Найти тему

За четверть века до Маресьева

Александр Прокофьев-Северский
Александр Прокофьев-Северский

Потомственный дворянин из семьи военных Александр Николаевич Прокофьев-Северский родился 24 мая 1894 года в Тифлисе. Его предки Прокофьевы. Но отец Николай Георгиевич, став известным в Санкт-Петербурге певцом, режиссёром и владельцем театра, взял сценический псевдоним — Северский и был одним из первых... владельцев аэропланов в России.

Летающий водоплавающий

Александр к моменту поступления в Морской кадетский корпус, уже поднимался в небо на аэроплане. По выпуску из корпуса в декабре 1914 года зачислен мичманом в 1-й Балтийский флотский экипаж.

В 1914—1915 годах в Российской Империи начали создавать авиационные группы морских разведчиков. По приказу адмирала Эссена мичман Прокофьев-Северский был направлен на Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания при Петербургском политехническом институте.

В мае 1909 года адъюнкт Императорского института инженеров путей сообщения Николай Алексеевич Рынин обратился к декану кораблестроительного факультета Императорского политехнического института профессору Константину Петровичу Боклевскому с предложением «как можно скорее серьезно заняться преподаванием теоретического курса воздухоплавания при кораблестроительном отделении». 12 мая 1909 года на кораблестроительном факультете состоялось первое заседание комиссии по учреждению курса воздухоплавания. Сразу после этого Совет Политехнического института обратился в Совет министров с просьбой учредить Курсы авиации и воздухоплавания. 15 декабря произошло утверждение курса. С образованием в 1910 году в Севастополе Офицерской школы лётчиков возникла острая необходимость в их теоретической подготовке. Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания для подготовки военных лётчиков были открыты в октябре 1911 года. В честь западноевропейского торговца и промышленника, пожертвовавшего на содержание курсов, они получили имя Василия Васильевича Захарова (наст. Базилейос Захариас, 1849—1936).

К 1915 году, когда создавалась Офицерская школа морской авиации, уже был накоплен достаточный опыт теоретической подготовки будущих лётчиков. Для допуска к полётам они должны были пройти обучение на Офицерских теоретических курсах авиации и воздухоплавания при Политехническом институте и успешно сдать теоретический экзамен. Заведовал курсами декан кораблестроительного факультета профессор Константин Петрович Боклевский.

Боевое крещение

После окончания теоретических курсов Прокофьев-Северский был откомандирован в Севастопольскую военную авиационную школу. 2 июля 1915 года он успешно сдал экзамен и получил звание морского лётчика. Направлен на службу на базу гидропланов «Конкорд» на острове Эзель.
А 6 июля при возвращении с первого же боевого задания подорвался на собственной бомбе. В результате тяжёлого ранения ему ампутировали правую ногу.

-2

После излечения и изготовления специального протеза в начале 1916 года он стал наблюдателем за постройкой и испытанием гидропланов, предназначенных для Балтийского флота на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания. Там разработал технологию и вычертил конструкцию для замены на летающих лодках поплавков на лыжи. Его изобретение позволило гидропланам действовать зимой.

По Государеву велению

Во время одного из показательных полётов заменил недостающего лётчика. Узнав об этом удивительном случае, Государь Николай II встретился с одноногим офицером и лично разрешил ему летать.

Весной 1916 года его зачислили морским лётчиком 3-й авиационной станции Авиационного отдела службы связи Балтийского флота.
В воздушном бою 1 августа получил ранение. 3 февраля 1917 года Прокофьеву-Северскому «за отличие» был произведён в лейтенанты.
1 октября из-за неисправности двигателя совершил вынужденную посадку в немецком тылу, сжёг аэроплан и, пройдя пешком более тридцати вёрст, через линию фронта добрался до своих. 12 октября «за отличие» произведён в старшие лейтенанты. До Октябрьского переворота Прокофьев-Северский налетал более 1600 часов, участвовал в 57-и воздушных боях. Считался асом, т.е. одержавшим пять и более воздушных побед, однако согласно утверждениям противника, он одержал лишь одну личную и две победы в группе. Письменного подтверждения ещё 10-и приписываемых ему нет. И были ли, неизвестно, поскольку в России их официальный учёт не вёлся. Зато вёлся учёт изобретений. Фамилия Прокофьева-Северского в нём в области морской авиации фигурирует и не единожды. И боевые заслуги, безусловно, были. За них орден Святого Георгия 4-й степени ему вручил лично глава правительства Российской Республики Александр Фёдорович Керенский (1881—1970).

Занимая должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического, Прокофьев-Северский был консультантом при Главном адмиралтействе.

Прощай, Родина

Большевиков, пришедших к власти не принял сразу. Сославшись на здоровье, со специальным предписанием в качестве агента по делам Военно-морского флота добрался из Петрограда во Владивосток. Оттуда судном отбыл в Соединённые Штаты и в марте добрался до ещё функционировавшего российского посольства в Вашингтоне. Его миссия закончилась так и не начавшись. Надо было искать средства для существования. Идеи русского лётчика заинтересовали американских военных. Осенью 1918-го ему предложили должность инженера-консультанта при военном министерстве САСШ. В 1927 году он стал гражданином Соединённых Штатов.

В Америке были взлёты и падения, но руки опускать было нельзя. Когда основанная им в 1922 году фирма «Seversky Aero Corp» разорилась, в 1931-м он открыл новую, являясь её владельцем, а в ней и директором, и конструктором, и лётчиком-испытателем. Вместе с земляком, главным инженером, талантливым авиаконструктором, грузином по национальности Александром Михайловичем Картвели (1896—1974), ранее во Франции спроектировавшем моноплан «Бернард СИМБ V.2», который 11 декабря 1924 года развил фантастическую по тем временам скорость 448 км/ч, они разрабатывали самолёты SEV-3, P-35, 2PA и P-47 Thunderbolt.

Всеобщую известность Северскому принесла опубликованная в 1942 году и быстро ставшая бестселлером книга «Воздушная мощь — путь к победе» (Victory Through Air Power), в которой автор аргументированно утверждал, что США должны стать лидирующей в воздухе державой. Снятый по книге кинокомпанией Уолта Диснея фильм, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль смотрели вместе.

В 1946-м консультанта по военным делам при правительстве США Alexander de Seversky Президент Гарри Трумэн наградил медалью «За заслуги» заявив, что «авиационные знания господина Северского, его целеустремленность и энергичная пропагандистская деятельность оказали большую помощь в деле окончания войны».

-3

Создав в начале 1960-х фирму «Seversky Elektronatom Corp.», Северский разработал электростатический фильтр для очистки промышленных отходов и в 1964 году — экологически чистый летательный аппарат «Ионокрафт».

Оставаясь постоянным консультантом ВВС США, почётный доктор наук много ездил по стране и читал лекции для будущих командиров военно-воздушных подразделений. Михаил Северский скончался в возрасте
80 лет 24 августа 1974 года и был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе.

***

-4

В 1925 году Северский женился на американке Эвелин Олифант, которую научил управлять самолётом. Она стала единомышленницей и верной спутницей до конца дней. В полёты супруги постоянно брали с собой Водку. Так звали собаку четы Северских, которой тоже очень нравилось летать.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!