Продолжаем тему торговли в несетевых магазинах, которые пытаются выжить в нещадных условиях конкуренции с сетевиками и в попытке соблюсти хотя бы какие-нибудь законы, предписываемые розничной торговле Роспотребнадзором. Трудности исполнения предписаний и регламентаций маленьким магазином посвящается этот пост.
Прежде всего уясним, что сетевые магазины, принадлежащие крупному ритейлу, имеют несколько иную целевую аудиторию, ассортимент, выкладку, сервис и возможности работы с поставщиками, чем мелкая розница. У ритейла гораздо выше наценки, а значит возможность использования скидок и дисконтных карт. Здесь гораздо шире ассортимент и предложение, лучше условия обслуживания.
Исходя из вышеизложенного имеем: несетевая торговля либо должна предложить еще более лучшие условия и ассортимент, либо работать в нише, не занятой сетевыми магазинами. Задача в принципе невыполнимая. Но только в принципе.
Предложить более широкий ассортимент, чем в ритейле, задача непосильная. А вот расширить какую-либо группу товаров, увеличив номенклатуру и установив конкурентные цены вполне возможно. Многие производители пошли по такому пути и открыли собственные магазины, где помимо широчайшего ассортимента своей продукции, продвигают и изделия других заводов.
Но мы сегодня о другом, о тех рудиментах палаточно-ларькового бизнеса, который достался нам от славных 90-х, прекрасного времени начального накопления капитала. О тех магазинчиках, где ассортимент не меняется годами и укладывается в триединое "хлеб, курево и пойло". Именно им необходимо искать нишу, неприкрытую ритейлом. Сегодня это, в первую очередь, ночная торговля.
Исходя из простой логики, все прекрасно понимают, что за хлебом в ночной лабаз побегут в последнюю очередь. Пачка молочка и печенюшка тоже не очень полуночный товар. Ясно, что продаваться будет спиртное, а это нарушение федерального закона. Но для данного магазина это единственная возможность пополнить суточную кассу и заработать хоть что-то, чтобы покрыть расходы. Естественно, делается это от безысходности, а не от жгучего желания нарушить закон (во всяком случае, я склонен так считать, ни в коей мере не оправдывая такое поведение).
Продажа алкогольной продукции после 22.00 влечет за собой следующее нарушение: неиспользование онлайн-кассы, так как провести через нее продажу алкоголя в это время невозможно. Значит невозможна оплата картой, потому что эквайринг завязан на кассу. Следовательно, только наличка и только не учтенная ЕГАИСом продукция. Представляете, сколько штрафов можно огрести за продажу 1(одной) бутылки пива после десяти вечера?
Ну это, конечно, страшное нарушение и многие на него могут не пойти просто из чувства самосохранения. И вот тут вступают в действие новые правила торговли, выполнить которые не представляется возможным. Поехали по пунктам:
Запрещена продажа продуктов с истекшим сроком годности - такая продукция должна быть изъята из торгового зала и размещена отдельно от продукции, предназначенной для продажи. За просрочкой и так обычно следят, но у многих магазинчиков нет дополнительного помещения для такой продукции.
Запрещено продавать негерметичные, деформированные консервы и банки, которые обладают признаками бомбажа и микробиологической порчи, позеленевшие клубни картофеля, повторно размороженная и замороженная продукция, яйца с загрязненной скорлупой и другими дефектами, утиные и гусиные яйца, а также бахчевые культуры по частям и с надрезами.
Вот под этот запрет легко подпадают не только маленькие магазинчики, но и весь ритейл, у которого можно найти и зеленую картошку и трижды размороженную семгу. Про яйца я уже и не вспоминаю. Утиные и гусиные и так продавать никто не собирается. Арбузы тоже никто не режет, хотя в Европе это обычная практика - продавать их половинками и даже четвертинками.
Также в торговых объектах не допускаются: взвешивание продавцом на весах пищевой продукции, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки, без упаковки; продажа яиц в отделах, реализующих не упакованную производителем пищевую продукцию, готовую к употреблению; упаковывание пищевой продукции под вакуумом.
Как не нарушить данное требование, если весовое печенье это основной товар из хлебо-булочных изделий? А рыба, соленая, сушеная и замороженная? Ну замороженная, допустим, обработается. А селедка из ведра? Хамса по сезону. А хлеб, который привозят неупакованным? И куда деть яйца, если отдел, в котором они реализуются, один на весь магазин? И откуда в маленьком магазинчике вакууматор и что им упаковывать?
Согласно новым правилам, работники, занятые в хранении, перевозке и реализацией пищевой продукции, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Ну здесь не поспоришь, можно и осмотреться, тем более, что необходимо это делать не так часто. И, пожалуй, это единственное предписание, которое можно выполнить.
Вывод прост: каждый второй магазин должен закрыться с 1 января этого года, либо работать заведомо с нарушениями.
Удачных покупок Вам, сограждане!