Найти тему
Селяне в школе

Проблемы с инклюзией в современной школе

В школе я работаю уже 7 лет, и всё это время в ней были ребята, которые требуют к себе особенного отношения. Их даже называли "особенными, солнечными детьми", с чем я был категорически не согласен. Именно с тех самых пор эти слова утратили для меня тот притягательный смысл, в котором помимо прямого значения, таились оттенки уникальности, незаурядности. Теперь, когда мне говорят, что в классе есть особенный ребенок, я не радуюсь. Я напрягаюсь.

Быть может, я скажу крамольную вещь, но подавляющее большинство педагогов не готовы работать с детьми ОВЗ. Конечно, в лоб вам этого никто не скажет, но у нас в школе есть классы, в которые учителя идут, как на каторгу. Перед уроком они нервно вздыхают в учительской, блуждая глазами по лицам коллег в поисках понимания, в поисках немого возгласа: "Держись там, дружище". После урока они приходят выжатые, как лимон, довольные собой и тем, что выстояли и сохранили свой разум в сохранности. Но вслух они в этом ни за что не сознаются.

Они буду рапортовать администрации об особенных образовательных успехах особенных ребят, будут улыбаться родителям и говорить, что их нисколько не напрягает работа с их детьми. И все будут думать, что в школе все отлично. Но учительская знает правду.

Вы думаете, что мы плохие? Думаете, что учителя растеряли былой профессионализм, морально пали, да и вообще ни капли не похожи на тех учителей, которые учили вас и ваших родителей? Тогда перечитайте еще раз статью заново и попробуйте заметить, что я ни разу не сказал, что кто-то из нас хоть раз отказался работать с такими детьми. Мы все понимаем: да, такие ребята должны ходить в школу вместе с другими, да их должны учить те же учителя. Вот только есть небольшая проблемка - учителя не умеют этого делать. Ну большая их часть.

Многие из нас получили еще советское образование, и никого не готовили к таким раскладам. Получая свой диплом, я и представить не мог, что столкнусь с подобным на работе - меня никто не предупредил. Работа с ребятами с ОВЗ требует особой подготовки, более глубокой, чем работа с остальными. И курсы повышения квалификации тут не помогут. Они как заплатка, пытающаяся остановить течь в дырявой лодке. И получается у нее так себе. Мы затеяли правое дело. Да, немного лукавим и лицемерим, но в целом все понимают, что по-другому быть не должно.

изображение: Freepik.com
изображение: Freepik.com

Мы ориентируемся на страны-лидеры в образовании, в этом нет ничего плохого. Мы переняли идеи, окей, наше общество только выиграет от этого. Но где соответствующее обеспечение? Где специалисты поддержи, где подготовка педагогов в университетах? Где глубокая переподготовка имеющихся кадров? Да, в последнее время ситуация улучшается, появляются психологи, логопеды и так далее. Но я по-прежнему вижу в себе дефицит навыков, который хочу ликвидировать. Не дистанционными курсами и не курсами в 36 часов. Я хочу, чтобы слова "особенный" и "солнечный" вызывали у меня теплые чувства, а не содрогание.

P.S. Не знал, где вставить свои пять копеек про слово "нормотипичный". Оно ужасно. Есть ближайший синоним "нейротипичный", используйте его, плиз.