Найти в Дзене
HR STEP

Как "продать" себя на собеседовании?

Здесь удобная навигация по всем моим статьям. ЖМИ!

Основная масса информации, которая связанна с HR, в интернете направлена на то, как бы научится писать продающее #резюме, потом хорошо преподнести себя на собеседовании и наконец получить долгожданный #offer. Люди проходят тренинги, обучающие успешному прохождению собеседований, читают литературу, статьи по теме, и что происходит?

При хорошем стечении обстоятельств человек в результате обучения имеет навык преподносить свои сильные качества на собеседовании, не зажиматься и вести себя естественно. А разве тут вообще может быть плохое стечение обстоятельств? Ведь кандидат молодец, трудяга, старался развить в себе навык прохождения собеседований, выходил из зоны комфорта… Действительно у такого эффекта есть обратная сторона медали: многие начинают этим пользоваться. И скорее учатся актерскому мастерству, нежели навыкам хорошего работника. Что это значит?

Человек на собеседовании продаёт не себя, а придуманный именно для интервью образ.

Этот образ может быть настолько отполирован, что кажется очень успешным. Но быть в образе долго (ну хотя бы полгода-год) ежедневно – этому на тренингах не учат, поэтому из «идеального кандидата» вырывается, к сожалению, НЕ идеальный работник. И всё бы ничего, если бы не ложные ожидания, которые сложились у работодателя еще на собеседовании.

Я ни в коем случае не призываю вас отказаться от самообучения в навыке прохождения собеседования, это очень полезно: тут вы можете познать себя, подумать, почему вы переживаете, когда идете на собеседование, постараться проанализировать свой стресс и начать работать с ним. Но не пытайтесь создавать образ (хотя я верю, что часто это происходит непроизвольно), оставайтесь собой, не стесняйтесь своих недостатков. Все эти шутки про: «Назовите ваши слабы стороны?» и ответы типа: «Я дотошный и люблю проверять всё до мелочей» - уже порядком поднадоели. Переводить ваши сильные стороны в завуалированно слабые, на мой взгляд, уже скучно, неинтересно, а иногда и смешно в процессе собеседования.

Любое #собеседование – это двусторонняя продажа. Вы продаете себя работодателю, объясняя, почему вы лучше, чем 10 кандидатов до вас. А он продаёт свою компанию вам, так же объясняя, почему вам нужно сделать выбор именно в их пользу.

Так вот представьте простой пример: вы выбираете кофемашину. Хотите самую лучшую, долго смотрите характеристики, потом читаете отзывы, наконец вы уверенны в своём выборе, берете ее. И… спустя 2 месяца она ломается. Разочарование? Не то слово! Вы же так долго старались, тратили время, изучали вопрос не для того, чтобы через 2 месяца повторить заново процедуру. Но есть и другой вариант, когда вы ищете кофемашину, нашли уже идеальную для себя, да и друзья ее советуют, отзывы в основном положительные, но есть и пара резко отрицательных (а может кому-то не понравился цвет или размер). Что, думаете? Ну, конечно, вы проверить все более тщательно и скорее всего возьмете ее, несмотря на отзывы. И даже, скорее всего, она проработает у вас много-много лет без нареканий.

Представьте, что кофемашина – это кандидат на собеседовании. Да, может быть, он не режет глаз своей идеальностью, но зато он настоящий, видны его некоторые недостатки, но они вам в работе скорее всего и не будут мешать. Будьте собой на собеседовании, не пытайтесь создать идеальный образ себя. Вам потом работать в этом коллективе, а не вашей идеальной картинке!