Найти в Дзене
Вятка Мистическая

Фольклор Яранского района Кировской области: Мифологические рассказы (былички)

Составители: Н. В. Кожинова
Е. В. Кожинова
Н. Л. Соловьева
А. М. Богданова

Составители: Н. В. Кожинова

Е. В. Кожинова

Н. Л. Соловьева

А. М. Богданова

-2

От составителей.

Кроме мира реального, человека всегда окружал мир сверхъестественный (ночной). Буйная людская фантазия и жизнь среди природы (где, действительно много странного и таинственного) способствовали всевозможным слухам и рассказам о нечистой силе.

Нечистая сила - это собирательный образ всех духов - лесных, водных, подземных, которые могут проявлять себя как в злом, так и в добром аспекте. Их великое множество. К ним относятся Домовой, Леший, Банник, Кикимора, Овинник, Водяной, Русалка, всевозможные змеи, черт и т. п. Нечистыми их стали называть в основном после распространения на Руси христианства.

Ранее к этим духам относились как к таинственным, обладающим сверхъестественными силами существам, охраняющим определенное место. Их всегда можно было умилостивить, задобрить или договорится с ними. По своей сути они являлись воплощением природных сил окружающего мира: земли, воды, воздуха, леса, огня.
Из поколения в поколение передавались легенды и предания о необычных и необъяснимых в те времена явлениях природы. До сих пор в памяти наших бабушек сохранились некоторые из них.

Включены 38 мифологическиих рассказов (быличек), собранных Н.В. Кожиновой на территории Яранского района в 2009-2010 годах.

Диконький

-3

«Дикий» («дикой») употребляется, как «Диконькой мужичок», род полевого или лесного, с рыжей бородой и с посохом; оберегатель кладов.

(Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля : в 4 т. Т.1 С. 436)

  1. «Моя бабушка с другими деревенскими женщинами носили молоко в город. Возьмут четверти с молоком и пойдут. И часто зимой идут, идут и с тропы собьются, хотя дорогу эту хорошо знают. Как будто их кто-то водит. Но потом на дорогу выходят. Говорили, что диконькой водил». (Кожинова Н.П., 1936 г.р.)

2. «В нашей Никольской округе тоже водил Диконький. Об этом рассказывали старожилы. Поэтому мы боялись по одной в лес ходить, ходили группами.

В Николе, где стоит церковь, или теперь, что от нее осталось, раньше говорят, было кладбище. Место тоже необычное. После закрытия церкви были разные советские учреждения. Устраивали там и мельницу. Мельники долго не работали: два-три года и умирали». (Ведерникова А.А. 1962 г.р.,)

3. В д. Огнетово тоже слышали о «Диком». «Близ деревни было такое место. И мы, ребятишки, когда ходили в лес за грибами или ягодами, всегда надевали одежду наизнанку. Старые люди говорили, что так «дикой» не станет водить» (Соловьева Н. Л. 1956 г.р.).

Мари-Ушемский с/с

4. «У нас около деревни было такое место, где жили Диконькие. Это лес, который попадается по дороге в Тихоново. Там часто люди блуждали. Матка рассказывала, как пошла один раз на Петров день через этот лес и заблудилась. Дорога знакомая, иду, иду, и вроде уж лес должна пройти, а выйти не могу. Сколь ходила, все на одно и то же место прихожу. Так до утра и бродила, пока не надоело. Села потом возле пня и задремала, а во сне вижу ватрушки горячие, свежие. Открыла глаза – лежит коровья лепешка. Встала и пошла, и что думаете: вышла в Тихоново». (Махова В.Н., 1925 г.р.)

5. В 16 лет одна молодая девушка вышла в огород и пропала без вести. Она была найдена в Челябинской области. По возвращении домой она говорила, что увел ее молодой мужчина. Диконький вел ее до Челябинской области пешком, босиком, кормил, поил. Девушка сошла с ума и вскоре умерла. (Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р,)

6. Д. Усла. Молодые люди шли на вечер в соседнюю деревню и ушли совершено в другую деревню (Никитенки), хотя дорогу знали прекрасно, ходили не один раз. Во время путешествия думали, что идут правильно (Ураков Павел Александрович, 1937 г.р.)

7. В Мосунах люди долго блуждали по лесу. Диконькие водили их по большому кругу. Когда человек шел и шел и начинал понимать, что что-то не так: он уже здесь проходил минут 10 назад, то начинал читать молитву.

После прочтения молитвы появлялся мужчина, он хохотал и хлопал в ладоши. (Ураков Павел Александровича, 1937 г.р.,)

8. Д. Турма. Мужчина (Михаил) пошел в соседнюю деревню Шустово. Навстречу ему на бугре в поле вышел его знакомый с гармошкой и пошли навеселе вместе дальше. Вскоре «знакомый» перестал играть, захохотал и исчез. Придя в себя, Михаил понял, что оказался совершенно в другой стороне. (Ураков Павел Александрович, 1937 г.р)

9. Поздно вечером женщина со своими знакомыми ехала из Салобеляка. Проехав Комбети (по дороге в Турму) лошадь резко остановилась и не хотела идти дальше. Она вся вспотела и вела себя беспокойно. Из рощи послышались непонятные звуки. Испугавшиеся люди прочли молитву. Вдруг перед ними метрах в шести появился человек, весь в белом. Диконький захохотал, захлопал в ладоши и исчез. Люди благополучно вернулись домой. (Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р.)

10. Муж рассказывал, как по ночам в мастерской сторожить было страшно: «грохот, шум, а включишь свет – никого. У медпункта, где сейчас сельсовет, дорога Диконьких была. Трактористы ночью не раз видели Огненных. А на ферме ночью как-то дверь распахнулась, ровно ветер по коридору промчался». (Зыкова Анфисия Егоровна, 1946 г.р.)

Жители с. Кугушерга и окрестных деревень тоже слышали о Диконьком..

11. Мне рассказывал брат, что его водил Диконький в лесу от Кугушерги в сторону Первомайска направо. Никого не видел, но чье-то присутствие чувствовалось. По лесу ходил очень продолжительное время. Все по одному и тому же месту. Еле выбрался на дорогу. (Изергина Ф.И., 1960 г.р.)

12. Об этом мне рассказала мама Михеева Августа Ивановна, 1935 г.р. Летом 1968 года, после утренней дойки, она пошла в лес, что рядом с деревней Б. Кугушерга за грибами. Мы, дети, остались дома и ждали ее возвращения. Мамы долго не было, мы волновались. А она, набрав немного грибов, кружила по лесу. Часа три ходила, а дорогу обратную не могла найти. Села, заплакала. Стала молиться, читать Богородицу и просить ее помочь домой вернуться к детям. Глаза от страху закрыла. А когда открыла через некоторое время, увидела, что место знакомое. А нам потом сказала, что водил ее Диконький, наверно, потому, что она несколько дней по утрам Богу не молилась. (Коновалова З.В., 1954 г.р.)

В Лумском сельском совете в районе деревень Алпаево (Апайки), Липяна, Бакалда, Красные Орлы (Орловские) в лесу, по воспоминаниям бывших жителей, «водил дикой» (или «диконькой»). Кто-то испытал это на себе, кто-то услышал из рассказов своих родных и старожилов деревень. В памяти людей сохранились различные истории:

13. Как-то поехала женщина в лес за дровами. Наложила их в сани, веревкой привязала к саням, да крепко привязала, чтоб дорогой не потерять. В обратный путь собралась. Только лошадь тронула, дрова рассыпались, будто и не привязаны совсем. Женщина, не понимая, в

чем дело, опять за веревку взялась. Привязала крепко-накрепко, история повторялась несколько раз. Как будто кто-то ее отпускать не хотел из леса. А уже темнеть начало. Измучилась бедная женщина. И вырвалось у нее нехорошее, матерное слово. И веревка не развязывалась больше. Благополучно довезла она дрова до дома. А потом поговорила со старыми людьми. И объяснили они, что это ее «Диконькой водил.

(Кудрявцева Л. К.,. 1940 г. р.)

14. Однажды зимой шла на гулянье из города через Знаменку. Шла одна, торопилась. Вот прошла деревни Груздовник, Воротилиху, Поломку. Далее путь лежал через мост к д. Липяна. Вижу, из-под моста мужчина выходит. Высокий такой, хорошо видны белые варежки. Думаю: «Вот хорошо, попутчик. Наверно тоже на гулянье идет. Дай догоню». Я быстрее иду, он ускоряет шаг. Я потише, и он тоже. А тут еще метель началась. Так и завывает. Ничего не видно (а до моста метели не было). Шли долго. Уже и деревня должна быть, а дорога все не кончается. Устала. Села, и он впереди сел. Думаю: что-то неладное творится. Переодела валенки с левой ноги на правую. И вскоре впереди идущий исчез куда-то. А я вышла во двор деревни Бакалда. Зашла в дом. Там девчата на гулянье собирались. Рассказала им, что хожу уже долго, никак дорогу найти не могу. Они удивились, как ты одна-то идешь? В этих местах всегда «диконькой водит». Проводили меня до дома. Ни на какое гулянье я в этот вечер не попала. Дома мама напоила меня святой водой и спать уложила. Утром двоюродный брат Михаил на лыжах решил проверить, где я ночью ходила. Рассказал, что шла я не дорогой, как обычно ходили, а по полям. А на снегу был один большой след. Было это примерно в 1957 году, когда я жила в Яранске, работала на спиртовом заводе, была не замужем. И часто ходила в деревню на гулянья. Больше одна я той дорогой не ходила. Старые люди говорили, что «диконькой водит» только тех, кто ходит по-одному. А еще рассказывали, что если поймешь, что-то неладное творится, надо или креститься и читать молитвы, или переодеть обувь, чтоб носки ее в обратную сторону смотрели, или говорить нехорошие, матерные слова, и «Диконькой» отпустит. Их советом я и воспользовалась. А жители окрестных деревень говорили, что если так сделать, то иногда «диконькой» громко смеялся: « А, догадалась…» и исчезал. Я же от идущего впереди ничего не слышала».

(Дождикова Ф. П,. 1938 г. р.)

15. В Никулятах тоже знают о «диком». Есть там место особенное. Из д. Юлей дорожка ведет в Никулята. Если ехать из Яранска по трассе, то место это будет справа при въезде, за сосняком. Сейчас часть его затоплена прудом. А раньше это был луг, ровная местность, рядом небольшая речушка. Вот здесь и происходили странные явления. «Иногда идешь здесь, а за спиной топот слышится, и, кажется, что бежит за тобой табун лошадей, и жутко становится, но оборачиваться назад старые люди не советовали. А еще зимой здесь часто дорогу теряли и обычно шли не по тропке, а по сугробам. Говорили: «Дикой водит ». Кожинова Л. А (Шестакова)., 1965 г.р.)

Леший

-4

«Леший (лешак, лесовик, лесник, шатун, диконький мужичок) – лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все

звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.

(Славянская мифология: словарь-справочник.-М, 2006.- 316 с. )

В Яранском районе, Никольском сельском округе издревле существует легенда о Лешем, который обитает в лесу, имеющем два названия. Жители села Никола называют его Огнетовским, а жители деревни Огнетово – Никольским, и всё потому что, стоит между двумя населенными пунктами: Никола и Огнетово.

16. Живет в лесу леший, и кто к нему в гости приходит, он просто так не отпускает. Вроде бы и известен весь лес местным жителям, а как попадёт кто-нибудь во владения лешего, так ходит по лесу – плутает, и вроде знает направление, а выйти в нужное место не может. Даже старожилы, уважая местного лешего, пытаются обойти стороной его владения. А вот те, кто не знает о проделках хозяина леса, бывает попадают в его ловушки. Как-то раз приехал к бабушке внук погостить на лето и решил сходить за грибами, однако к вечеру домой не вернулся. Найти его сумели общими силами только на третьи сутки.

(Крашенинников А. В,. 1969 г. р. )

17. Мы собирались все по грибы. А Лидку мама не отпускает, а она очень хотела идти: все девчонки собирались. И мать-то ей говорит: «Да понеси тебя Леший!» (раньше ругались так). Все пришли с грибами, а Лидки нет. Пошел искать ее отец, дядя Коля, ходил, ходил, несколько раз переходил овраг и нашел ее. Она пришла домой и говорит: «Я этот овраг четыре раза переходила». Вот так Лешак водил. (Сокольникова А.Ф, 1934 г.р.)

Огненный сноп

-5

Огненный сноп (огненный шар или огненный змей, метеор) – огненное явление в мироколице (мировоздании) нашей. (Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка6 в 4 т., Т. 2.0 С. 645)

Огненный - Огненный сноп (огненный шар, огневик, вогленный) – настоящий образ - летающий и горящий сноп, временно принимающий иные виды и формы, обращаясь из соломенного снопа в мужчину, который очаровывает осиротевших вдов и они принимают его за настоящего супруга. (Трушкова И.Ю. Женщина и мужчина в традиционной культуре русских Вятского региона: гендерные портреты.- М,, 2009.-С. 31, 300 с.)

К некоторым людям прилетали умершие в виде огненных (огненный сноп). Этот огненный сноп долетает до дома, рассыпается и проникает в дом. Живущие в нем ощущают мертвеца по ночам, будто бы он заходит в дом, открывает двери, слышат его шаги, разговаривают с ними. Несколько жителей района рассказывали такие истории.

18. В одной деревне жили муж с женой: Марья и Митрий. Жили хорошо, душа в душу. Но муж умер, жена долго переживала. И вот в полночь женщина видит, по небу летит огненный сноп. Подлетел к ее дому, стукнулся в окно и рассыпался. А в доме появился огненный силуэт мужа. И так было каждую полночь. Женщина думала, что сходит с ума. Ей советовали позвать в дом священника, освятить дом. И когда женщина совсем потеряла покой, по всему дому она расставила осиновые кресты, а на окна повесила веточки рябины. В полночь также появился огненный сноп, подлетел к этому дому. Бился в окно, бился, весь рассыпался, он в дом так и не попал.

(Чернова Н. Л., 1959 г.р.).

19. У одной женщины муж вернулся с войны весь израненный. Раны сильно болели. И работать он не мог совсем. Жена и этому рада была, хоть живой вернулся, не как у многих баб деревенских, мужики на войне сгинули. Всю работу сама делала, за ним ухаживала. Да вот на ноги его поставить так и не смогла. Прошло года два, и он умер. Жена сильно тосковала, плакала. И ей стало казаться, что по ночам он к ней приходит, даже спать с ней ложится. А люди видели, что к ней по ночам сноп огненный летает. Долетит до дома и рассыплется. Ей об этом сказали. Советовали освятить дом. И говорили, чтоб перестала тужить-горевать по мужу. Приходили к ней старушки, молитвы читали. А над каждым окном и дверями кресты мелом нарисовали, чтоб нечистая сила не попала в дом. И перестал ей муж по ночам казаться. (Кожинова Е.В., 1967 г.р.)

20. Мужья погибли на фронте. Жены очень горевали, плакали. Война голод, детей кормить нечем. А детей раньше помногу было. И к ним по ночам мужья являться стали. Стало им казаться, что приходят они домой, разговаривают с ними и еду приносят. В нашей деревне таких случаев не было, а вот в соседней бывало. Рассказывали, что люди видели, как по небу летело что-то огненное, искрящееся. В народе называли это огненным снопом. И над одним из домов сноп рассыпался. А в это время к одной из вдов стал приходить муж. Придет и детям хлеба принесет. Вот они за столом едят. А бабка с полатей смотрит (ее он не очень привечал), и видит, едят ребятишки не булки, а «конское говно». Почуяла бабка неладное, сказала соседям. Они посоветовали следить за дочерью и сказали: «Он ее задавит или уведет куда-нибудь». В другой раз, когда муж дочери опять появился, бабка пол подметала. Наклонилась и увидела под столом не ноги, а копыта. Начала креститься и услышала голос: «А-аа, догадалась». И он исчез. Бабка долго читала молитвы и дочери велела молиться. Еще одну ночь огненный сноп прилетал к дому. Залетел на крышу, всю ее раскидал, но в дом так и не попал.

(Сокольникова А. Ф., 1934 г.р)

21. Моя подруга Галя Поломкина с 1941 г.р., уроженка Лумского с/с, выйдя замуж, уехала в Пермь. Попали в аварию на машине, муж погиб, они с сыном выжили. Она плакала, расстраивалась, тосковала. И вот по ночам к ней стал прилетать Огненный сноп. Прилетал на балкон. Там рассыпался и превращался в мужа. Спать ложился между ней и сыном. Это стали замечать соседи. Сказали ей, что надо перестать плакать и тосковать. И квартиру надо освятить. Был вызван священник. И Огненный сноп перестал прилетать. (Волошина В.Г. , 1945 г.р.)

22. Это было в г. Волжске Марийской Республики. Моя знакомая т. Нина, похоронив мужа, осталась одна в большом доме. С мужем они жили хорошо, дружно, и т. Нина расстраивалась, как будет жить одна, со всеми делами справляться. Не могла никак успокоиться, много плакала. И к ней через какое-то время стал летать Огненный сноп. Он превращался в мужа, разговаривал с ней, ужинал, ложился спать. Не знаю, сколько бы это продолжалось, но соседи неладное заметили. Да и сама т. Нина менялась на глазах, становилась задумчивой, рассеянной. Дом освятили, а потом она и вовсе продала его, переехав в квартиру.

(Волошина В.Г. , 1945г.р.)

23. Мы однажды видели, как на фермерской кочегарке из трубы вылетел огненный шар и полетел над лесом в сторону Турмы. Шар весь горит, искры в разные стороны разлетаются. Очень страшно встретить такой шар. (Тихонова О,П., 1921 г.р.)

24. Мой отец С.П. Дождиков, работая сторожем на хлебокомбинате, в1960-е годы в одну из ночей видел, как над Яранским кладбищем рассыпался Огненный сноп. Говорит, жутко ему стало сразу, а человек был не из пугливых. (Лаптева З.С.,1938 г.р.)

25. «Мне было 8 лет. Я была в гостях у своей тети Михеевой Валентины Ивановны. Мы жили в одной деревне Б. Кугушерга, только наш дом был на конце деревни на более низком месте, а тетин в центре, на возвышенности. Сумерки, примерно 10-11 часов вечера, весна. Домой одна идти я испугалась, и тетя пошла меня провожать. Внезапно перед нами появился Огненный шар. Он прокрутился три раза. Сначала возле самой земли, потом повыше и последний раз над нашими головами. Мы очень испугались. А шар как появился внезапно, так внезапно и исчез. На следующий день я увидела, что у тети виски поседели, а была она совсем молодая» (Коновалова З.В.,1954 г.р.)

26. 1940-1950-е гг. д. Турма. У женщины умер муж, через некоторое время жители заметили, что с 11 до12 часов ночи к ней в трубу залетает Огненный, искрящийся сноп. В доме перед своей женой он приобретал человеческое обличие (муж), однако ноги у него были в форме копыт.

Летал к ней долгое время, с 11 до 12 часов на час, разговаривал с женой. (Уракова Р. Д., 1939 г.р.)

Непонятные, необъяснимые явления природы

-6

По воспоминаниям жителей района, необычные места, где проходили разные странные явления, чаще всего находились у речек, оврагов, в низинах, иногда в лесу.

27. В Логу от д. Турма к Мари-Ушему часто терялись люди (Уракова Р. Д., 1939 г.р.)

28. Д. Шахайки (Мари-Ушемский с/с. Место – крутой лог. Жители окрестных деревень не раз слышали стоны, крики. Примерно в одно и то же время – 12 часов дня и ночи. (Уракова Р. Д., 1939 г.р.)

Ледина

29. Для основания деревни Новая Инда выбрали низкое место, чтобы лен рос. И старики говаривали, что там, в низине (ее называли «лединой») людям кажется, чудится. Ночью в 12 часов огонек горит, как свечка. Мы боялись ходить тем местом на гулянья. Однажды, это в войну было, детей кормить было нечем, и решили бабы сходить за колхозным зерном ночью. Трое: мама моя Анна, т. Люба, т. Клава - собрались и пошли. Нагребли зерна из кучи в мешки и понесли, а путь рядом с «лединой» проходил. Смотрят: огонек горит. Боятся идти. Бросили мешки и бежать. Удалились на некоторое расстояние, обернулись - нет огонька. Вернулись, забрали мешки и бегом домой. А дома их ждали, волновались, что долго ходят. (Сокольникова А., 1934 г.р.)

30. «В д. Пушкино в лесу есть старообрядческое кладбище, где по слухам и сейчас происходят необычные, необъяснимые явления». (Ведерникова А.А., 1962 г.р.)

Ломовской с/с

Так ли Дика Дикуша?

От речки Дикуши близ д. Загуляйки остался один овраг. Когда-то верой и правдой служила Дикуша людям. Первые переселенцы из с. Лом прельстились ее красотами, говорливостью да приветливостю. Исчезла деревня, медленно стала умирать и речка. Но о загадочности речки до сих пор идут толки.

31. Как рассказывают старожилы, раньше речки боялись, не ходили вечерами в одиночку по ее берегам. Над речкой блуждали какие-то светящиеся огоньки. Лишь вездесущие мальчишки гонялись за манящими, уплывающими вдаль огоньками. Эти огоньки подманивали к себе, подпускали совсем близко, а потом уплывали, заманивая все дальше и дальше от родных мест. За ними бежали, стараясь догнать, а огоньки дразнили, то исчезая, то появляясь снова. Ни одному счастливцу не удалось догнать огонек.

Так и прозвали речку - Дикуша, за ее необузданный характер. (В.А. Толстогузова, 1962 г.р.)

32. В Никултском с/о есть еще одно место, где часто теряют ориентацию – Шалагинский березник – березник за д. Шалагино. (Шестакова Т. В., 1951 г.р.)

33.В Опытнопольском сельском округе в районе деревень Зубари и Клетанур в оврагах в 1960-1970-е гг. часто слышались посторонние звуки. И у местного населения овраги эти считались необычным местом. (Бебенин А. А. 1958 г.р.)

34. Мы только, что переехали на новую квартиру на ул. Строительной, 1991год. Уложив ребенка спать, выключила свет и пошла на кухню без света. И вдруг кто-то невидимый провел по моей щеке рукой. Я ясно почувствовала прикосновение. Конечно, испугалась. На следующий день спросила у бабушки-соседки. Она мне сказала, что раньше недалеко от места, где построен дом, было кладбище. И бывает, иногда что-нибудь «кажется». Надо обязательно освятить квартиру. Квартира была освящена, и больше ничего подобного не происходило». (Изергина Ф.И., 1960 г.р.)

Белая Баба

Белая баба (Белая Девка, Белая Женщина) - носительница болезни, дух судьбы, образ смерти, предвестница несчастья.

(Интернет. Славянская мифология)

35. «Пошли мы как-то с девчонками в соседнюю деревню на гулянье. Идем по дороге, разговариваем. А был уже вечер, ведь раньше днем на гулянье не пойдешь, потому что работать надо. Вдруг чё-то зашумело, и увидели мы летящую белую женщину. Все испугались, закричали и

побежали. Она пролетела над головами, даже волосы вверх поднялись. Мы переглянулись и увидали, что Марья у нас вся поседела, стала голова у нее, как снег. Это всегда так бывает, если увидишь Белую Бабу». (Махова А.И., 1928 г.р.)

36. Рассказ одного юноши. Этот юноша работал на тракторе. Как-то раз в одну ночь он пахал землю до 12 часов. Доезжает до логу и видит, бежит женщина вся в белом, а лицо черное, словно в саже. Юноша сильно испугался. Едва доехав до конца, убежал домой.

(«Наш край: Рукописный краеведческий журнал рабочей молодежи №38.. 1958 г. )

Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

(Славянская мифология: словарь-справочник.-М.: Линор, 2006.- 316 с.)

37. «Семья у нас немаленькая - шесть человек. Кроме нас, с нами живет ещё и наш невидимый житель – Кузя. Я так думаю, но и всегда сомневаюсь, это может быть и Кикимора. Очень уж любит вредничать, а домовые, говорят, добрые бывают. В 1981 году мы купили ¼ часть дома. Дом этот очень старый, раньше он принадлежал купцу. Вот там- то и жил он. Я, конечно, тогда и не думала, что такое быть может. Спать ложились с детьми, на кухне посуда бренчала, шаги слышалась. Как-то жутко было. Затем мы переехали на Некрасова. Вот там-то все и началась. Он с нами пришел. Первый раз Кузька дал о себе знать летом. Я помню: компот решила сварить, яблок намыла, приготовила. Сахару оказалось мало, дом закрыла, в магазин пошла, пришла, а яблок нет – исчезли. Я удивилась очень. Потом одежда из коридора пропала. Потом вроде бы наладилось всё. Я успокоилась.

Дети маленькие были. В огороде была, а они дома сидели. Андрей ко мне прибежал испуганный и кричит: « Мама, мама! Дяденька на нашей кровати сидит!» «Какой, - говорю, - дяденька ещё?» - «Маленький, грязный!», - домой пришла – никого, а простынь грязная. Тогда уж я испугалась. В церковь сходила, сама дом освятила. Говорят, что дети до 3 лет видят домового, если он покажется.

Несколько дней ничего не было. А потом опять началось. Иду с работы, домой не пускает. Я дверь на себя, он на себя. «Пусти, - говорю, - меня». Пустит. Дома ночью двери в комнату то открываются, то закрываются. Я говорю: «Дай поспать, на работу завтра уйду – закрывай, открывай целый день!» Тишина. Ночью на кухне посуда бренчит, на печке что-то шуршит. Ринат уроки сделает, тетради нет. Ищем ходим. То учебника нет, то вообще портфеля. Книги библиотечные потерялись, Думаю: покупать придется. Прихожу, а они сданы. Соседей раз на замок закрыл. В стенку нам стучали, кое-как открыли. Пропадали спички, ножи.

Но это ещё ничего по сравнению с тем, что потом стало. Стали пропадать вещи. Сначала я я, когда поищу их, находила, а потом уже исчезали навсегда. Замучил он меня.

Я решила его отправить от себя. Научили, как это сделать. Взяла в консервную банку положила ладан, вереск, шиповник, свечку в соль поставила, пооткрывала все шкафы дома и по часовой стрелке обошла дом. Затем взяла и понесла на перекресток, выбросила банку (ходили с Ринатом около 12 часов ночи, одна боюсь) и пошла домой. Иду, слышу: «Оглянись, оглянись,» - шепот такой. Думаю: « Ни за что не оглянусь». У самого дома кота увидела, немного в сторону глаз скосила. Меня ветром обдало. Он вперед меня домой убежал! Опять вернулся! Я ошибку допустила. Обратно шла другой дорогой, а тут оглянулась. Я ведь тогда бросила и сказала: «Откуда пришёл, туда и иди!» Но вот ошибки допустила.

И опять началось все по новой. Стали пропадать вещи, деньги. Я уже в ящик, где документы, иконы положила. Раз пришла домой с огорода - ужаснулась. Всё раскидано, шторы с 2 окон сорваны, накидки с дивана и кресел под кроватью, вещи разбросаны. Ужас! Ну тут я уже не вытерпела. В церковь пошла. Батюшка дом освятил, крестики поставил в угол. Я и сама освящала и сейчас освящаю, легче сразу дышать стало. Какое-то время все нормально, потом опять. Теперь я внимания меньше стала обращать. Смирилась. Пусть Кузька живет. А чтоб не крал, у меня есть молитва, я читаю.

Так вот жил и живет». (Сайфулина Г.И., 1959г.р.д. Данчины)

38. .Ко мне пришла кошка. Я заметила, что кошка во сне ворочается, и у нее дергаются усы. Мама сказала, что у нас есть Домовой. Поэтому кошке неспокойно. Иногда Ириска бегает по комнате и урчит. А однажды я сидела в своей комнате и перед зеркалом увидела очертание маленького человечка. (Кузнецова К., 1996 г.р.),

Картинка 385 из 6527

Комментарии

  1. Рассказала Кожинова Нина Павловна, 1936 г.р., уроженка Кугальского с/с. Записано в Яранске в июле 2009 г. Кожиновой Н.В.

2. Рассказала Ведерникова А.А., уроженка д. Носки, 1962 г.р., ныне жительница г. Яранска, записано в ноябре 2010 г . Кожиновой Н.В.

3. Рассказала Соловьева Нина Леонидовна 1956 г.р., уроженка д. Огнетово Яранского района. Записано в г. Яранске в июле 2009 г. Кожиновой Н. В.

4. Рассказала Махова Махова Вера Николаевна,1925 г.р. Записано Полушиной А,В.

5. Рассказала Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р., д. Турма, Записано в ноябре 2010 года Кожиновой Н., Ураковой Ю.)

6. Рассказал Ураков Павел Александрович, 1937 г.р., д. Турма. Записано в ноябре 2010 года Кожиновой Н., Ураковой Ю.

7. Рассказал Ураков Павел Александрович, 1937 г.р., д. Турма. , в ноябре 2010 года. Записано в ноябре 2010 года Кожиновой Н., Ураковой Ю.

8. Рассказала Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р., д. Турма. Записано в ноябре 2010 года Кожиновой Н., Ураковой Ю.

9. Рассказала Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р., д. Турма., Записано в ноябре 2010 года Кожиновой Н., Ураковой Ю.

10. Рассказала Зыкова Анфисия Егоровна, 1946 г.р. д. Тихоново. Записано Полушиной А,В.

11. Рассказала Изергина Ф.И., уроженка Кугушергского с/о, 1960 г.р.. Записано в ноябре 2010. Кожиновой Н.В.

12. Рассказала Коновалова Зоя Витальевна 1954 г.р., уроженка д. Б. Кугушерга Кугушергского с/о. Записано ноябре 2010 года, Кожиновой Н.В.

13. Рассказала Кудрявцева Лидия Константиновна, 1940 г. р., уроженки д. Олпаево ,Лумского с/с, Записано в июне 2009 года в г. Яранске, Кожиновой Н.В.

14. Рассказала Дождикова Фаина Павловна, 1938 г. р., уроженка д. Красные Орлы, Лумского с/с. Записано в г. Яранске в июне 2009 года Кожиновой Н. В.

15. Рассказала Кожинова (Шестакова) Людмила Александровна, 1965 г.р., уроженка д. Юлей Никулятского с/с. Записано в г. Яранске, в июне 2009 года Кожиновой Н. В.

16. Рассказал Александр Вячеславович Пугачёв, 1969 г. р. Уроженец с. Никольское. Записано в октябре 2010 г. в Яранске Пугачевой О.А.

17. Рассказала Сокольникова Александра Федоровна 1934 г.р., уроженка д. Н. Инда Ломовского с/с. Записано в июле 2010 г. в Яранске в июле 2009 г. Кожиновой Н.В.

18. Рассказала Чернова Надежда Леонидовна, 1959 г.р., уроженка д. Огнетово, Никольского с/с Яранского района. Она слышала эту историю от бабушки. Записано в Яранске в июле 2009г. Кожиновой Н.В.)

19. Рассказала Кожинова Елена Валентиновна, 1967 г.р., уроженка г. Яранска. Эту историю она слышала от своей бабушки Матвеевой Елизаветы Степановны 1918 г.р., уроженки д. Красные Орлы, Лумского с/с. Записано в Яранске в июле 2009г. Кожиновой Н.В.

20. Рассказала Сокольникова Александра Федоровна 1934 г.р., уроженка д. Н. Инда, Ломовского с/с. Записано в Яранске в июле 2009 г. Кожиновой Н.В.)

21. Рассказала Волошина Валентина Григорьевна, 1945 г.р,. уроженка .д. Красные Орлы Лумского с/с. Записано в Яранске в ноябре 2010 г. Кожиновой Н.В.

22. Рассказала Волошина Валентина Григорьевна, 1945 г.р,. уроженка .д. Красные Орлы Лумского с/с .Записано в Яранске в ноябре 2010 г. Кожиновой Н.В.)

23. Рассказала Тихонова О,П., 1921 г.р., уроженка д. Тихоново, Мари-Ушемского с/с. Записано Полушиной А.В.

24. Рассказала Лаптева Зинаида Степановна,1938г.р., уроженка д. Уса, Каракшинского с/с. Записано в Яранске, в июне 2020 г. Кожиновой Н.В.

25. Рассказала Коновалова Зоя Витальевна 1954 г.р., уроженка д. Б. Кугушерга Кугушергского с/о. Записано в ноябре 2010 года, Кожиновой Н.В.

26. Рассказала Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р., д. Турма. Записано в ноябре 2010 года Н. Кожиновой, Ю. Ураковой)

27. Рассказала Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р., д. Турма. Записано в ноябре 2010 года Кожиновой Н., Ураковой Ю.

28. Рассказала Уракова Раиса Даниловна, 1939 г.р., д. Турма. Записано в ноябре 2010 года Кожиновой Н., Ураковой Ю.

29. Рассказала Сокольникова Александра Федоровна 1934 г.р., уроженка д. Н. Инда Ломовского с/с. Записано в июне 2009 Кожиновой Н.В.

30. Рассказала Ведерникова Алевтина Алексеевна., 1962 г.р., уроженка д. Носки, Никольского с/с. Записано в Яранске, в ноябре 2010 г., Кожиновой Н.В.

31. В.А. Толстогузова История Ломовского округа в легендах и былях//Исследовательская работа учителей-словесников и школьников: сб. метод. Разраб. по историч., лингвистич. и литературн. краеведению.-Киров, 2009.-С. 17-22

32. Рассказала Шестакова Таисья Васильевна, 1951,г.р., уроженка Первомайского с/с. Записано в с. Никулята, в июне 2009 г. Кожиновой Н.В.

33. Рассказал Бебенин Александр Аркадьевич, 1958 г.р., уроженец д. Пресново Опытнопольского с/с. Записано в г. Яранске в июне 2009 г. Кожиновой Н.В.

34. Рассказала Изергина Фаина Ильинична, 1960 г.р.,, уроженка Кугушергского с/о. Записано в ноябре 2010 г Яранска, Кожиновой Н.В.)

35. Рассказала Махова А.И., 1928 г.р.: уроженка д. Тихоново, Мари-Ушемский с/с. Записано Полушиной А.В.

36. «Наш край: Рукописный краеведческий журнал рабочей молодежи №38.. 1958 г.

37. Рассказала Сайфулина Галина Ивановна, 1959 г.р. Записано в Яранске в ноябре 2010 г. Кожиновой Н.В.

38. Рассказала Кузнецова Катя, 1996 г.р. Записано в Яранске в ноябре 2010 г. Кожиновой Н.В.

Алфавитный указатель населенных пунктов

д. Алпаево, Лумский с/с 13

д. Бакалда, Лумский с/с 14

г. Волжск 21

д. Воротилиха, Лумский с/с 14

д. Груздовник, Лумский с/с 14

д. Б.Кугушерга, Кугушергский с/с 12, 25

д. Данчины, Опытнопольский с/с 37

д. Загуляйки, Ломовской с/с 31

м. Знаменка 14

д. Зубари, Опытнопольский с/с 33

д. Клетанур, Опытнопольский с/с 33

д. Комбети, Верхоуслинский с/с 9

д. Красные Орлы, Лумский с/с 14, 19, 21, 22,

с. Кугушерга 11, 25,34

д. Липяна, Лумский с/с 14

с. Лом 31

с. Лум 18, 22

Д. М-Ушем 4, 27

д. Мосуны, М_Ушемский с/с 7

д. Н. Инда 17, 20, 29

д. Никитенки 6

с. Никола 2, 16, 31

с. Никулята 15, 32

д. Носки 30

д. Огнетово, Никольский с/с 3, 18,

с. Первомайское 35

г. Пермь 22

д. Поломка, Лумский с/с 14

д. Пресново, Опытнопольский с/с 33

д. Пушкино 30

с.Салобеляк 9

д. Тихоново, М-Ушемский с/с 4,10, 23, 35

д. Турма, М-Ушемский с/с 5, 6, 7, 8, 9, 27, 28, 29

д. Уса, Каракшинский с/с 24

д. Усла, М-Ушемский с/с 6

Челябинская область 5

д. Шалагино, Никулятский с/с 32

д. Шахайки, М-Ушемский с/с 28

д. Шустово, Кугальский с/с 8

д. Юлей 15

г. Яранск 34, 37, 38

Заключение.

Выражаем благодарность жителям Яранского района, поделившимся с нами этой необычной информацией!

Мы понимаем, что в сборник вошла только малая толика того, что хранится в народной памяти.

В будущем, по мере накопления материала, сборник будет продолжен

Фольклор Яранского района Кировской области: Мифологические рассказы (былички) [Текст]: сборник текстов.- Яранск, 2010.- 26 с.

© МУК «ЯЦРБ», МОУ СОШ №3 с УИОП,

МОУ ДОД ДДТ, 2010

Чуть не заблудилась» картина А. Шишкина
Чуть не заблудилась» картина А. Шишкина

------------

вк. Вятка Мистическая: https://vk.com/public50420307