Найти в Дзене
Вятка Мистическая

Козни "Лесного хозяина". Рассказы старожилов Верхокамья

Иванова А. А. «Леший в мифопоэтической картине Верхокамья» // Вятский родник: сборник материалов седьмой научно-практической конференции. Вып. 7. — Киров, 2004.
Тексты рассказов
Ехали мы как-то по солому, а лошадь вдруг не захотела ехать, учуяла лесного, а мы не видим его. Так и проехали домой без соломы. А назавтра поехали – и все нормально.
(д. Лазанёво, Харина Антонина Павловна, 1932 г.р).

Иванова А. А. «Леший в мифопоэтической картине Верхокамья» // Вятский родник: сборник материалов седьмой научно-практической конференции. Вып. 7. — Киров, 2004.

Тексты рассказов

  1. Ехали мы как-то по солому, а лошадь вдруг не захотела ехать, учуяла лесного, а мы не видим его. Так и проехали домой без соломы. А назавтра поехали – и все нормально.
    (д. Лазанёво, Харина Антонина Павловна, 1932 г.р).

2. Иду я в два часа ночи, ну и такой ветер поднялся, песни, гармонь играет. Пять минут прошло, и всё кончилось, не стало. Опять ветра не стало, и никакая гармонь не играет больше, кусты не гнет больше.
(д. Часовня, Полудницын Петр Матвеевич, 1937 г.р).

3. Я видеть не видел, но слышал. То он запоет, так мелодично запоет (там же лога крутые), я слышу – такую хорошую мелодию запоет, слова я не понимаю. А то засвистит, что уши у тебя дерет.
(д. Терешовы, Шушаков Александр Иванович).

4. А осенью, когда ветер там, в лесу деревья скрипят, это, говорят, лешие поют такими голосами. Это не к добру услышать, как леший поет, к смерти. (д. Лозанёво, Варанкина Марина Денисовна, 1924 г.р.).

5. Редко это, чтобы он показывался. Всё больше слышно что-то, пение там. А так, ну, может женщиной, мужчиной высоким.
(д. Аверины, Варанкина Галина Алексеевна, 1946 г.р).

-2

6. Лесной – леший. Его видно. Вот так вот поглядишь. По вершинкам смотришь – и как бы дорога прямая-прямая. В лесу-то не заметишь, а по вершинкам смотришь – видишь. Ага. Вот тут костер разводить не надо. А разведешь – всё равно ветром раздует или чё-нибудь, гроза будет. Все равно придется уйти. Такой ветер, как не знаю, чё будет.
(с. Гордино, Тебенькова Александра Кондратьевна, 1934 г.р., уроженка д. Петрушонки).

7. Его не видишь. Ветер! Ветер видишь поднялся, поднялся – так полосой и идёт. Песок крутит кругом – кругом – кругом. Я раньше у бабки с дедкой слыхала. Если ты идешь, ничего не трогаешь и его не поминаешь, и он никого не трогат. А если ты поминаешь его,называешь, вот он тебя и захватит.
[А как же его называть?] Зачем тебе его называть? Пусть он ходит. Вот, говорят, надо так говорить: «Ты идешь по своей дороге, я иду по своей». (пос. Бор, Сидорова Зинаида Егоровна, 1923 г.р).

8. Отец ходил в лес на охоту. И, значит, и уснул. И он де говорит: «Эй, хозяин! Дай де закурить!» Отец, говорит, проснулся, положил на пенек курево, еще положил. Пошел, говорит, дак не успевал стрелять глухарей. Столько он настрелял, дак я помню даже сейчас.
(пос. Новый поселок, Сидорова Любовь Еремеевна, 1934 г.р).

9. У меня отец был рыбак. И охотник был. Весной он всегда по лесу ходил. И рассказывал: «Вижу там птицу или зайца, а убить не смогу – опять мимо, опять мимо! – говорит. – Опять посижу, покурю. Закурю и на пенек положу папироску. Потом смотрю, – говорит, – и того, и другого, и третьё. Ну!» Придет домой да и говорит: «Оказывается, везде есть хозяева: и на воде, и в лесу». Дак, видимо, чё-то есть. Вот еще хлебушка оставляют на пенечке где-нибудь. (пос. Бор, Сапегина Зоя Григорьевна).

10. Мы раньше там жили. У нас сначала был чужой тятя, мужик-от. Вот он, говорят, знался с им. Дак там был обмен, а за обменом гора (я даже за ягодами туда ходила). Вот этот дядька с им знался. «Вот, – говорит, – ходил, ходил за рябчиками». Вот ходил, ходил – никак не может. И с ём не встречается, не по ему. Он шел, шел по этому угору и две собаки выскочили. Большие собаки! Навстречу такой большой – фартук портяной с нагрудкой. Попадается. «Чего? Пошел на работу?» – «Ничего не могу выходить». – «А ты, – говорит, – ходи, не делай там, кто сколь убьет, кто где убьет. Ты видишь, не видишь – иди! Ты иди той стороной!» Он пошел. Еле... Бывали такие котомки на крошнях (такая сплетеная как доска, крышка да нёсла) и рюкзак. Рюкзак привяжут, чтобы там не давилось. А то давится. Дак вот полную наклал. Уже больше класть некуда этих рябков и полюшек. Они как рябки, но только большие. Полную эту набрал. (пос. Бор, Сидорова Зинаида Егоровна, 1923 г.р).

-3

11. [Удачливые охотники не знаются с лешим?] Да. Это еретники такие.
Есть. Там за Камой Горьковская деревня. Там Степан жил: без ружья добывал. (д. Харины, Харина Вера Афанасьевна).

12. Мама говорила еще. Человек в деревне был, в лес ходил без топора, но много дров приносил. Видимо, знающий был, помогал ему кто-то. А то как? (д. Полунята, Габов Альберт Петрович, 1954 г.р).

13. Лесной, когда привидится, то это не к добру. Может кто-то из родителей или скотинки умереть. Там наверху раньше был огород, вот мы с подругой сидим там вечером, еще молодые были, а между нами подпора. Я про вечерку стала рассказывать. Она: «Тише, тише»» Потом: «Мимо нас мужик на лошадях проехал». В одну сторону смотрели, а я ничего не слышала. Потом у этой девушки отец умер.
(Лазанёво, Харина Антонина Павловна, 1932 г.р).

14. Мы как-то раз по ягоды ходили по реке Созим. По ручейку иду, слышу песни: мотив есть, а слов нет. Так я ягоды бросила, убежала на дорогу. Мой потом на мотоцикле разбился, лежал девять месяцев в больнице. Я-то раньше тоже не верила, а как сама услышала…
(пос. Афанасьево, Маркова Варвара Сергеевна, 1927 г.р).

15. Старухи раньше болтали. Он тоже пошел баловаться лешим, собирать там сена да что. Завиват ходит. И тут два парня большие были, косили они. Он перед ими давай завивать, собирать сырую траву. Так прямо собирается, вьет, вьет, так прямо клочьями кидат и везде на кустьё. Ветер поднялся. «Постой!» Стали рубить косой в этом ветру. И ему, говорят, попали. Вот чего они ему отрубили? Он молодой был. Он приходит домой, жалуется: «Вот там-то я ходил, дак там косят, дак вот как меня разрубили!» А ему отец: «А чего ты делал?» – «Они, – говорят, – косят, а я траву на кустья повесил». – «Зачем баловаться? Так, – говорит, – не надо. Они тебя не трогали. Не надо было так делать». (пос. Бор, Сидорова Зинаида Егоровна, 1923 г.р).

-4

16. Вот мне отец рассказывал, много раз повторял. Вот они пошли километров за 15 – 30 за Каму за липой на лапти. Они ребята были по 15 лет. Ходили – ходили голодные: две картошки у них было. Вот они развели костер греть эти картошки. Ночью поднялся ветер, верхушки деревьев зашумели, и выходит такой – борода до пят. «Убирайтесь, ребята, здесь сейчас свадьба поедет». Они убрали костер – ветер затих. Кто видел лешего, тот долго не живет. Не к добру он видится.
(д. Щукино, Коршунова Лидия Кузьминична, 1936 г.р).

17. Это такой был случай до войны. У нас ехал отсюда на лошади мужик на санях зимой. И вышел длинный-длинный мужик как бы в белом одеянии. Посреди дороги встал. Лошадь испугалась и встала на задние ноги. Называли «на струбли». Я не знаю что делать. И что это всё равно не к добру. Мужик-то даже ине верующий был, а все равно говорит: «Господи, помоги!» Он был заведующим фермой. Ему показался очень громадным в белом. Это к войне. (пос. Афанасьево, Ичетовскина Тамара Сергеевна, 1928 г.р., уроженка д. Ивановская).

18. Вот там рядом, по дороге к лесу, там вот видится. Мужики шли как-то и видели длинного мужика, как столб, шел навстречу. С ним нельзя разговаривать: задавит. От двоих слышал. Там леший, видимо, живет.
(д. Полунята, Габов Альбера Петрович, 1954 г.р).

19. А вот еще бабушка её рассказывала. Пошли в лес три девчонки. Одна бойкая была, засмеялась, захохотала: «А никого нету, нечё, мол, бояться! Нет никакого лешего там, ничего, – говорит. – Это просто выдумки такие!» И вдруг, говорит, береза наклонилася такая здоровая, и перед ними стоит и говорит: «А вот и я!» Ну, они, конечно перепугалися. Бабушка рассказывала. А я не знаю, ну это чё, шутка ли, легенда или как? Ну, одна там знала, видать, чё-то. Ну, говаривала вроде молитвы и стала ей говорить. И вот она говорит: «А! Рано догадалися! А то бы, – говорит, – я вас тут!»
(пос. Бор Кудашева Таисия Ивановны, 1936 г.р., уроженка Нагорского р-на).

20. У нас папа ходил на Дымное болото. Я маленька была. Лешего встретил. Старичка маленького встретил. Борода была до колен. Сухонькой старичок. «Как найти ягоды?» – «Туда идите. Там найдете ягоды и не выйдите». Так и вышло. А потом все (вплоть до нижнего белья) на левую сторону вывернули и вышли. (пос. Бор, Щуплецова Ирина Станиславовна, 1978 г.р.).

-5

21. [А не рассказывали, как он выглядит?] У него бровей нету, без бровей. Человек и человек настоящий, токо бровей нету. А он могет всяко ладиться. (пос. Афанасьево, Харина Анны Тимофеевна, 1924 г.р., уроженка д. Аверины).

22. В хомут надо посмотреть, когда вертит. Увидишь его. Говорят, такой же, как мы, только брови нету. И в церковь ходят. А как «Ферувимы» поют, и они уходят. (д. Аксеново, Макарова Раиса Филипповна, 1933 г.р).

23. Абрамиха еще рассказывала, как леший деревом придет, а в дом зайдет человеком. С ним только говорить не надо. Он посидит-посидит, выйдет и уйдет елкой. (пос. Афанасьево, Маркова Варвара Сергеевна, 1927 г.р., уроженка д. Рагозы).

24. Он сильный. Сильнее его никто нет. Он лошадь на три метра от земли с бороной поднял. Ноги у него лошадиные.
(д. Кувакуш, Аршигина Евдокия Нестеровна, 1928 г.р., уроженка д. Борино).

25. Ой, леший понес мои половики. Я: «Чур, наш! Чур, наш! Чур, наш!» И верно – прошел. Если что случится, надо со стряпней идти в лес и положить, чтобы помог: «Вот тебе подношение, подарок и помоги найти скотинку». Бывают моменты, находят. Да ведь не на один пенек положить. Ага. На несколько пенечков. <…> Леший скотину уводит. Стряпню носили, в церкву свечку святому ставили.
(пос. Афанасьево, Ичетовскина Тамара Сергеевна, 1928 г.р., уроженка д. Ивановская)

-6

26. Вот у нас тут в Авериных парня лесной таскал. Матери словецька не сказал, дак в школу пошел, дак его лесной-то шибко долго таскал. Так он рассказывал: его лесной схватил и таскал, таскал, а потом принес на крылечко. Потом он заболел, лечили его. Вот лесной-то шибко долго таскал. А он школьникам рассказывал там-то чего: «Меня де несет выше лесу де, везде лес видно». (пос. Афанасьево, Харина Анна Тимофеевна, 1924 г.р., уроженки д. Аверины).

27. Лесной всегда за плечами ходит, ругаться нельзя поэтому: он может иначе такое натворить! Потеряешь человека иль скотинку и больше не найдешь. Переругаться можно с кем-нибудь на всю жизнь. Ну, мало ли погонишь скотинку, разозлишься и выругаешь ее всю. У нас в деревне одна женщина овцу переругала, смотрит потом – нет овцы, одни косточки от нее остались. (д. Лазанёво, Харина Антонина Павловна, 1932 г.р).

28. Вот, говорят, девочку-то леший унес. У нее мать садила хлеб в печку. Вот. А она, говорит, подбежала под лопату. И это, под лопату-то подбежала и челпан-от упал с этой лопаты. «Лесной, – говорит, – тебя бы унес!» Она на улицу вышла, эта девочка у нее, и всё, растаяла, нигде нету. А потом нашли ее мертвую на елке. Ноги обморозила, всё. Вот он ее поднял куда.
(пос. Новый поселок, Сидорова Октябрина Прокофьевна, 1935 г.р).

29. [Можно ли в сердцах лешакаться?] Счас расскажу. Вот здесь называлося Лопахино в пяти километрах от нас. Там гармонист был заядлый, как я. Играл, играл. И вот тоже этот гармонист на вечерку. Мать не пускает никак: «Сегодня то-то, то-то. Не ходи!» Он силком идет. «Леший тебя понеси!» – мать поругала. И ушел. И нет, и нет, и нет, и нет. У его товарищей спрашивает: «Был у меня сын на вечерке?» – «Нет. Не был». – «Как не был, если ушел?! Кто там играл?» Где-то надо искать. Вот мать к одному подойдет, который более–менее знающий, к другому: нету, нету, нету. Нигде не слышно и не видно. И не знают, где искать.
Одна знахарка говорит: «Вы напеките пирогов, настряпайте. Будет полночь, двенадцать часов ночи, залезай на крышу, пополам переломи и по обе стороны бросай». Ну чё? Матери нечего больше делать. Настряпала, значит, залезла на крышу, слышит – сын-от идет, так это играет, так это играет идет. Пришел домой.

Мать спрашивает: «Где был?» – «Как где? На вечерке был». – «Где играл?» – «Насвадьбе играл». – «Кому играл?» – «Так играл-играл, а кому – неизвестно». И неделю целу проиграл: на пальцах уже мозоли. «Дак чем-то тебя кормили?» – «Кормили, – говорит, – поили хорошо». Дак он, видимо, играл не у настоящих людей. Не как мы с тобой, а у бесов за какую нечистую брань. Видишь, как получилось. Знающие люди рассказывали. А если бы не рассказала, он бы вообще, может, не пришел: там бы и проиграл. [И скотина так же пропадает?] Да. Тоже ищут так же. Допустим, уйдут в лес, на пенек всякие-всякие сладости
приготовят, на пенек ложат всё. (д. Терешовы, Шушаков Александр Иванович).

-7

30. Любка (ну, она уже замужем), а была она девочкой, говорит, вышла, мать заставила ей скота провожать. А она, видимо, это долго чё-то это собиралась, маленькая еще, грит, была. Вот и она говорит: «Да понеси тебя леший! – грит, – иди, – грит, – ты, бабушка!» И она, грит, только вышла за ворота и всё, ее подхватил, эту девку, подхватил и унес, говорит, куда-то. А куда унес, не знаю, говорит. И ходила, говорит, две ночи она ходила в лесу-ту, ходила, грит, в лесу. «Всё, – грит, – куда я ни сунусь, а ягоды, – говорит, – ой, прямо вот насыпаны всякие ягоды, забери их! Куда я ни пойду, всё, – говорит, – ручьи, речки, никак перейти не могу, жердочки, – говорит, – кину – собаки набежат на меня». Это. А потом, видимо, говорит, дома-ту стали ее поминать. Как-то это ходят, поминают и носят на пенек в лес табак там, хлебушка и водку. Это ложат и
как это поминки. И это положат на пенек и из лесу бежат, не оглядываются. Вот и это помянули все дома-ту, видимо. «И я, – говорит, – пошла прямо, – грит, – больше ни речки, никакие собаки, – грит, – нет. И скоро, – говорит, – домой пришла. А вроде, скоко, – грит, – я далеко ходила, никого, – грит, – нигде не слышала. Вот только, –грит, – собаки со мной все были, а больше, – грит, – никого не было». Вот она сама рассказывала. Аж мать-то потом наревелася.
(д. Часовня, Полудницын Петр Матвеевич, 1937 г.р).

31. [Е.М.] А вот у нас в Лозанёнках Володька-то. Ему казался. «Меня де дедушка питал. Малину мы ели, коней пасли». А никаких коней не видели. А он каких-то коней видел, малину ел, а здесь и мало нету. А после его уже стали искать, стряпали. На сломанный пень положили эту стряпню, и он прибежал, ревет: «А-а! Мама! Мама!» Вот мы услышали. Услышали. А он бегат, ревет.
Появился. А тут сколь выходили, не могли найти его. Он видел дедушка. Дедушка его малиной кормил, а мы не видели нигде.
[А.К.] Вот мать, наверно, наругала. Он говорит: «Собака де прибежала к нам, я за собакой и убежал». Так и были маленькие следочки – босиком дак и собачьи следочки с им рядом. Искали-искали – найти не могли, пока не постряпали и не унесли стряпню на сломанный пень. [А как стряпали?] На левую сторону, наотмашь. Он, леший, добрый не бывает.
(с. Гордино, Тебенькова Александра Кондратьевна, 1934 г.р., уроженка д. Петрушонки, и Власова Екатерина Максимовна, 1913 г.р., уроженка д. Висарёнки республики Удмуртия).

32. [А леший может скот спрятать?] А вот случай был. Давно это уже, давно. Мать-то это дочь поругала: «Понеси тебя леший!» – сказала. И унес. И вот она мне рассказывала: «Домой пришла. Мать уже стала стряпать, на пни ложить стряпню, чтобы отпустил. Он меня, – говорит, – кормил. Наложит где корова, оправится, этим меня кормил. На елке на высокой сидела». И она стала рассказывать и скоро умерла.
(д. Харины, Харина Соломия Ивановна, 1928 г.р).

33. Одна девочка заблудилась. Ей постряпали, принесли на то место, откуда она в лес ушла. На это место она вышла. Через сутки пришла. «Чё де было?» – «Меня дедко и бабка лесные поили – кормили». Старым нельзя ругать. Ее родители изругали: «Пусть тебя леший понесет!» Ее дедко и бабка скрыли
(с. Гордино, Гордина Лидия Петровна, 1932 г.р).

34. Он и корову прятает, если ее изругаешь. Мы-то вот… Корову у нас
изурочили. Ну, крикнула ей чё-то, дак она и пропала, не пришла домой-от. Искали ее, искали. Три дня искали. Нашли: в лесу ходит. Мы ее зовем, а она давай бежать. Ну, чё тут делать? Постряпашь на леву руку блины, идешь в лес. Лучше ночью идти, часов в двенадцать, чтобы никто не видел. Вот в лес на пенек блины покладешь, походишь еще немного вот так. Ну, мы то же сделали: мать блины напекла, на пенек отнесла. Ну и утром пошли, а там корова наша. Мы ее домой
привели. А еще вот было. Корова тоже потерялась у одних тут. Они ее пошли искать. Ходили, ходили целый день, не нашли. Три раза место прошли, не видели.
А из другой деревни пошли и увидели на том месте, где потерялась.
(д. Боровичата, Гордина Евдокия Егоровна, 1928 г.р).

-8

35. А корова там, теленок потеряется, стряпают на левую сторону, наоборот все. Квашню в лес принесешь, на сук повесишь, на ольху ли. Корова находится.
(д. Карасюрово, Черанева Эмилия Ильинична, 1937 г.р., уроженка д.
Меркучи).

36. Блины пекут. Через леву руку наливают и вот на пни ложат потом. А вот постряпают, если теленка теряют, постряпают, положат – и теленок выйдет. [На один пень ложат?] На три. Тайком: утром рано надо.
(д. Харины, Харина Соломия Ивановна, 1928 г.р.).

37. Вот в поселке Камском потерялась корова. Везде искали, искали, так и не нашли. Говорят, что это леший или умершие родители. Надо в таких случаях состряпать блины (тесто поливать в обратную сторону – левой рукой справа налево), унести на пень, помянуть усопших. И корова придет домой: через час – полчаса придет.
(с. Пашино, Булычева Зоя Федоровна, 1947 г.р).

38. Корова у нас была. Отелилась в лесу. Ходила тут близко, а домой не шла обратно с теленком. Куда-то в лес. Они там, лесные-то дяди. Стряпали на левую руку, несли на елку, повешали. Еще на кладбище сходили. Говорят, покойники тоже. Говорят, покойники, если что не по им, тоже забирают. Тогда и корову нашли, пришла сама. Я до этого не верила, а потом… Готовили слева, все наоборот. (д. Слобода, Черкова Зоя Афанасьевна).

39. Мы с Матреной давно уже конюхами работали. Застреножили одну
лошадку, а она за речку перескочила. Матрена разозлилась: «Да пусть тебя леший тащит!» Две недели эту лошадь искали. В конце концов испекли блины, положили в лесу на пенек: «На тебе гостинцы, отдай нам лошадь!» Пошли дальше, видим – стоит наша лошадь на озими.
(д. Лазанёво, Харина Антонина Павловна, 1932 г.р).

-9

40. Когда пустишь, потеряешь совсем корову или теленка. А у нас колдуньябыла, к ней хаживали. Иногда скажет: «Дух лесной закрыл, надо состряпать, отнести в лес». Однажды нашли корову: все измято, вся грязь, а выйти не может.
Мертвая была. (д. Андриёнки, Трушникова Анна Пудовна, 1930 г.р).

41. Нельзя лешим ругать. Ребенка нельзя проклинать и скотину ругать.
Овцы у нас были. Мы тогда еще на починке жили, середь лесу одни-то. Овцы у нас потерялись: ночи две-три не было. Искали, ходили по лесу. Страшно так было, не могли всё найти. Матерь тогда пришла, вывернула шубу такого же цвета [как и овцы – соб.]. У нас все овцы черные были. Она печку утром рано затопила, стала гаркать [в трубу через рукав шубы – соб.]: «Черная, черная, куда ушла?
Почему не пришла, дура?» Они сразу заревели под окном. Мы выбежали, загнали
Вот как. (д. Боровичата, Гордина Евдокия Егоровна, 1922 г.р).

42. Вот у нас как-то давно теленок потерялся. Папа с мамой искали, искали и
не нашли. И мама в двенадцать часов несколько раз кричала в печную трубу:
«Марта, Марта, иди домой!» И нашли потом. Много – много таких случаев было.
(пос. Афанасьево, Маркова Варвара Сергеевна, 1927 г.р., уроженка д. Рагозы).

43. Вот у меня тесть рассказывал. Он 1888 года рождения был. Он в царскую
армию попал служить на 25 лет. Но его революция замяла. Так вот он пришел и
рассказывал: «Здесь через километр есть деревня Макаровы». И вот он говорит:
«С праздника ехали домой. А здесь надо на угорчик подняться. Там надо поле
переехать и в угорчик подняться. Сзади догоняет человек, сел в сани и всё – и у
меня лошадь не может идти! И так бьется, и так бьется: ну, не может идти – такая
тяжелина села! Ни хрена не слезает. Ну а лошадь не может тянуть. А потом он
или молитву прочитал или чё – тот соскочил. [А есть у лешего какие-то приметы?] Дак сел задом. Ростом большой. Такой здоровый.
(д. Терешовы, Шушаков Александр Иванович).

44. Опять тесть мне рассказывал. Здесь лог, где я на ферму ходил. Там
вершина лога, и там хозяин построил себе избу, полную деревянную избу. И вот
говорит: Полночь придет, придет человек, откроет ворота: “Василий Кузьмич,
уходи! Это моя дорога!” И вот он так мучился, мучился, мучился и дом убрали:
невозможно стало жить. Как обычный человек и всё.
(д. Терешовы, Шушаков Александр Иванович).

45. У нас на одной улице три дома сгорели. Вот старые бабы говорили, что
тут де тропка: леший ходил по этой тропке.
(пос. Бор, Сидорова Елизавета Александровна, 1923 г.р., уроженка д.
Бисерово).

-10

46. Горели дома в Бору: говорят, не на месте поставлены – на тропе лешего.
(Зап. в 2001 г. А.А. Ивановой в д. Елушата Афанасьевского р-на от
Семуковой Нины Ивановны, 1937 г.р).

47. А с лешим-то с этим-то будешь если знаться, котора баба-то это вместо
мужика примут, да потом отвязаться никак не могут: все он приходит и приходит.
А потом станет креститься, а потом он через корову шагнет – и корова пропадет.
(пос. Афанасьево, Харина Анна Тимофеевна, 1924 г.р., уроженка д.
Аверины).

48. Ходили на речку. Дак говорил один: «Мне, наверно, помогал не однажды». Говорит: «Наловил я рыбы и один оказался. И вот, – говорит, – что яне пригласил его поесть, похлебать, и вот я только – говорит, – доел (может быть, ему почудилось), кто-то: “Хлебаешь?!”» И в это время березка упала и котелок у меня опрокинула. Я больше по этой тропе не хаживал. (пос. Афанасьево, Ичетовскина Тамара Сергеевны, 1928 г.р., уроженки д. Ивановская того же р-на).

49. Одна в Аверино через лог пошла, а там дорога лешего была. Вот и нашли
ее утром под кустом – платье изорвано, а сама мертвая. Она раньше рассказывала,
что голоса там какие-то слышала. «Поматерюсь – замолкнут». Вот и
доматерилась. (пос. Афанасьево, Маркова Варвара Сергеевна, 1927 г.р., уроженка д.
Рагозы).

50. Пелагея и Маня пошли за коровами. По обе стороны дороги был
Демидовский ельник. Они пошли туда и заплутали. Они говорили, что леший их
увел и заставил доить своих коров. А соски у них, как стаканы. Ночи две плутали.
(с. Пашино, Варанкина Раиса Николаевна, 1930 г.р., уроженка д. Макаровская).

51. Я раз по лыко ходила. Хвастунья: решила прямо идти, через лес. Кругом
хожу, хожу и все на одно место прихожу. Наоборот рубашку свернула и говорю:
«Господь, помилуй! Господь, батюшка!» Если рубашку перевернуть, домой де
уйдешь. Говорить о лешем нельзя, поминать его нельзя.
(д. Малые Некрасовы, Черанева Анна Федосеевна, 1913 г.р).

(https://istina.msu.ru/publications/article/9017238/)

------
вк. Вятка Мистическая: https://vk.com/public50420307