Всем привет!
Ижевск – столица республики Удмуртия, город, входящий в ТОП-20 по численности населения в России. Населенный пункт с богатой историей, воздвигнут в 1760 году, хотя о первых поселениях в здешних краях известно аж с 3 века нашей эры. Статус города он получил лишь в 1918 году. Ижевск насыщен своей промышленностью, научно-образовательным и культурным сектором.
Любому крупному городу полагается хорошо развитая транспортная сеть и Ижевск не исключение. О ней мы и поговорим в серии из двух статей.
В данном городе есть как сеть внутригородского, так и внешнего транспорта. К городскому можно отнести такие виды, как: автобусы (в лице муниципального перевозчика, автобусов частных компаний и «маршруток»), трамваи и троллейбусы (согласно хронологическому порядку появления в городе). Помимо них, есть еще такси, но информацию о них в данной статье я опущу. Ко внешнему транспорту можно отнести воздушный транспорт (аэропорт), железнодорожный транспорт (ж/д вокзал), автобусный (автовокзал) и речной транспорт (причал) . В первой части я затрону внешний транспорт и автобусы. Во второй части поговорим о городском электротранспорте Ижевска.
Итак, перенесемся в XIX век. Царская Россия, поселок Ижевского завода (так раньше назывался Ижевск). Идет активное строительство железнодорожной линии Воткинск – Агрыз. В 1862 году город получает Увинский вокзал, который позднее, уже в XX веке переименовывается в Казанский вокзал. Располагается он в южной части города. На этом месте он принимал пассажиров вплоть до 1954 года, когда, примерно в километре по линии, было открыто здание современного вокзала города Ижевск. Старое же осталось функционировать исключительно под грузовую работу, так как для пассажирской работы он стал крайне неудобен из-за очень узких и коротких платформ. Позднее, была воздвигнута пристройка пригородного вокзала. В начале 90-х годов линию к городу электрифицировали, а в период с 2003 по 2009 «новый» вокзал проходил полную реконструкцию. Сейчас по линиям железной дороги из города можно попасть в более чем 12 городов России (это если считать только конечные пункты поездов дальнего следования, проходящих через Ижевск или стартующих из него). Также, в городе имеется сеть пригородных поездов. Они следуют до таких конечных пунктов как: Сайгатка, Янаул, Кизнер, Красноуфимск, Нижнекамск и даже Казань. В среднем курсирует по 1-2 поезда в каждом из направлений.
(К сожалению, серии фотографий с внешним транспортом не оказалось, порадуемся разнообразию автобусов в городе.)
Говоря о внешнем транспорте, стоит сказать и о местном аэропорте. Современный аэропорт был открыт в 1974 году. С момента открытия, его непосредственным предназначением является осуществление внутренних пассажиро- и грузоперевозок. В конце 90-х начиналось строительство международного терминала, но оно до сих пор не завершено: недостаток финансирования, заморозка проекта и т.д. Тем не менее, воздушным транспортом можно попасть в такие города как: Москва, Санкт—Петербург, Самара, Уфа, Краснодар, Нижневартовск, Сочи, Анапа, Симферополь. Возможно, в скором времени удастся достроить международный терминал, что позволит осуществлять зарубежные полеты из Ижевска.
Не стоит также забывать о системе межмуниципальных и межрегиональных маршрутов автобуса, присущих городу. В Ижевске имеется свой Центральный автовокзал, откуда можно попасть в бесчисленное количество поселений региона с помощью межмуниципальных маршрутов, а также в более чем 14 регионов на межрегиональных автобусах.
Еще один вид транспорта имеется в Ижевске. Он представлен самым малочисленным количеством маршрутов, тем не менее, такой же важный, как и остальные виды. По реке Иж и Ижевскому пруду от причала Ижевск в навигационный период (в данном случае с июня по октябрь) курсируют суда до причала Воложка по регулярному водному маршруту. Маршрут длиной 12 километров, стоимость проезда до 130 рублей. Суда совершают дополнительные 2 остановки по пути. В день по маршруту осуществляется 8 рейсов.
А теперь снова перенесемся в конец 20-х – начало 30-х годов XX века. В Ижевске активно развивается промышленность и культура. Открываются новые фабрики, филармонии, музеи, школы и даже университеты. Город расширяется по площадям как на дрожжах. Извозчики не справляются с потоком пассажиров. В городе возникает нужда в создании нечто большего, чем такой, столь неудобный способ перемещения. Тогда начали задумываться о создании сети более прогрессивного вида общественного транспорта. Однако, это требовало и развитие улично-дорожной сети (например, замостить больше улиц для перемещения транспорта). Тем не менее, работы в направлении этой отрасли городского развития стартовали, и уже 8 июня 1932 года состоялся торжественный запуск первого автобусного маршрута в Ижевске. Он представлял собой кольцо между Казанским вокзалом и улицей Кирова. На маршруте курсировало 2 автобуса ГАЗ-03-30. Конечно, этого мало, и они были забиты постоянно, но это был огромный шаг для города. Уже через пару лет было закуплено 3 дополнительных ГАЗа, что позволило запустить первый пригородный маршрут до Чепца. Все это время в городе шло строительство парка для хранения и обслуживания этих машин, число которых продолжало постепенно расти. Через 5 лет после запуска первого маршрута, у автобусов появился «дом» - гараж возле железнодорожного вокзала. В то же время в городе появляется другой вид транспорта – трамваи.
В годы Великой Отечественной войны изрядная доля автопарка ушла на фронт, акцент пал на трамвай, а автобусы, скорее, осуществляли поддержку, да и то, весьма посредственную, так как их число снизилось до минимума. После войны автомобильная отрасль долго не могла оправиться. Но города отстраивались, в Ижевске продолжали открываться новые и развиваться существующие заводы. Если численность населения в 1932 году составляла 100000 человек, то к началу 50-х, численность возросла вдвое. Поэтому первые масштабные закупки автобусов начали производиться лишь после окончания 40-х годов.
Так, в начале 50-х город закупил новые автобусы ЗиС-155, которые стали возить пассажиров по пяти видоизмененным маршрутам. За 50-е годы количество машин увеличилось в разы. Это была чуть ли не единственная модель автобуса на все ближайшее десятилетие.
В начале 70-х строится новый парк для машин, так как старый уже не вмещал нужное число автобусов. В это время в городе появляются самые разнообразные модели автобусов: начиная классическими «Луноходами» - ЛиАЗ-677, заканчивая венгерскими сочлененными автобусами Ikarus-180, а также новыми по тем временам автобусами "второго поколения" - Ikarus-260.
В 80-е продолжили приходить новые Икарусы, в том числе на замену старых сочлененных автобусов поступали более новые Ikarus-280, а также новые модификации ЛиАЗы-677. Помимо них в город приходили небольшими партиями львовские автобусы ЛАЗ-695, работавшие в основном на пригородных маршрутах. Все ЛАЗ-ы были списаны к 2005 году. В 1990 и 1991 году в город продолжала поступать венгерская продукция, к вышеперечисленным моделям добавилась небольшая партия из автобусов Ikarus-263. К слову сказать, в лучшие времена численность сочлененных автобусов Ikarus-280 составляла чуть больше 30 единиц. Последние «венгры-гармошки» покинули Ижевск в 2010 году. В постсоветские годы новых автобусов как таковой не поступало. Лишь с наступлением 21 века, в период с 2000 по 2002 в Ижевск стали поступать новые машины - 30 автобусов Волжанин-5270-10-02. Все они отработали свой 10-15 летний срок и были списаны в 2014-2016 годах. В начале 2010-х из города ушли последние Икарусы и ЛиАЗы-677. В город поступили новые автобусы НефАЗ-5299, ЛиАЗ-5256, полунизкопольные МАЗ-103 и первые "низкопольники" на газомоторном топливе ЛиАЗ-5292.67.
Также в городе курсируют автобусы особо большого класса – МАЗ-105, правда, не в столь большом количестве, в котором были в 80-х годах - всего 6 единиц. На конец 2020 года в городе функционирует один муниципальный перевозчик ИПОПАТ, в котором сосредоточена большая часть автобусов (порядка 360 единиц) и маршрутов, а также несколько частных компаний, одна из которых обслуживает автобусы большой вместимости (на автобусах корейского производства), остальные владеют машинами малого класса. Всего в городе действует 38 маршрутов, 8 из них обслуживаются частными компаниями. Последние новые автобусы поступили в город в 2017 году, за исключением 1 машины (Volgabus-5270.GH), пришедшей в 2018 году. Стоит отметить, что большая часть автобусного парка в настоящий момент представлена автобусами НефАЗ-5299 различных модификаций. К слову, у ижевских автобусов очень интересный и запоминающийся окрас : желтый, с черной юбкой и красной полосой. Весьма простой и запоминающийся. Срок эксплуатации некоторых автобусов уже подходит к концу. Вероятно, жителям Ижевска в скором времени можно ожидать поступления очередной партии новых низкопольных автобусов (например, по программе "Безопасные и качественные дороги").
Продолжение следует....
Конец части 1.
На этом всё!
В следующей статье я продолжу рассказывать о транспортной системе Ижевска.
Спасибо за внимание, до новых встреч!