Недавно я рассказывал о музее «Авторевю», который посетил в 2008 году. Однако в рассказе обошел стороной натурную часть экспозиции. И сделал это неспроста – я был в музее еще один раз, в 2006-м, но тогда часть съемки меня просили нигде не показывать. Стеснялись, что не все автомобили, выставленные в зале и на площадке, выглядят идеально…
Сейчас, когда музея уже нет, можно снять «гриф секретности» и показать, что же скрывалось в полутемном ангаре, и на какие раритеты там можно было поглазеть. Тем более, некоторые автомобили были реально интересными.
Подавляющую часть представляемой коллекции составляли изделия отечественного автопрома: «Москвичи», «Волга», «Запорожец». И хотя все экспонаты были огорожены от шаловливых ручек посетителей цепью внушительного вида, рассматривать удобно – размеры ангара просто не позволяли отодвинуть их далеко от проходов.
Жемчужиной коллекции по праву считался полностью восстановленный в «Авторевю» фургон «Москвич-400-422». Изготовлявшиеся из дерева, эти автомобили никогда не были долгожителями даже при должном уходе. Так что до наших дней ни один оригинальный фургончик, естественно, не дожил. И данный экспонат вызывал интерес по праву.
Однако гораздо больше внимания привлекали опытные «Москвичи»: С1 «Меридиан» и С3 «Меридиан», а также седан 3-5-6. По ощущениям это как прикоснуться к какому-то большому-большому секрету – автомобили, которые были выпущены в единичных экземплярах!
Скажу честно, на их фоне даже спортивный «Алеко-141КР» выглядел как нечто обыденное. Хотя, по сути, по своей уникальности он ничуть не уступал «Меридианам», а в чем-то даже превосходил – среднемоторный гоночный «Москвич»!
Были в павильоне и внедорожники. Так ГАЗ-69А экспонировался с открытым верхом, да еще и покрашен не в традиционный «хаки» – нечастый вариант. А вот парочка Willys и «Иван-Виллис» как раз в привычном армейском окрасе.
Да, на заднем плане одной из фотографий отчетливо виден знаменитый «Студер». Но добраться до него было просто невозможно…
Раз уж заговорил про «иностранцев», то отмечу, что и им в музее нашлось место. Пожалуй, вначале 90-х эти машины были бы для меня очень интересны – иномарки же, хоть и старые. Но в 2006-м они уже не цепляли. Почти…
Дело в том, что в экспозиции был представлен Zündapp Janus – уникальное творение авиакомпании Dornier GmbH и производителя мотоциклов Zündapp. «Двуликий Янус» представлял собой «кибитку», вход в которую осуществлялся через двери в «морде» и «ж.. кормовой торцевой стенке автомобиля». Причем передний и задний ряд сидений стояли спинкой к спинке, а двигатель располагался прямо в центре машины. Ну, не диво ли?!
Не была забыта и двухколесная техника. Мотоциклам и мотороллерам различных производителей отдан целый угол. Ну, как отдан – они стояли так плотно, что даже пройти между ними было бы сложно, не то, что сделать красивый кадр.
Но, разве это тогда волновало? Где бы я еще увидел милицейский мотоцикл BMW или «Урал» из эскорта сопровождения правительственных кортежей?!
Самое тайное и интересное для меня было представлено позади основного ангара. Именно там ровными рядами стояли экспериментальные вездеходы Грачева. Да-да, те самые, которые одним своим видом показывали, что мы можем сконструировать что угодно, лишь бы не строить дороги. Изделие А-132 и изделие Э-167 соседствовали с ПЭУ-1 и ПЭУ-2 (изделие 5901). На прицеп-трейлер взгромоздился ПЭУ-3 («изделие 4904»), компанию которому составляло изделие Э-135, рядом с которым лежал и его кунг. Возле забора притулились ЗИЛ-131 с пневматической подвеской и нечто похожее то ли на «двухсотый» МАЗ, то ли на Mack...
Выглядело это все, мягко говоря, удручающе, и впечатление оставляло весьма тягостное. Казалось, что путь им один – в металлолом. И только яркое зеленое пятно в виде изделия 49042, сверкающее свеженькой краской, дарило надежду, что не все еще потеряно. И если отреставрировали один автомобиль, значит, есть шансы и у остальных!
Я не знал, какие именно автомобили, экспонирующиеся под вывеской «Авторевю», действительно являлись собственностью музея, а какие были предоставлены сторонними людьми. Но на тот момент для меня это было совершенно неважно – я побывал в самом интересном музее из всех, виденных мною ранее. Жаль, что теперь его нет…
Посмотреть экспозицию игрушек музея «Авторевю» можно ЗДЕСЬ