5. Воскресший мужик
В 1934 году в деревне Щеглята Пижанского района умер молодой мужик, и его по обычаю увезли на три ночи в село Вои, в холодную церковь на моленье .
Отчего помер мужик – никто не знал, но сам он неведомым образом воскрес ночью в холодной церкви. Встал из гроба и заметался по пустому храму, ища выход. По существовавшему тогда поверью считалось, что в воскресшего человека вселялась нечистая сила, и, если его не убить, умрут три попа. «Покойник» об этом знал и понимал, что живым его из церкви не выпустят.
Утром в дверях церкви заскрипел замок и в храм вошёл ничего не подозревавший сторож. Только он переступил порог, как мужик в белой похоронной одежде налетел на него, ударил и был таков. После этого сторож онемел на всю жизнь. Мужик, как есть весь в белом, выскочил на улицу, а там мороз. И как раз хлебный обоз мимо идет, лошадей 10-12. Он подбежал к обозу и кричит:
- Дайте мне тулуп!
Люди на возу удивились, но тулуп ему бросили.
Кое-как мужик добежал до родного дома и забарабанил что есть мочи в ворота – ноги в лаптях-то мёрзнут.
Старик-отец, убитый горем, спал на печи. Стук в ворота услышал младший сын. Удивился, кто бы это мог прийти в такую рань, открыл их и, как увидел умершего брата, так и повалился. А «покойник» вбегает в дом и кричит:
- Скорее пускайте меня на печь! Скорее!
Старик со сна толком понять ничего не может: усопший сын, весь в белом, холодный, лезет к нему на печь со словами:
- Тять, пусти меня на печь, я больно замерз!
У отца сердце не выдержало, и он тут же отдал Богу душу.
Рассказывают, что в войскую церковь старика отпевать не допустили. Пришлось везти его в другую.
А как сложилась дальнейшая жизнь воскресшего тогда мужика, теперь уже и не помнит никто.
(Источник: https://vk.com/vyatka_nasledie)
Байка № 6. Приглашение мертвеца
Этот случай произошел много лет назад, где-то в середине шестидесятых годов. ВКировской области, в селе Вишны, умер Алексей Слепнев в возрасте 85 лет. При своей жизни он тем славился, что легко мог вызвать или остановить дождь, назвать имя вора и показать место, где убийца закопал свою жертву.
Те, кому не могли помочь врачи, средства лечения находили у него. После его смерти, которую он, кстати сказать, сам себе предсказал, осталось у него довольно-таки справное хозяйство: урожайная земля, добротный каменный дом, молодая жена Катерина, которая была моложе его почти на 50 лет.
Любила она его сильно. Люди, конечно, судачили, что была она им приворожена, а там кто его знает. После его смерти не хотела молодая вдова ни за кого выходить замуж.
А между тем к ней был неравнодушен сосед Михаил. Однажды после очередных тщетных уговоров он сказал Катерине:
— Или я порешу себя или ты все-таки позволь мне к тебе приходить, а там, глядишь, обвыкнешь и согласишься за меня пойти замуж.— И тут же добавил:
— Если откажешь, сегодня же в петлю залезу, потому что нет мне без тебя никакой жизни.
И то ли дрогнуло сердце Катерины, то ли соскучилась она по мужской ласке. Как бы там ни было, Михаил остался в доме Алексея Слепнева. Сошлись они без свадебного застолья. Казалось бы, все у них было, жить бы им да радоваться, только больно ревнив оказался Михаил. Не давала ему покоя мысль о том, что Катя так и не смогла до конца забыть своего покойного мужа: уж больно часто она ходила к нему на могилу.
Ревность порождает зло. Стал Михаил при Катерине вслух насмехаться над покойником. Чего только; он с дури не наплел про умершего Алексея: и старый-то он кобель, и шарлатан, и невидный он был, а ума как у козла старого. И так раззадорил себя в злости Михаил, что схватил фотографию Алексея и стал, глядя на нее, кричать;
— Если ты колдун, то давай, объявись! Какой ты колдун: колдуна ни один гроб не удержит, если он действительно колдун! Давай приходи, тогда я поверю, что ты колдун.
Так он орал и даже не видел того, как Катя побелела, схватилась за сердце и упала на пол.
Отходил он ее и, испугавшись того, что натворил, обещал ей больше никогда не говорить о покойнике худых слов.
Видно, растревожил он дух умершего. Ровно в три часа ночи в сенцах послышались тяжелые шаги, на двери откинулся крючок и отошла в сторону щеколда. В комнату вошел Алексей. Одежда на нем была та же, в которой его в гроб клали. Глазницы у мертвеца запали. Зрачки выглядели так, как-будто он глубоко задумался, уперев взгляд в никуда. Катерина и Михаил оцепенели от ужаса. Казалось, что у них руки и ноги потеряли всякую возможность двигаться. Мертвец ходил по комнате, будто искал что-то, и так продолжалось до крика петухов. При первом же крике петуха гость исчез, так и не проронив ни единого слова.
Через неделю Катерина овдовела во второй раз. Насколько я знаю, она и теперь живет одна в своем огромном доме. Эту историю я услышала лично от нее. После выхода моих книг Катерина Максимовна написала мне, и я разрешила ей ко мне приехать, помня ее супруга, Алексея Слепнева, которого я знала и чьи родители когда-то приезжали к моей бабушке Евдокие.
(Н. И. Степанова. "Большая книга заговоров" - 4 том. стр. 941)
Байка № 7. Внук упыря
Началась эта история еще до моего рождения. По причинам, вполне понятным из моего письма, называть своего поселка я не хочу, скажу только, что находится он в Кировской области. Когда я еще был подростком, мама указывала нам на одного мужика и предупреждала, чтобы мы близко к нему не подходили, не разговаривали с ним, взглядом не встречались и вообще — держались подальше.Потому что он, дескать, бесовское отродье, и в нем сила колдовская. Порчу, а то и смерть может навести легко, просто спьяну, и потом от нее не избавишься.
"Я уж не помню, верили мы матушке или нет, но более подробно про Веньку-Засоню я услышал не от родителей, а от дядьки моего приятеля, когда мы все вместе ездили на рыбалку с ночевкой. Говорили, что Венькин дед был колдуном, еще до революции, совсем молодым, в ворожбе был известен и люди его сторонились. Как большевики власть взяли, его расстрелять хотели, но почему-то не стали, даже не посадили. Слухи ходили разные. Кто считал, что он кого-то из комиссаров вылечил, пока в ЧК сидел
Хорошо они жили, плохо — про то дядька в подробности не вдавался, потому и я не знаю. В Отечественную дед на фронт не попал — старый уж был, а сын еще молод слишком. А вот дочки его уехали и больше не вернулись. Не погибли, осели где-то в других местах. То ли работать устроились во время войны, то ли в медсестры пошли. В общем, нашлось для них где-то дело. Сын дедов вырос, механизатором стал, женился. Мальчик у него родился. После смерти Сталина жена деда так распереживалась, что слегла надолго. Потом встала на ноги, но на себя похожа не была — не узнать. Года два протянула, да и преставилась. Дед после этого тоже сник, черный совсем стал, людей начал сторониться. Хотя к нему и так никто в друзья особо не набивался. В общем, вскорости и он умер. Дядька особо нам уточнил, что шестьдесят два года старику было. Не знаю, может, это важно?
В общем, похоронили деда. И дядька даже был при этом, гроб помогал нести.
Через три дня после смерти дед внезапно явился в свой дом, разбудил сына и попросил у него поесть. Сын накрыл стол, собрал какой-то снеди. Старик наелся и ушел. На другой день сын, конечно, всем в деревне рассказал об этом происшествии. Напуган был сильно — да, в общем, и не удивительно. Вечером попросил соседей жену с малышом приютить. Но в ту ночь старик не появлялся и на следующую ночь тоже. А потом опять пришел и опять попросил есть. И так повелось, что раз в пять-шесть дней дед из могилы домой ходил.
Деревенские тому мужику и верили, и не верили. Дядька говорит — даже подкараулить мертвого колдуна пытались, но ни разу странного гостя не видели. Длилось это месяца два. Прочие-то люди только испуганные рассказы слушали, а жена с ребенком из дома проклятого сбежала, к родителям переехала.
Слухи же про такую чертовщину расходились, и мужика на партсобрание вызвали — он еще, вдобавок ко всему, и партийным был. Стали пропесочивать за то, что слухи дурацкие распространяет, суевериям всяким потакает. Тогда ведь боролись с суевериями и религией. Тем более — коммунисты. Он спросил: что же делать, когда к нему в самом деле отец покушать приходит. Ну ему и сказали — не кормить. Потому что бред все это, галлюцинации, и быть такого не может. Я там не был, это дядька так рассказывал.
Угощал ли колдуна сын во время новой встречи или нет, об этом никто не знает, но через день на работу он не вышел. К нему после утреннего совещания заехал заведующий фермой и нашел в постели мертвым. Мало того, в тот же день еще четверо деревенских вдруг расхворались и через несколько дней один за другим умерли. А спустя пару дней еще двое — и заведующий фермой тоже. Тут мужикам стало ясно, что дело неладно. Атеизм — атеизмом, а жить всем хочется, и за детей страшно. Начали разрывать могилы всех свежих покойников. Дядька говорит — страшно было колдовскую разгребать.
Но и до нее черед дошел. Дед, как оказалось, лежал в гробу с открытыми глазами, с красным, как бы налитым кровью, лицом. Словно только-только умер, даже усохнуть не успел. Его, как водится, проткнули осиновым колом и сожгли.
Однако этим дело не кончилось. Ведь дар колдовской, как известно, от старика к внуку завсегда переходит. А после того, что случилось, народ сильно суеверным стал и мальчишки, того самого Веньки, остерегался. Боялся, как бы чего не вышло. Тот же и в ус не дул, вырос, на агронома благополучно выучился, в деревню вернулся — да и запил, толком даже поработать не успел. Жены, девушки, друзей у него, понятно, не имелось, но собутыльники находились всегда.
Это уже при мне происходило, хотя, конечно, был я еще слишком молодым, чтобы компанию со взрослыми водить. Венька по деревне ходил, стучался в разные дома и просил дать похмелиться. И ему всегда давали — кто самогонки, кто денег давал, лишь бы не злить, и чтобы ушел. Народ все ждал, когда он сопьется вконец и сдохнет — а он нажирался до синевы, но на здоровье никогда не жаловался. А дар дедовский в нем бродил, тому много случаев в доказательство. Раз он поспорил с одним мужиком — шефы к нам с города приезжали на уборку, местный бы связываться не стал. Так он поспорил, что грозу вызвать сможет. День был ясный, но очень скоро, часа за два, нанесло тучи и началась настоящая гроза. Засоня, как ненастье кончилось, за выигрышем пришел, а городской отдавать не стал. Сказал, что это совпадение и Венька, мол, тут ни при чем. Венька ушел, не сказал ничего, но ночью опять гроза налетела, и сразу несколько молний в барак ударили, где шефы жили. Так шарахнуло, что в нескольких домах даже стекла повылетали, этому уже я свидетель. А барак загорелся, мужики из него в одних трусах выскакивали, как в постели их беда застала, и многие ожоги сильные получили, хотя никто и не погиб. Напротив, через поляну, женский барак стоял — ему хоть бы что, ни разу не долбануло.
Бабка одна его стыдить попыталась за беспутную жизнь — так он раза три к ее дому подходил, через забор на двор смотрел. И буквально за месяц вся зелень, что у нее на огороде и в саду росла, пожухла, полегла, с деревьев листва осыпалась. Мало того, со всей округи кошки начали сбегаться к ней в огород гадить. Вскоре вся земля перекопана оказалась, словно граблями постоянно рыхлят, и вонь стояла несусветная. Хоть и кошки — а когда много, то запах еще тот получается. Там до сих пор ничего не растет.
Но времена были еще советские, потому Венька все-таки попался — его участковый вместе с парой собутыльников взял, да и под замок посадил. По статье за тунеядство. Хотел в ЛТП отправить, чтобы людям жизнь не портили и нервы не трепали. Но получилось как с дедом: кто-то из района решил устроить показательный суд у нас в клубе, и судья назначил ему год исправительных работ. Это чтобы Венька в колхозе работал, а у него из зарплаты что-то там вычиталось ежемесячно в пользу государства. И получилось, что его вроде и осудили — но тут же в клубе из-под ареста выпустили. Приятели его, кстати, сразу после суда куда-то пропали, а Засоня остался. На работу, правда, не пошел, но пить перестал. Большую часть времени у себя дома копался — начал хозяйство в порядок приводить. А то ведь и изгородь завалилась, и крыша текла, и крыльцо перекосило. Деревня с облегчением вздохнула было — но тут у участкового в один день вся скотина вдруг сдохла. Даже собака и кот его черный с пятнами, и куры — все померли беспричинно. А через день двое детей-погодков с жаром слегли, жена вся в слезах два дня ходила. Это уже при мне было, сам помню. У нас мужики и решили, что Венька мстит — хотя он ко двору участкового не подходил вовсе. Собрались, да и решили кончать с колдовским выродком, чтобы в родной деревне без страха жить было можно. Пошли всей толпой к его дому, с ружьями почти все были. Мы с мальчишками тоже следом увязались, нам уж лет по двенадцать было, тоже большими себя считали. Пришли — а Веньки и нет, пропал.
Все только перекрестились с облегчением. А Венька не сгинул, еще раза три он являлся. Выходил из леса весь заросший, сгорбившийся, до сельпо доходил, покупал что-то — гвозди, керосин, петли, пленку полиэтиленовую, леску, крючки или инструмент какой — и тут же обратно уходил. Его никто уже не трогал. Последний раз его видели, когда мне пятнадцать лет было. Больше он уж не появлялся.
(Автор неизвестен. Взято с просторов интернета)
Байка № 8. Немного мистического. Обратная дорога домой...
- Был в моей жизни случай, заставивший поверить в чудо, - начала свой рассказ Т.Я. Петрова. В 1949 году я жила в деревне Гордино, что в Кировской области, деревня располагалась на горе, с одной стороны протекала река Кама, с другой - приток Камы речка Ёрдва. Красивые там места, река, лес, поля и луг.
Не портило вида и кладбище, сразу за Ёрдвой в лесу, оно было с двух сторон дороги, которая вела через лес к деревне Пахомятка.
Вот на этой-то дороге и произошел со мной необычный случай.
После работы мне как комсомольскому активисту нужно было посетить комсомольское собрание в Пахомятке. Собрание было назначено на 19.00. «Я окончила работу в 16.30, полчаса на сборы и на дорогу, два часа пешком.
Как обычно, комсомольское собрание затянулось, уж и не помню, что за проблему там так горячо обсуждали, но окончилось собрание около 23.00.
-Ну, куда ты, Тамарочка, пойдешь. Поздно уже, заночуй у нас, а завтра утречком и гайда,- уговаривал меня тамошний комсомольский вожак. -Да и страшно одной-то по лесу да через кладбище ночью-то!
-А чего бояться, я ничего не боюсь! - хорохорилась я, ночи светлые. А зверья дикого да лихого человека не было в тех краях. Ночевать у чужих людей не любила с детства, а как вспомнила о клопах, что водились почти во всех деревянных домах...,ну уж нет лучше я пройдусь еще два часа, но спать буду дома. Распрощавшись с молодёжью, бодренько зашагала через поле к лесу.
Ночь была светлой, видны даже колоски на пшенице, шла и вспоминала, как уговаривали меня ребята провести домой, правильно я все-таки сделала, что отказалась, ведь это займет у них в общей сложности четыре часа, а им на лесоповал с утра, работа тяжела, пусть отдыхают.
Подошла к лесу, а там сверху ветки деревьев смыкались, образовывая туннель без проблесков света, мне стало страшновато. Что делать, возвращаться? Оглянулась на деревню, ни одного огонька не видать, все уже спят, да и к кому я пойду, ведь я не знаю, где живут мои знакомые, да и стыдно, ведь при всех говорила, что ничего не боюсь. Ну, чего бояться, уговаривала я себя, уже столько прошла, сколько там того леса, всего шесть километров, что со мной может случиться. Постепенно мои глаза привыкли к темноте, стала различать даже в стороне отдельные деревья, дорогу вообще хорошо видать.
Но что это, будто бежит за мной кто-то, я остановилась, прижалась к дереву, замерла...Нет, нет, мне показалось, это обычные звуки леса, наверное, заяц пробежал или еще какая зверушка, а в ночной тишине звуки громче кажутся. У страха глаза велики, успокаивала я себя и потихоньку пошла дальше, стараясь не обращать внимание на ночные звуки леса. Вспоминала прошедшее собрание, мысленно составляла отчет и, вдруг вижу, у дороги стоит кто-то в белом, а за ним - еще и еще. Ноги у меня задрожали мелкой, противной дрожью, сердце казалось, онемело, я не могла дышать. Страх, дикий страх сковал все тело, а в голове, как молотом стучало: что это. Что это, что делать, надо бежать, но ноги будто в землю вросли пошевелить не могу. Медленно, очень медленно пелена страха сползала с моих глаз, да это же кладбище, просто кладбище. Кладбище! И тут накатила новая волна страха, в памяти как-то сразу всплыли самые страшные рассказы о мертвецах. Что же мне делать, страшно, очень страшно идти дальше через кладбище. Я старалась убедить себя не бояться, ведь я комсомолка, атеистка, я же всегда первая смеялась над рассказами о летающих гробах! Ничего не помогало, я стояла и боялась, боялась идти вперед, боялась идти назад.
И вдруг в мыслях уловила какой-то ритм, повторяющийся ритм-мелодию, я лихорадочно стала вспоминать, что это что-то знакомое и давно забытое. Колыбельная? Нет что-то такое родное, близкое, но забытое - невольно в памяти стали всплывать слова, целые предложения:.."заступник мой, прибежище моё..., от страха ночного...,не придет к тебе зло ...и явлю ему спасение моё..."Да это же слова молитвы!
Давно в детстве бабушка уговорами да строгостью заставила меня выучить и навсегда запомнить две молитвы "Отче наш" и "Живые помощи" - в трудный час помогут они - часто повторяла она. Я начала вспоминать, неумело перекрестилась, слова слаживались как-бы сами собой. Прочитала "Отче наш", потом «Живые помощи». Не все слова понимала в детстве, не все понимала и сейчас, но читала, читала, была занята делом, и страх понемногу отступал.
А тут слышу - впереди где-то подвода едет, фыркают лошади, поскрипывает телега, свистит кнутовище. Люди, я быстренько побежала, чтобы догнать телегу, пусть они меня и не подвезут, но я рядом побегу. Я старалась изо всех сил, но никак не могла догнать, слышу шум телеги впереди, но не вижу её, еще немного еще чуть-чуть и я её догоню. Совсем не думала о кладбище, забыла о страхе, скорее бы догнать телегу! Вот уже и кладбище заканчивалось, сейчас покажется река, мост и деревня, сейчас я увижу повозку, но ... она повернула направо,и я её так и не увидела, передо мной река, скоро дом. Вот я и дома, дверь открывает сонная тетушка.
-Я думала ты там ночевать останешься, как добралась?
Я рассказала ей обо всем, честно призналась, что сильно испугалась было, но потом кто-то на телеге ехал, я за ним быстренько и добежала, да только не увидела кто, уже перед самой речкой в конце леса направо свернули.
-Да как же направо, там ни направо, ни налево дороги-то и нет болото там. Это Боженька услышал твою молитву и помощь послал.
(https://avomarba.livejournal.com/66587.html#cutid1)
- фото тех мест
Байка № 9. Легенда из Черной Холуницы
Расположившаяся после обеда в беседке перед домом бригада дорожных рабочих из Слободского, оживленно переговариваясь, ждала автобус для отьезда к месту работы. Среди них были студенты третьекурсники Илья Докучаев и Александр Плишкин, которые став на лето дорожниками, вместе со всеми ремонтируют трассу до Кирова на омутнинской земле. Зарабатывают деньги. Хоть и устают порой, а все равно вахтовая обстановка нравится, как и летний поселок.
Из любопытства мы заглянули в дом, где обосновались на сезон приезжие. Ряды коек, полупоходная кухня… Обширное древнее строение, с остатками лепнины на потолке.
Предание...
– А вы знаете, что это бывший поповский дом? – Обратилась к нам на улице подошедшая женщина. Тут и нас осенило, ведь напротив возвышался, украшенный древними кирпичными портиками Дворец культуры, когда-то, до радикальной переделки бывший прекрасным храмом. Вера Геннадьевна, оказавшаяся учительницей рядом расположенной школы, рассказала страшную историю, связанную с домом.
«Некогда жила в поповской семье дочь Нина, полюбившая Игнатия – простого рабочего местного завода. Он и подарил ей золотое кольцо.
Узнавший об этом батюшка разгневался и попытался отобрать подарок. Дочь при ссоре спрятала его в рот, поперхнулась и задохнулась. Похоронили ее в кладбищенской земле, а там или водица проникла в гроб, или еще что-то случилось. Но чихнула Нина, и колечко вылетело. Стала она звать на помощь, а тут как нельзя кстати ночной сторож услыхал, пришел на помощь, вскрыл гроб… Явилась она средь ночи в злополучный отчий дом, а отец, поняв, что перед ним привидение – метко выстрелил в родное дитя.
На утро, узнав о случившемся, потрясенный Игнатий пришел к попу и, уложив его из двустволки, навсегда отправился в лес – разбойничать…»
(Автор, фото: Валерий Киреев)
Байка №10. Истории кладбищенского сторожа
➊ Странная часовня
Недавно услышал мистическую историю от своего знакомого, который работает ночным сторожем в часовенке на одном из кладбищ нашего города Кирова...
Во время ночных дежурств, что он, что его сменщик (оба не пьющие), начали замечать, что двери ночью, то открываются, то закрываются сами по себе... Как будто кто-то заходит и выходит периодически... ветра нет.... "Жутковато становиться и не по себе как-то"...
"Вышел я покурить на улицу чтоб ото сна взбодриться, да и смотрю в окно, а там люди со свечами заженными стоят, как днем на отпевании или службе"... "Чуть не посидел блин"... Зашел во внутрь, а там никого... Такого бодряка давно не ловил...." - рассказывает Андрей...
После таких странных случаев мы всё рассказали настоятелю этой часовни, тот не удивляясь говорит: "Дак ничего такого, мол ангелы здесь в часовне живут"....
➋ Продолжение....
И вновь встретившись со своим знакомым Андреем (имя я специально изменил), сторожем часовни на одном из кладбищ нашего города Кирова, я услышал от него новые ночные истории, произошедшие недавно на днях...
Как я уже рассказывал в прошлой статье, дежурят сторожа эти сутками, каждая ночь для них эта новая мистическая история которую они рассказывают друг другу сдавая с утра смену...
"Уже и покурить то ночью жутко выходить из сторожки на улицу, вдруг ещё что померещится" - говорит Андрей. Бывает смотришь на монитор, то тени или сгустки как-будто какие-то перед камерой мимо проходят" На улице стою, курю и вдруг боковым зрением замечаю, что вроде как кто-то мимо прошёл".
А тут вообще ночью чо было... Смотрел телевизор в сторожке, захотелось по естественным надобностям... Открываю дверь, выхожу на улицу... И вижу что на дороге которая удаляется вглубь кладбища стоят две фигуры тёмные, как будто человеческие очертания и руками водят вниз-вверх волнообразно, будто по ветру развиваются... Я чуть в штаны естественные надобности и не справил. Быстро обратно в сторожку рванул, закрылся изнутри... Набравшись храбрости решился выйти... Никого уже не стояло... Бегом до туалета и обратно... Избушку на клюшку до утра, курил не выходя из сторожки" - рассказывает Андрей.
Вот такая вот Вятка Мистическая дорогие подписчики...
➌ НЕМНОГО ФОЛЬКЛОРА:
Умершие неестественною смертью в поверьях русского народа
Многие народы земного шара, в том числе и русский народ, строго различают в своих поверьях два разряда умерших людей. К первому разряду относятся т. н. родители,т. е. умершие от старости предки; это покойники почитаемые и уважаемые, много раз в году «поминаемые». Они пребывают где-то далеко. На место своего прежнего жительства, к родному очагу и к своим потомкам, они являются редко, и то только по особому приглашению, во время поминальных дней.
Совсем иное представляет собою второй разряд покойников, т. н. мертвяки или заложные. Это — люди, умершие прежде срока своей естественной смерти, скончавшиеся, часто в молодости, скоропостижною несчастною или насильственною смертью. Выражаясь словами церковного «мертвенного канона», это те покойники, «иже покры вода и брань пожра; трусъ же яже объятъ и убійцы убиша, и огнь попали; внезапу восхищенныя, попаляемыя оть молній, измерзшіе мразомъ и всякою раною». К ним же относятся и «наложившие на себя руки» самоубийцы — удавленники, утопившиеся и т. п., равно как и опойцы, т. е. лица, умершие от излишнего употребления вина, каких весьма много было на Руси; а также лица, проклятые своими родителями, равно как и пропавшие без вести (о них обычно в народе думают, что они похищены нечистою силою). Наконец, сюда же относятся и все умершие колдуны, ведьмы, упыри и т. п., т. е. все люди, близко знавшиеся с нечистой силой и пользовавшиеся услугами этой нечистой силы. По народному воззрению, смерть колдунов никогда не бывает естественною, а потому, хотя бы колдун, упырь или ведьма умерли и в глубокой старости, но они относятся по своей смерти не к родителям, а к мертвякам или заложным.
Как видим, состав этого второго разряда покойников, которых мы ниже, для краткости, везде будем называть народным словом заложные, довольно разнообразен. Но все заложные покойники имеют между собою и весьма много общего. Это покойники нечистые, недостойные уважения и обычного поминовения, а часто даже вредные и опасные. Все они доживают за гробом свой, положенный им при рождении век или срок жизни, т. е. после своей насильственной смерти живут еще столько времени, сколько они прожили бы на земле в случае, если бы смерть их была естественною. Живут заложные совсем не там, где обитают родители, а близко к людям: на месте своей несчастной смерти или же на месте своей могилы. Они сохраняют по смерти и свой нрав, и все свои жизненные человеческие потребности, и особенно — способность к передвижению. Они часто показываются живым людям и при этом почти всегда вредят им. Дело в том, что все заложные покойники находятся в полном распоряжении у нечистой силы; они по самому роду своей смерти делаются как бы работниками и подручными диавола и чертей, вследствие чего и неудивительно, что все действия заложных направлены ко вреду человека.
Народ вообще избегает называть определенными и ясными именами опасных существ, а этот род покойников именно опасен. Иногда таких покойников русский народ называет словом мертвяк, т. е. уничижительным названием мертвеца.
На Вятке существует более определенное название, не особенно старое, но отразившее прежний способ погребения, таких покойников: это зало́жные. В Уржумском у. под именем заложных известны «утопленники, удавленники, пропавшие без вести, сгоревшие во время пожара, вообще — все, неудостоившиеся отпевания» [Магницкий 1884а, с. 189], а также «в лесу заблудившиеся, отцом-матерью проклятые и бесом похищенные [там же, с. 118]. По другим сведениям из Вятской же губ., заложный — это «самоубийца, погребенный без отпевания» [Васнецов 1907, с. 77] Один наблюдатель из Слободского у. той же губернии приводит это название в несколько ином, едва ли не более древнем виде: заложенные, что он очень общо и неточно переводит: «умершие» [Шишкин 1881, с. 202]
Могила заложного часто совпадает с местом его смерти, так как в народе стараются хоронить заложных, особенно самоубийц, на месте их кончины. Но и в тех случаях, когда заложный похоронен не на месте своей смерти, он сохраняет связь со своею могилою. В Петровском у. Саратовской губ. «народ боится самоубийц и их могил... Могила, где похоронен самоубийца, есть опасное место, от присутствия в ней нечистой силы, могущей всегда, а особенно ночью, наделать человеку какой-нибудь вред» [Шиманский 1885, с. 2].
В Сарапульском у. Вятской губ. во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: «никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: „убирайся-ка ты из-за стола-то!“, а не послушают — начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому». Причину всего этого видели в том, что «под домом зарыт был когда-то неотпетый покойник или удавленник» [Максимов 1903, с. 188].
Особое место среди заложных покойников занимают дети, родившиеся неживыми или умершие неокрещенными. Для таких детей у малорусов существует особое название: потерча́, потерча́тко, потерчу́к — «дитя, умершее без крещения» [Гринченко, 3, с. 377].
Если дитя умерло и погребено без крещения, то, по верованию народа, часто можно слышать, как оно жалобно плачет, а если приложиться ухом к его могиле, то этот плач слышится еще явственнее. Что-бы успокоить, нужно тогда сказать, если мужеского пола: «будь Иван или Сцепан», а если женского, то: «будь Анна или Мария!» ([Шейн, 1, ч. 2, с. 550] — Гродненский у.).
«В час, когда вечерняя заря тухнет, еще не являются звезды, не горит месяц, а уже страшно ходить в лесу: по деревьям царапаются и хватаются за сучья некрещеные дети, рыдают, хохочут, катятся клубом по дорогам и в широкой крапиве» (Н. В. Гоголь. Страшная месть, гл. 13).
Место погребения потерчат небезразлично для народа, но и в этом вопросе весьма сильно христианское влияние: потерчат хоронят там, где их могут крестить люди. Хоронить потерчат на кладбище считают грехом, и в этом сходство потерчат с прочими заложными покойниками.
Наконец, для потерчат есть особое место погребения, не применяемое никогда к прочим заложным покойникам, но применявшееся в старину к родителям, т. е. к покойникам чистым: потерчат хоронят в самом жилище, в подполье, недалеко от домашнего очага. Возможного вреда от потерчатки, как от заложного, не боятся: вред этот может быть только разве самым ничтожным; между тем, по-видимому, сердолюбивыми матерями предполагается, что предки рода, находясь рядом с потерчаткой, примут его рано или поздно под свою защиту или даже в свою среду — словом, не допустят его под власть нечистой силе.
Но, конечно, далеко не всегда можно бывает хоронить заложных покойников на месте их несчастной смерти. И это тем более, что наши законоположения требуют обычного погребения их на общих кладбищах. Народные обычаи по вопросу о месте погребения заложных различны, но в одном они сходятся: народ повсюду избегает хоронить заложных на общем кладбище.
На кладбище русский народ смотрит как на общину своих «родителей», т. е. предков. Если при копке могилы на кладбище встретят кости покойников, похороненных тут прежде, то в могилу в таких случаях кидают денег «на окуп места» у соседей. В гроб с покойником иногда кладут подарки для прежде похороненных на том же кладбище. Первый по времени покойник, похороненный на новом кладбище, часто считается как бы родоначальником всей кладбищенской общины. Кладбищенская община уважаемых «родителей», конечно, будет обижена, если в ней поселится нечистый и вредный, близкий к нечистой силе заложный. Между тем гнев предков опасен для живых потомков. Во всех важных делах без содействия предков не обойтись. Но разгневанные предки не только не окажут содействия, а даже могут нанести и прямой вред...
«В старое... время у нас особенным образом погребали людей, умиравших несчастными и внезапными смертями, — удавленников, утопленников, замерзших, вообще самоубийц и умиравших одночасно на дорогах и на полях. Их не отпевали и не клали на кладбищах при церквах, а неотпетых отвозили на так называемые убогие дома, иначе божедомы или божедомки и скудельницы, которые находились вне городов, на вспольях. Эти убогие дома были не что иное, как большие и глубокие ямы, иногда имевшие над собою «молитвенные храмы», попросту сараи, иногда же, кажется, нет. В эти ямы клали и бросали тела и оставляли их не засыпанными до 7 четверга по Пасхе, или до Семика. В этот последний посылались священники отпеть общую панихиду, а граждане, мужи и жены, приходили «провожать скудельницы», принося с собой к панихиде канон или кутью и свечи. После панихиды пришедшие провожать скудельницы мужи и жены Бога ради засыпали яму с телами и выкапывали новую» ([Голубинский 1904, с. 459, 460]; ср.: [Костомаров 1860, с. 178]).
В г. Вятке часовня, расположенная на месте — или по крайней мере около — прежнего убогого дома, стоит над так называемым Раздерихинским спуском, т. е. над оврагом, неподалеку от реки Вятки. В г. Уржуме Вятской губернии заложные в былые годы погребались «на окраине левого берега речки Шинэрки, в конце нынешней Полстоваловской улицы» [Магницкий 1884, с. 21].
*** Источники:
▬ А.М.Н (по рассказам одного человека)
▬ Материал из книги Д. К. Зеленина: "Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки." 1995г.
Байка № 11. Дед приходил
Здравствуйте. Было мне 6 лет когда не стало моего любимого дедушки. Онкология никого не жалеет. Перед смертью он постоянно говорил бабушка, только не ложи меня в гроб в рубашке в горошек. Всю жизнь он их не любил. Бабушка покупала, ей они нравились, но он не носил. Дедушки не стало. Бабушка забыла или не приняла всерьез просьбу дедушки не одевать ему эту рубашку, собрала вещи в морг, и вместе с ними эту рубашку. Прошло 6 дней с похорон, бабушка осталась жить одна. Приезжает к нам в гости, вся напуганная. Вася, так звали моего дедушку, сегодня всю ночь на кухне шумел. Мы ей, бабушка, ты, что, он ведь умер. Она говорит, не пойду одна и все, опять всю ночь спать не буду. Пришлось родителям мою старшую сестру с ней отправить, а она ей тогда было 17 лет, скептик по жизни, не верила ни во что. Она без страха поехала с бабушкой. Прошло три дня, бабушка вместе с сестрой приезжают обратно. Сестра в шоке. И рассказывает, от имени сестры пишу : легли мы значит с бабушкой спать, я достаточно быстро уснула, да и утром надо на учебу в училище ехать. Будит меня бабушка около 00 часов ночи, и говорит, дед опять пришел. Я села на диван и слушаю. Квартира у бабушки однокомнатная была. Кухня в 5 ти шагах. Слышу звук кружки, кто то как чай мешает ложкой, скрип пола и слышны шаги. Потом звук включенной воды, и чайник со звуком ставиться на плиту. Мы с бабушкой сидим, и дышать боимся. Последней каплей был свисток чайника. Я собрала волю в кулак, включаю в комнате свет, и резко открываю дверь комнаты , захожу на кухню. А, там тишина. Все стоит на своих местах. Как ничего и не было. И так три ночи подряд. Потом сестра из за постоянного страха и не высыпаний, забрала вещи и с бабушкой вернулась к нам. Бабушка несколько ночей ночевала у нас, пока ей не приснился сон, где дедушка ее ругал за эту рубашку. Утром она поехала в церковь и поговорила с батюшкой. Он посоветовал выполнить волю покойного, и отдать рубашку которую просил дедушка, нищим у церкви. Бабушка так и сделала. После этого дедушка ее не беспокоил. Не зря ведь говорят, что надо выполнить по возможности последнюю волю покойника. Иначе душа может не успокоиться.
(Автор: Татьяна Синкина)
Байка № 12. Дом, построенный на старом кладбище
Подумала и решила написать фантастическую историю. Из этических соображений не называю ни фамилии , ни имён. И так...Лет 5 назад я лежала в нашей больнице. В палате было 4 женщины. Вот одна из женщин поведала такую историю, приключившуюся с её семьёй... Это было давненько , ещё в советское время , когда давали бесплатно квартиры. Вот им дали квартиру , стали обустраиваться , решили углубить и расширить подполье. При " раскопках" наткнулись на изопревшие доски и кости ( очевидно, гроб и человеческие останки ). Всё собрали в кучу и вынесли в мусорный контейнер. А на утро... дочь этой семейной пары с ужасом рассказала , что среди ночи , когда она уже заснула , кто - то приподнял одеяло ( она открыла глаза и увидела рядом со своей кроватью высокую мужскую фигуру в длинном , чёрном пальто и шляпе- цилиндре ) и лёг рядом с нею. От него несло леденящим холодом. Девушка не могла пошевелить ни рукой , ни ногой , ни тем более что - то сказать или крикнуть . Её словно парализовало. И так повторялось не одну ночь. " Нужно было кости не выбрасывть , а закопать ", - последовал совет. " Вызовите священника и освятите помещение ", - посоветовала другая соседка по палате. " Всё испробовано " , - вздохнула хозяйка дома с привидением - " Ничего не помогает ". Она впоследствии выяснила , что её дом был построен на старинном кладбище.
И вот в прошлом году я встретила эту женщину и , заранее извинившись за не совсем деликатную тему, спросила про это привидение. Она нисколько не удивилась , не возмутилась , ответила : " А мы переехали в другой дом ". " Ну, теперь ОН отстал от вас , наверное " , - сказала я. " Кабы ...ОН переехал вместе с нами ", - вздохнула женщина. Оказывается, ОН показывает своё присутствие сейчас посторонними шумами : звоном посуды, стуком , скрипом дверей, мебели ... Со слов женщины , они , жильцы, уже привыкли к этому. Вот такая история... Кстати , такие явления не отрицает даже наука , называя ПОЛТЕГЕЙСТОМ , точнее - ШУМНЫЙ ПОЛТЕРГЕЙСТ. Это "страшное " место у нас в городе.
(Автор: Вера Мохова. Подслушано ОРЛОВ)
Байка №13. Загадочная смерть деда
Эта история произошла в 1999 году 13 июня, в Кировской области в п.г.т Арбаж, я до сих пор не понимаю, что это было.
В Арбаже живут мои бабушка и дедушка по маминой линии, ездили мы туда редко, т.к. машины не было, а на автобусе ехать долго и неудобно. В этот раз мы поехали на папиной рабочей машине. Так как мои папа и дедушка заядлые рыбаки, не успели по приезду попить чай, как они собрали удочки, палатку, лодку, и мы поехали на озеро, недалеко от поселка. Ехали мы примерно 2 часа, дорога ужасная колдобины. На месте мы были около 7 часов вечера! Папа тут же накачал лодку и уплыл рыбачить, а мы с дедом ставили палатку, разжигали костер. Все было готово, мы пошли немного порыбачить с берега, с папой я не ездила, у меня морская болезнь. Наловили немного мелочи и стали варить ужин.
Дед мой не из робкого десятка был, но в приметы верил, и тут он напрягся как то весь, молчаливый стал и напряженный какой-то я его спросила: — В чём дело? — Очень тихо, даже птицы не поют, и ветра нет. Затишье – это не к добру. И как то странно, что ли со злостью посмотрел на меня, я аж замерла на месте. Пока не приехал папа, дед почти всё молчал, я была очень удивлена, потому что дед меня любил очень, и все время играл со мной, или анекдоты травил, а тут грустный такой, неразговорчивый. В общем, приехал папа уже когда темно было, солнце село уже совсем, сидели возле костра, ужинали, о чём-то говорили, и тут дед аж подпрыгнул на месте, в глазах дикий ужас, и в сторону озера смотрит, я когда туда глянула, аж дар речи потеряла, от страха чуть не померла.
На нас со стороны озера двигалось нечто. Это было белое и прозрачное, на вид – огромный старик с бородой, метров с пять, примерно до середины озера доплыл, но не ряби ни кругов на воде не было. Меня как парализовало, я не двинуться, не крикнуть не могу. Он остановился, и на деда смотрит, потом пальцем на него показал, и не разворачиваясь, поплыл обратно. Потом под воду ушел, и опять никаких кругов на воде. У меня началась дикая истерика, ничего не собирая, мы прыгнули в машину, и поехали домой. Бабушка меня напоила чаем и положила спать, но уснуть я так и не смогла, и слышала весь разговор, который помню до сих пор.
Дед с папой от пережитого стресса самогон глушили на кухне, а там перегородка тонкая, дед выпил, поставил стакан, и сказал, что умрет скоро, отец с бабушкой ругать его стали, что так говорит, а дед папе говорит — Ты же слышал, что он сказал. Отец ему говорит, что не говорил он ничего. А дед рассказал следующее: — Пальцем тычет в меня и говорит, что жить 3 дня тебе осталось, проси прощенья у всех, и что не сделал, доделай, через 3 дня приду за тобой!
Наутро мы отправились домой, у мамы моей 16 числа день рождения, именно поэтому я помню число, когда это произошло. Купили подарок, всем всё рассказали, и мама заревела, мы долго её успокоить не могли. Она нам рассказала вот что: — У моей мамы мама, как родила её, в этот же день умерла. Дед маму мою оставил себе, и женился на сестре умершей бабушки, и получилось, что по словам деда он умрёт в день рождения мамы моей. Так и случилось – дед умер 16 числа в 22:45.
Настроения у мамы с утра не было, и она не хотела отмечать день рождения, телефона у нас не было и у бабушки тоже, позвонить и узнать о самочувствии деда возможности не было, все были напряжены до предела. К маме пришли подруги, сидели, пили, и тут звонок в дверь, пришла соседка и позвала маму. Я думала, что поздравить пришла, но нет, бабушка звонила с деревни из школы, где когда-то работала учителем. Мама пришла вся в слезах, и сказала, что дед умер.
Наутро мы приехали в деревню, деда одевали сами, и 2 ночи он был в доме, а первую ночь всё было нормально, но 2 ночь мы еле пережили. Из комнаты, где дед лежал в гробу, мы услышали его голос, он разговаривал с кем-то, и этот кто-то ему отвечал. Они ругались, дед кричал. Никто не решился идти туда, даже мужики, кто был с нами на кухне, все дико испугалась. Через 5 минут все как из оцепенения вышли и одновременно бросились из дома бежать, все ночевали у соседей. Наутро пошли за гробом, и мужики вышли с ужасом в глазах: гроб был перевёрнут, а у деда на лице и шее синяки. После похорон ничего подобного не происходило, и в моей жизни тоже. До сих пор не могу понять, что это было.
(Автор: ksyni4ka. http://strashno.com.ua/)
------
вк. Вятка Мистическая: https://vk.com/public50420307