Юлия Сальникова
— Там тюлень с удавкой на шее, — позвонил 6 января в службу 112 житель поселка Охотское.
Диспетчеры уже знали, что делать – Служба экстренной помощи Сахалинской области несколько лет как сотрудничает с командой из Клуба «Бумеранг», где помогают диким животным, попавшим в беду. У общественников есть своя горячая Линия, этот номер и дали позвонившему. Так началась история спасения сивученка по кличке Снежинка.
Канат обвился вокруг шеи животного, но команде общественников и спасателей удалось помочь детенышу сивуча. Фото: Клуб «Бумеранг»
Детеныш ушастого тюленя запутался в брошенной рыбаками веревке и освободиться из этой петли без посторонней помощи не мог. В будущем его ждала та же судьба, что и сородичей, которые угодили в ловушку из океанического мусора: животное растет, а петля на шее превращается в удавку, сначала врастая в кожу, а затем медленно убивая краснокнижное животное.
Снежинке повезло трижды – сперва, когда ее заметили неравнодушные жители и обратились к спасателям, затем – когда команды Клуба «Бумеранг», общественной группы «Друзья океана», а также спасатели МЧС с помощью телескопического шеста с крюком сняли веревку. А третий раз – когда этот же сивученок спасся из ледовой западни залива Мордвинова:
— На утро после освобождения сивуча от верёвки на горячую линию «Друзей океана» пришло сообщение, что море полностью замёрзло, и зверь сидит в 200 метрах от берега около полыньи, - объяснила руководитель общественной организации Клуб «Бумеранг» Валентина Мезенцева. — Остатки полыньи крепко замёрзли – сивуч не смог уйти в воду. Тюлень практически не сопротивлялся переноске в сачке и был явно замёрзшим. Животное загрузили в машину, где оно смогло отогреться.
Снежинке пометили желтой краской спинку и отпустили в море. Но это лишь один из многих случаев, когда краснокнижные сивучи на Сахалине опадают в «мусорные» ловушки, оставленные человеком.
Зоозащитники несколько раз приезжали на место, куда выпустили сивучонка, но животное никто не видел больше — это считают хорошим знаком, значит Снежинка уплыла. Фото: Клуб «Бумеранг»
Три года назад Клуб «Бумеранг» при поддержке фонда президентских грантов запустил проект «Друзья океана». Спустя три года общественники вышли с этим проектом на Дальний Восток и стали помогать запутавшимся в пластике, рыболовных канатах, сетях, веревках морским котикам, а теперь хотят распространить этот опыт и на сивучей.
— Как таковой системы помощи запутанным тюленям не существует. Несмотря на то, что проблема достаточно остро стоит, о ней мало пишут ученые, потому что наука устроена так, что больше изучают промысловые виды для установки квоты для вылова. Это делают государственные рыбохозяйственные институты. Силы независимой науки более ограничены. Учёные больше изучают виды, занесенные в Красную книгу. Поэтому по некоторым морским животным у нас очень большие пробелы, в том числе нет статистики, сколько животных запутано в морском мусоре. Но так вышло, что в Сахалинской области Клуб «Бумеранг» работает 26 лет. Из них 18 лет проводим морские программы: лодочные экскурсии для детей, морские экспедиции. И вот во время этих программ мы стали периодически сами фиксировать таких животных и по возможности им помогать, — пояснила Валентина Мезенцева.
Когда только начинали, в год фиксировали порядка пяти случаев запутывания сивучей.
— За прошлый год нам стало известно минимум о 20. Это говорит о том, что мусора в воде стало больше! И, к сожалению, помочь животным мы не всегда в состоянии, — рассказала Валентина Мезенцева.
Снежинке удалось помочь, потому что она еще детеныш. Маленьких животных можно поймать сачком. Сивучи относятся к самым крупным ушастым тюленям. Взрослые особи настолько большие, что могут весить больше тонны – таких сачком не вытащит даже бригада спасателей из пяти крепких мужчин.
— Кроме того, это дикое животное, которое никогда не станет сидеть и ждать, когда ему кто-то поможет. Они обитают в основном на скалистом побережье, куда невозможно подойти незамеченным. Увидев человека, животное спрыгнет в воду. Ловить взрослого сивуча в воде тоже практически невозможно – оно будет сопротивляться, у него острые зубы, и это элементарно опасно для самих спасателей из-за инфекции на зубах животного в случае укуса, — поясняет руководитель Клуба.
Но решение проблемы есть – правда, пока оно только в теории. Команда сахалинского «Бумеранга» запустила петицию, чтобы создать на Дальнем Востоке систему оказания помощи краснокнижным сивучам. Слово «система» тут ключевое, необходимо решить цепочку задач, итогом которой должно стать использование специальных медикаментов для морских млекопитающих.
Речь о седативных препаратах, благодаря которым к сивучам могли бы подойти спасатели и безопасно для обеих сторон снять с животного сеть или веревку.
— Вот только те медикаменты, что у нас в стране доступны, применяют на тиграх, бурых медведях, — то есть на сухопутных животных. После укола с помощью летающего шприца животное полностью засыпает. Сивуч относится к морским млекопитающим, он дышит воздухом, если он сделает вдох в воде во сне, то он просто утонет. Поэтому нужен специальный коктейль медикаментов, который разработал ванкуверский аквариум примерно 20 лет назад. Это шесть медикаментов – из них три анастетики и 3 реверсанты, которые отменяют снотворное действие. Животное засыпает не мгновенно, поэтому спасатели успевают подтянуть животное специальными петлями либо сачками, распутывают прямо в воде, потом колют реверсанты, животное просыпается и уплывает, — рассказала Валентина Мезенцева.
С 2019 года эти медикаменты можно ввозить в России для помощи краснокнижным животным, но ни у одной экологической общественной организации нет ветеринарной службы, способной получить лицензию на препараты из наркотической группы ветеринарных препаратов. Это должна быть государственная ветеринарная служба.
Это и есть второе звено цепочки, а по сути, основное. Общественники просят создать именно систему, где они будут вместе с государственными ветеринарами бороться за жизни сивучей.
— Мы как общественная организация, готовы включиться, войти в команду, войдем во все рабочие группы и будем сотрудничать, но ветеринары должны быть государственные, — добавила руководитель «Бумеранга».
Сахалинские общественники уже наладили сотрудничество с Росприроднадзором, есть планы по созданию рабочей группы по сивучам.
— Самоуправство с краснокнижными животными невозможно. В каждом случае, когда нужно помочь сивучу, мы делаем письменную заявку, а профильное ведомство нас привлекает как людей, которые обучены и в данной ситуации готовы помочь.
Петиция набрала уже почти 6 тысяч голосов, активный сбор продолжается. Местные жители активно поддерживают общественников, лежбища сивучей – гордость и одна из основных достопримечательностей Сахалина. Но экологический туризм невозможен, когда на глазах у горожан и гостей региона страдают и буквально задыхаются животные, занесенные в Красную книгу.
— Помощь местных жителей колоссальна. У нас есть даже группа основных помощников. Например, фотограф Сергей Любаченко, он делает снимки с помощью дронов. О последних двух запутанных тюленях мы узнали именно от него, - рассказала руководитель клуба «Бумеранг». – Мы уже заручились поддержкой министерства экологии Cахалинской области и министерства экологии Камчатского края, начали поиск государственных ветеринаров – потенциальных получателей лицензии на необходимые медикаменты. В нашей петиции мы просим правительство поручить профильным органам организовать на Дальнем Востоке России систему оказания помощи запутанным в пластике краснокнижным сивучам и привлечь для этих целей экспертов.
Горячая линия «Друзей Океана» +7(914)7695969
👉 "ОТКРЫТЫЕ НКО" - подписывайтесь на наш канал и каждый день будьте в курсе новостей о Благотворительности в России ✔️