Найти в Дзене

"Безотказна как автомат Калашникова" - говорим о транспортной системе Ижевска. Часть 1

Всем привет!

Ижевск – столица республики Удмуртия, город, входящий в топ-20 по численности населения в России. Населенный пункт с богатой историей, который воздвигнут в 1760 году, хотя о первых поселениях в здешних краях известно аж с 3 века нашей эры. Статус города он получил лишь в 1918 году. Ижевск насыщен своей промышленностью, научно-образовательным и культурным сектором.

Любому крупному городу полагается хорошо развитая транспортная сеть и Ижевск не исключение. О ней мы и поговорим в данной статье.

Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

Перейдем к теме следующего по очередности возникновения вида транспорта в городе – трамвая. Как писалось в прошлой статье, трамвай запустили в городе в 30-х годах 20 века. Город стабильно рос, автобусы, которые были слишком малы по вместительности, уже не справлялись с потоком пассажиров, которые активно пользовались общественным транспортом. Тогда в конце 1933 – начале 1934 года задумались о строительстве трамвайной линии в городе. Трамвай, по тем меркам, был весьма современным видом транспорта, который мог перевозить значительно большее количество людей, нежели автобусы. Строительство началось практически сразу после согласования проекта. Первая линия шла вдоль улицы Карла Маркса. Начиналась она от нынешней улицы Кирова (ранее именовавшейся Вятским переулком) примерно до нынешнего депо Службы пути. Колею выбрали стандартную для нашего государства – 1524 мм. 18 ноября 1935 года состоялся торжественный запуск первого трамвая в городе. К моменту запуска было закуплено 5 трамваев типа Ф. Хранились эти трамваи в деревянных "бараках". Ни о каком комплексном ремонте подвижного состава тогда речь даже не шла. К слову, это стало одной из причин некоего застоя в развитии сети. Сама линия вышла длиной чуть более 5 километров, при этом, линия была однопутная. Так, Ижевск обзавелся первой системой городского электрического транспорта в регионе.

Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

С открытием первого маршрута трамвая, строительство не прекращалось: существующую линию продлевали сразу с двух сторон: с южной стороны до Казанского вокзала, а с северной – до Парка культуры и отдыха имени Кирова. К началу 1937 года оба «хвоста» открыли для движения. Длина линии увеличилась до 8 с лишним километров. Но маршрут при этом курсировал пока один. Маршрут №2 появился только 4 года спустя. Была построена новая 3-километровая линия по улице Орджоникидзе и улице Ленина. К началу Великой Отечественной войны, число вагонов в городе достигло двух десятков.

Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 5 в Ижевске. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 5 в Ижевске. Автор фото: Фандюшин Максим

Становится ясно, что дальнейшее развитие сети без специализированных помещений под хранение и обслуживание вагонов просто невозможно. Тогда, в 1943 году в городе вводят в эксплуатацию полноценное трамвайное депо на улице Карла Маркса. В ближайшие 6 лет изменений в трамвайной системе не происходили по множеству очевидных причин. При этом, популярность трамваев только росла, а износ у вагонов не уменьшался, а только увеличивался. Часть трамваев "встало". Поэтому, в 1947 году из Москвы поступило несколько б/у моторных вагонов типа Ф, а также ряд прицепных. В 1949 году состоялось открытие продления маршрута трамвая №2 по улице Кирова в сторону Удмуртской улицы.

Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

Далее, до конца 50-х все оставалось в прежнем виде. Лишь в начале 1958 года линию от ПКиО имени Кирова продлили до Школьной улицы (городка Металлургов), а линию на севере – по нынешней улице Гагарина до Московской улицы. По этим участкам стали работать трамваи под тем же старым добрым маршрутом №1. К слову сказать, маршрут сохранился в таком виде до сих пор. Также, в городе запускают маршрут 3, идущий от улицы Орджоникидзе до Московской улицы. Примерно в то же время в город стали поступать трамваи нового поколения – КТМ-1 с прицепными вагонами КТП-1.

Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 10 в Ижевске. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 10 в Ижевске. Автор фото: Фандюшин Максим

В начале 60-х годов в Ижевске продолжается обновление подвижного состава. Так, в город стали поступать новые вагоны Усть-Катавского завода КТМ-2 с прицепными вагонами КТП-2. Вместе со старшими собратьями КТМ/КТП-1 они являли собой более вместительные вагоны, нежели чем все «деревяшки». Пока в городе насчитывается более 70 вагонов, однако добрая доля Ф-ок стала постепенно выводиться из эксплуатации.

Трамваи по улице Халтурина в снегопад. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамваи по улице Халтурина в снегопад. Автор фото: Фандюшин Максим

Вообще, 60-е годы считаются самыми продуктивными в истории строительства трамвайных линий в Ижевске, что весьма неудивительно. Во-первых, с ростом интенсивности движения трамваев по городу, возникает нужда в строительстве второго пути на протяжении всей сети. Что активно реализовывается на протяжении всех 60-х годов. Во-вторых, идет параллельно строительство сразу нескольких линий: по улице Ленина и Халтурина, по улицам Авангардная, Льва Толстого, Шишкина, Серова, Буммашевская до остановки Буммаш, по Колхзной, Братской и Автономной улицам. Практически, вырисовывался современный облик трамвайной сети тогда, длина сети достигла 65 километров. В-третьих, к этому моменту возникает острая нужда в строительстве второго трамвайного депо, что осуществляется к 1965 году. Оно располагается на улице Марата.

Трамвай Tatra T3SU на маршруте 1, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 1, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

За 60-е годы было запущено сразу 5 маршрутов трамвая: в 1963 году начинает курсировать маршрут №4 от Школьной улицы до Орджоникидзе, год спустя начинает действовать «Пятерка» - от улицы Халтурина до улицы Ленина. Его же продлевают два года спустя до Буммаша на 3,5 километра. В 1967 году от Огнеупорной улицы до Ленина заработал маршрут №6. В 1969 году запускаются сразу два маршрута от Буммаша: До Школьной улицы следует «Семерка», а до Орджоникидзе - №8. Естественно, вместе с активным ростом сети и пассажиропотока, требуется серьезное обновление подвижного состава. Причем, принято решение на 100% обновить существующий парк, да еще и с ростом числа вагонов. Для этого реализуется масштабная программа по закупке чешских вагонов Tatra T3SU, которая стартует в 1966 году. Благодаря этому, в городе за 2 года удается вывести из эксплуатации все вагоны типа Ф, М, прицепных. В 1968 году списываются все КТМ-ы первой серии, а в 1970 – все вагоны второй серии. Итак, в городе наступает "монополия" Татр, которая не спадает до настоящего момента. Удивительно, но до настоящего времени в городе сохранился в линейной эксплуатации вагон Tatra T3SU 1968 года выпуска! Он по праву считается старейшим из эксплуатируемых в мире трамваев из серии Т3. При этом надо отдать должное, он находится в весьма приличном, достойном состоянии для 53-летнего старичка. К моменту полного списания КТМ/КТП-2 в городе функционировало 150 вагонов.

Трамвай Tatra T3SU на маршруте 8, Ижевск. Самый старый линейный вагон T3 в мире. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 8, Ижевск. Самый старый линейный вагон T3 в мире. Автор фото: Фандюшин Максим

В это же время город полностью отказывается от кондукторов, перейдя на «автоматическую» систему оплаты с помощью касс, установленных в салоне трамваев.

Далее трамвайная сеть застывает в развитии на долгих 10 лет. Правда, в 1979 году запускается маршрут №9 от улицы Гагарина до Буммаша. При этом в город начинают поступать уже трехдверные версии Tatra T3SU, а также Tatra T3K.

Трамвай Tatra T3SU на маршруте 8, Ижевск. Самый старый линейный вагон T3 в мире. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 8, Ижевск. Самый старый линейный вагон T3 в мире. Автор фото: Фандюшин Максим

В начале 80-х годов начинается «оттепель» в развитии сети, начинается строительство новой линии по улице Ленина, улице 40 Лет Победы, Автозаводской улицы до Ворошилова. Спустя пару-тройку лет, трамвайная сеть Ижевска достигает своего апогея, обретя длину линий, равную 75,5 километрам. В 1982 году запускается маршрут №10 от Ворошилова до улицы Ленина. Три года спустя оттуда же запускается маршрут №11 до Орджоникидзе (с работой только в пиковое время, что сохранилось до настоящего времени), а еще через 3 года – маршрут 12 до Гагарина (правда, работал он совсем неважно – по выходным дням в летний период). На этом фактическое развитие трамвайной сети завершилось. Связано это с тем, что город сделал больший акцент на развитие троллейбусной сети в городе, но о ней поговорим позднее. В город продолжили поступать новые трамвайные вагоны Tatra Т3, а также более современные Tatra T6B5.

Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

Самым популярным маршрутом системы была «Десятка». Причем, настолько, что запускали системы аж из трех вагонов! Достаточно редкое явление имело место быть в Ижевске. К началу 90-х годов, в городе насчитывалось порядка 250 вагонов.

Трамвай Tatra T3SU, прошедшая КВР в Ижевске с установкой ЭО TV-прогресс в 2009 году на маршруте 10, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3SU, прошедшая КВР в Ижевске с установкой ЭО TV-прогресс в 2009 году на маршруте 10, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

90-е годы прошли достаточно безболезненно (по отношению к другим транспортным системам в прочих городах). Было закуплено несколько вагонов Т3 и Т6. Был запущен дважды маршрут №13 от улицы Ворошилова до Огнеупорной улицы – в 1995 и 1999. Но незначительный интерес пассажиров к данному маршруту привел к скорому его закрытию в обоих годах. В 1998 году снова появилась вакансия кондуктора в трамвайном управлении города.

Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 5 в Ижевске. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 5 в Ижевске. Автор фото: Фандюшин Максим

В начале 21 века в Ижевск поступают два экспериментальных вагона: в 2001 им стал КТМ-19КТ (единственный КТМ-19 в городе), а также УТМ 71-402 в 2003. Оба вагоны были весьма "сырыми" и не очень прижились в городе. Зато активно производился капитальный ремонт вагонов, а также закупка новой модификации Т6. Следующими в город поступили необычные для города вагоны: Tatra KT4DM из Берлина. Все вагоны 80-х годов выпуска, но тщательно прошедших капитальный ремонт, так, что от новых сложно отличить.

Трамвай Tatra KT4DM на маршруте 10, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra KT4DM на маршруте 10, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

В 2009-2010 годах произошло некоторое изменение маршрутов: маршрут №6 объединили с №5, последний стал курсировать до Огнеупорной; маршрут №10 продлили до Школьной улицы, а по старой трассе запустили маршрут 10к, который через 3 года отменили; № 12 маршрут стал работать ежедневно круглый год. В 2011 году все СМЕ были расцеплены, которые вернулись лишь в 2017 году.

Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3К на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

В настоящий момент развития сети не происходит, идет только капитальный ремонт существующих линий. В то же время, надо отметить необычный факт: ижевская трамвайная система за весь 85-летний срок существования ни разу не подверглась сокращению сети. При этом до сих пор имеются планы по ее развитию, в том числе в район аэропорта, Александровский. К слову, стоит отметить, что практически вся сеть лежит на северо-востоке города.

Сейчас в городе функционирует безналичная оплата проезда, в том числе с технологией NFC.

Трамвай Tatra T3К на маршруте 8, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3К на маршруте 8, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

К слову, до сих пор в городе применяется цветовое различие маршрутов трамваев. Не так много городов в России, где эта традиция была сохранена. Правда, логика цветовой дифференциации местами трудноуловима: если маршруты с 1 по 7 имеют один цвет в окрасе (что еще можно понять), то маршрут 8 и 9 окрашены в 2 цвета. При этом маршрут 10 снова одноцветный. Далее, если рассудить логически, 11 тоже должен быть одноцветным за счет того, что две единицы, повторяющийся цвет. Но единый красный и так занят, посему он имеет рыже-огненный окрас, но ближе к красному. Маршрут 12 имеет красно-зеленое обозначение (1-красный, 2-зеленый).

Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

В 2020 году произошло еще одно немаловажное событие: в город стали поступать первые полностью низкопольные современные трамваи 71-911М «Львенок» в количестве 16 единиц. Сейчас они все базируются во 2 трамвайном депо. Правда, на них уже не отображается цветовая дифференциация маршрутов, но зато номера маршрутов с электронных табло видно издалека.

Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, Ижевск. Автор фото: Фандюшин Максим

Итак, в настоящий момент в городе имеется порядка 240 вагонов, из которых 190 в эксплуатации. Они работают по 11 маршрутам в городе. Окрас вагонов имеет обязательно красный цвет. Дополнительно вагоны окрашиваются либо в белый, либо в медовый цвет. Частым для трамваев явлением является обклейка разного рода рекламой, которой полностью покрывают кузов. Сейчас трамвайная система Ижевска по праву считается одной из лучших трамвайных систем в России. Надеюсь, она еще долгое время не будет сдавать своих позиций, и радовать своим развитием, как горожан, так и просто транспортных фанатов.

Троллейбус ЗиУ-682В [В00] на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-682В [В00] на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим

А мы, тем временем, переносимся назад в 60-е годы, где начинаются первые разработки проектов троллейбусной сети. Троллейбус в то время был также модным видом транспорта. Было принято решение интегрировать в транспортную систему Ижевска. Сеть начали готовить в 1966 году, а уже к 6 ноября 1968 года был готов парк, подвижной состав, инфраструктура, весь персонал обучен. В этот день торжественной обстановке в город вышли первые троллейбусы. Ими стали ЗиУ-5, которых город закупил в количестве более чем 30 единиц. Первый маршрут следовал от Буммаша (с противоположной стороны от трамвайного кольца) по Воткинскому шоссе, Удмуртской улице (ранее именованной Димитровской), Майской, Пушкинской, Советской улицам. Длина маршрута составила ровно 7,5 километров. В день в город выходило порядка 10-15 машин (позднее, маршрут продлили до Дома Печати). Год спустя была запущена линия по Советской улице, Воровской и Промышленной улицам, 40 Лет Победы и Первомайской. От Администрации Индустриального района был запущен маршрут №2, а также маршрут №3. К слову сказать, «Трешка» прожила очень недолгий срок – уже через пару лет маршрут закрыли. Вместо него в том же 1971 году запускают маршрут №4, который более чем на 90% дублирует трассу маршрута №3, при этом следует далее по улицам Воровского, Советской , далее трассой маршрута №1 до улице Буммашевской, на которую он сворачивал, следуя по ней, улицам Дзержинского, 9 Января, Ворошилова и до Автозавода. Маршрут весьма длинный и составляет более 18 километров. Для обслуживания маршрутов город закупает дополнительные троллейбусы ЗиУ-5.

Троллейбус ЗиУ-682В [В00] на маршруте 9. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-682В [В00] на маршруте 9. Автор фото: Фандюшин Максим

1970е годы – самые продуктивные в истории троллейбусной сети города. В 1973 году запускают маршрут №5 по новой линии до ул. Труда. В это же время стали закупать машины нового поколения – ЗиУ-682Б. К 1975 году была возведен очередной большой участок троллейбусной сети по улицам Карла Либкнехта, Максима Горького, Кирова, 30 Лет Победы, имени 50-летия ВЛКСМ, далее вокруг 2 микрорайона. Новый маршрут №6 проследовал туда от завода «Нефтемаш». В 1976 году открывают маршрут №7 от улицы Труда до Красной улицы (позднее, маршрут продлили до Восточного рынка с одновременным запуском № 7к, но в настоящий момент маршрут №7 работает по старой трассе). В конце 70-х в городе запустили еще один маршрут троллейбуса, связывающий Центр с Домом Моделей (№8). Далее примерно 6-7 лет сеть не менялась. Зато, с приходом 80-х годов, в город стали массово поступать троллейбусы ЗиУ-682В в различных модификациях вплоть до 1991 года.

Троллейбус БТЗ-52761Р на маршруте 9. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус БТЗ-52761Р на маршруте 9. Автор фото: Фандюшин Максим

Очередные изменения произошли в 1986 году. Во-первых, линия троллейбуса протянулась на юго-запад города по улицам Новоажимова и Клубной до поселка Машиностроителей, куда и был направлен маршрут №9 от городка Металлургов. Во-вторых, был запущен в эксплуатацию новый троллейбусный парк на пересечении Маяковской улицы и улицы Новоажимова.

Троллейбус ЗиУ-682В [В00] на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-682В [В00] на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим

От поселка Машиностроителей годом позднее запущен маршрут №10 до улицы Ворошилова, длина маршрута не сильно уступает «Четверке» и составляет около 18 км. Это был последний маршрут, открытый в СССР. Следующий маршрут возник в 1993 году. Маршрут №11 проследовал от 1 троллейбусного парка до Восточного рынка, работал он исключительно по выходным дням. В это же время начинают активно поставляться троллейбусы ЗиУ-682Г, которые, в различных вариациях, поставлялись до 2010 года. Более того, в это время в Ижевск поступает 14 сочлененных троллейбусов моделей ЗиУ-683В01 и ЗиУ-6205. В 1995-1996 году в город поступает 2 необычные для этого города машины: Nordtroll NTR-120MT. В 2007 году такие же 2 машины поступают из Кирова. Последняя была выведена из эксплуатации в 2016 году.

Троллейбус ЗиУ-683В01 на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-683В01 на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим

Помимо этого, в 1996 году открывают новый маршрут №12 от 1 троллейбусного парка до Дома моделей. Вместе с этим, примерно в то же время, запускается в новой вариации маршрут №3 от Нефтемаша, но теперь до улицы Труда, через Пушкинскую и Дзержинскую улицы. Правда, продержался он, как и предшественник, недолго и вскоре был закрыт. В 1997 был также закрыт маршрут троллейбуса №8. Одновременно с этим была и хорошая весть: в город поступила 1 машина ЗиУ-620520.

Троллейбус ЗиУ-683В01 на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-683В01 на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим

В 1999 году приходит редкая машина ВМЗ-273. Она работает в городе до сих пор, правда с очень переменным успехом. Из "редкостей" дополнительно в город пришли такие машины, как ТролЗа-5264.01 «Столица» в 2001 и ВЗТМ-5290 в 2004 годах. ВЗТМ-5284 поступили в город штучной партией в 2001 году.

В 2000 году в городе запускается новый маршрут №14 (а номер 13 тихонько обошли стороной) от улицы Труда до улицы Кузебая Герда.

Троллейбус ЗиУ-682Г-012 на маршруте 2. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-682Г-012 на маршруте 2. Автор фото: Фандюшин Максим

В 2005 году в город поступает 9 ВМЗ-5298-22, а также 2 ВМЗ-5298.01.

В 2006 году запускают маршрут №15 от Администрации Индустриального района до улицы Молодежной, эдакий альтернативный вариант маршрута №2. Но просуществовал он недолго – через 2 года его отменив, сославшись на наличие 100% дублера в лице пиковой вариации «Четверки» - 4д.

В 2008 году в город поступает 6 башкирских троллейбусов БТЗ-52761А. Через год отменяют маршрут №11. В 2010 году маршрут №5 меняет свою трассировку (через новый участок линии по улице 10 Лет Октября), но вскоре, отменяется из-за недостаточного количества водителей. В этом же году, в город приходит один троллейбус модели БТЗ-52767А. Это последний новый троллейбус, поступивший в город. Помимо этого, в город поступило 3 троллейбуса после серьезного капремонта: 2 ЗиУ-682 КР Ижевск и 1 ЗиУ-682 КР Иваново.

Троллейбус ВМЗ-5298-22 на маршруте 2. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ВМЗ-5298-22 на маршруте 2. Автор фото: Фандюшин Максим

В 2020 году были отстранены последние два ЗиУ-683, тем самым поставив точку в эксплуатации сочлененных троллейбусов в городе. Также, парки решили «подчистить» "калашный" ряд и списали весь долгостой, находящийся на их территории. В настоящий момент в городе насчитывается порядка 200 машин, из которых 190 в работе. В окрасе троллейбусов имеется преимущественно красный и белый цвета. При этом, красный иногда заменяется синим. Еще в Ижевске можно встретить троллейбусы в рекламе. Они разбавляют ряды "рогатых" цветовым разнообразием.

Троллейбус ВЗТМ-5284 на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ВЗТМ-5284 на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим

В качестве перспектив городом рассматривается строительство нескольких линий троллейбуса, связующих отдельные районы города. Также в «далеких перспективах» рассматривается возможность использования троллейбусов на автономном ходу для обслуживания отдельных микрорайонов без строительства новой инфраструктуры.

Пока что все это смутные проекты, при этом нет четких планов по обновлению подвижного состава в городе.

Троллейбус ЗиУ-682 КВР Ижевск на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-682 КВР Ижевск на маршруте 10. Автор фото: Фандюшин Максим

Подводя итог статье, хочется сказать, что транспорт Ижевска достаточно богат на различные виды транспорта. Важной деталью является нынешняя стоимость проезда на НОТе (на начало 2021 года) – 25 рублей, что является средним показателем по стране. Ижевск достаточно перспективен в плане транспорта, здесь есть, куда развиваться как автобусам, так и троллейбусам и трамваям, железной дороге и даже аэропорту. Транспорт в этом городе активно завязан друг на друге. Ухудшив одно "звено" может посыпаться иное, а то и вся цепь. Все это подтверждает лишь то, что транспортная система есть непрерывный процесс, который требует постоянного мониторинга и совершенствования не по-отдельности, а в совокупности всех элементов.

Троллейбус ЗиУ-682Г [Г00] на маршруте 6. Автор фото: Фандюшин Максим
Троллейбус ЗиУ-682Г [Г00] на маршруте 6. Автор фото: Фандюшин Максим

На этом все!

В следующей статье мы поговорим о перспективах транспорта в Москве на 2021 год.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Дополнительные источники: https://transphoto.org/city/139/, http://tranviaperm.narod.ru/izev/itroll.htm, http://tranviaperm.narod.ru/izev/ihist.htm