Для тех, кто собирается поступать на актера, важно понимать какие требования предъявляются к уровню актерских способностей. Есть характеристики пригодные для объективных оценок — речь, пластика, хореографические данные, все, что так или иначе можно отнести к «физике». Но имея дело с актерами, мы должны всегда судить о их психофизике. Через общение можно определить примерный темперамент человека, его начитанность, общую образованность, умение логично мыслить и доносить свое мнение до окружающих. Понятно, что если человек косноязычен и двух слова связать не может, шансы поступить у него нулевые.
В то же время главная характеристика актера - это более чем абстрактная величина. Она достаточно объективна, ее сразу замечает как профессионал, так и сторонний зритель. Поясню о чем речь.
В свое время слышал историю, когда Станиславского спросили, что самое главное в актере? Он ответил: обаяние.
Нужно сразу уточнить, что речь идет о сценическом обаянии. Когда им человек обладает, он способен привлекать внимание уже одним присутствием на сцене. Перед публикой может стоять с десяток артистов, что-то делать, активно взаимодействовать, но появляется этот обаятельный талант, и все зрители смотрят только на него.
Сценическое обаяние это то качество, которое невозможно наработать. Оно либо есть, либо его нет. Интересно, что в жизни эти поцелованные свыше артисты могут вести себя крайне посредственно, порой даже пошло и бескультурно. У нас в театре была, к примеру, очень талантливая артистка Нина (имя изменено). За минуту до выхода к зрителю Нина могла позволить себе забористые высказывания, обсуждение грязных тем и вульгарное поведение. Но стоило ей оказаться на сцене и, к примеру, начать петь романс на стихи Пастернака, зрители проникались до глубины души. На сцене происходило чудо в силу того, что Нина имело то самое обаяние.
Мастера курсов стремятся набрать студентов не лишенных главного актерского качества. Также они прекрасно знают, что чем сильнее обаяние у актера, тем подчас он ленивее и безалабернее. То, что другие студенты добиваются потом и кровью, талантливые делают не напрягаясь. Забегая вперед стоит заметить, что настоящими звездами становятся таланты с большим трудолюбием и культурным бэкграундом. Это редчайшее сочетание, которое объясняет современный дефицит на больших мастеров.
И хочу еще раз подчеркнуть, если у вас нет сценического обаяния, либо оно очень слабое, никакой труд вам его не компенсирует. Со мной бок о бок училось с десяток средних по таланту студентов, которые как говорится, носом землю рыли, пытаясь добиться успехов в актерском мастерстве. Они боялись лишний раз оступиться, поскольку знали, что легко вылетят с курса. Были и персонажи объективно талантливые. Они вели себя порой как полные раздолбаи, могли позволить себе прогуливать пары, опаздывать на занятия, что считалось серьезными проступками. Разумеется, им все прощалось.
Когда приходила пора распределения ролей для учебных спектаклей (а потом и репертуарных) талантливые «раздолбаи» получали главные роли. Тем же, кто старался изо всех сил, доставалось «кушать подано» и подтанцовка в массовке. Эта несправедливость была причиной многих закулисных конфликтов, подкрепленных завистью и ревностью. Если вы не уверены в своем безоговорочном таланте, будьте готовы вкусить эту несправедливость сполна. А если уверены, отведаете самой что ни на есть черной зависти. Таковы издержки актерской профессии, ничего не поделаешь.
Продолжение:
Тем, кто не читает, в актерах делать нечего. Как поступить на актера. Часть 7
Предыдущая часть:
Часть 5. Сколько зарабатывают актеры
Часть 4. Куда поступать на актера? Выбор ВУЗа
Часть 3. Куда поступать на актера? Питер или Москва
Часть 2. Куда поступать на актера?