"Заключение межнациональных браков и образование национально-смешанных семей — наиболее яркое проявление процесса межэтнического сближения народов на территории СССР. Численность межэтнических браков и семей начала существенно расти с середины 60-х годов, достигла пика в первой половине 70-х годов. К 1980-м 15% семей СССР включала людей разных национальностей (Межнациональные браки в СССР. Сусоколов,1987).
В городах, с подобными браками были знакомы давно, но сельская глубинка, на мой взгляд, близко познакомилась с таким явлением и его "приняла" лишь после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Два ближайших примера таких браков, известных автору, были связаны с возвращением бывших командиров с "полевыми" жёнами на татарскую родину. Оба командира, были татарской национальности, оба привезли с собой жён (русскую и украинку). Бывшие законные жена и невеста (татарки), оказались не у дел, и были оставлены (жена, к тому же, с малолетними детьми) — что поделать, война, любовь...
Очевидно, первое знакомство с межнациональными браками конца 1940-х для сельских местностей, где подобное случалось крайне редко, было наполнено трагизмом — как для брачующихся, так и для поколений детей и внуков, которые не простили своих дедов за "предательства" бабушек, ставших для них чужими женщинами.
Видя глаза женщины, полные горьких слез, понимаешь всю реальность и трагизм подобных историй.
Рассказчица этой истории, — татарка, Сария Шамилевна (1956 г.р.), дочь татарина и русской.
Далее, от её имени.
"Мой отец ушёл на фронт как и многие с самого начала войны, был грамотным, что стало поводом для назначения его командиром... "
"... Как воевал и встретил нашу маму, — он рассказывать не любил, тем более, об отношениях с женщинами на фронте. Мы знали, что он до войны имел другую семью. После войны, вернувшись в родное село с нашей мамой (полевой женой — прим.), он не был принят родными, — первая жена его выгнала, несмотря на то, что ждала".
Напрашивается вопрос, какой-такой повод был, чтобы вести новую "жену" к старой? Непонятно, на что рассчитывал Шамиль.
Первую, — законную жену наш герой бросил, с новой "полевой", — стал жить да поживать. А, чтобы не было больно, —поселился в соседнем селе, поближе к родным.
Напомню, новая жена была русской. Шамиль тосковал по детям из первого брака, но это такое обычное явление, что совсем не удивительно.
Новая жена родит ему ещё троих детей, итого — 6 детей было у Шамиля...
Шамиль не думал, что коммунизм в его жизни наступит очень быстро. Он утешал себя, вкалывая на тракторе, и регулярно перевыполняя планы NN пятилетки, читал об интернационализме, о дружбе народов. Он, как и прежде, не мог себя простить за двойное, нет, — тройное предательство: жены, детей и веры. Последний пункт предательства был самым болезненным, — он женился на русской, его отец и мать упрекали его за это, а он не мог найти слов в свое оправдание. При всякой встрече, они кололи его этим, в итоге Шамиль озлобился и стал избегать встреч с родными и бить свою "Маржу" (русскую жену).
"Мама была не против, что мы учили татарский язык, — в школе и дома с отцом, говорили... — вспоминает Сария Шамилевна, — отец радовался нашим успехам, но религиозными мы стали только после его смерти, в 1990-х. Тогда уже не было отца и нашей русской мамы, которая по паспорту была Екатериной Ивановной, а в селе — Катя-апой"
"... Тогда, в 90-х, я решила встретиться со сводными братьями — детьми отца от первого брака. Они были очень рассержены, но потом приняли нас. Обида их матери не стала препятствием для дружбы, когда они поняли, что дети от новой жены не стали русскими".
Женщины из татарок тоже воевали, шли на фронт добровольно, комсомолки, — что сказать. С одной я была знакома лично — жили в соседних квартирах. Нажия-апай была бабушкой нетипичной. Было видно, что она не классическая "абика", которая заморочена на домохозяйстве!
Однажды, когда я посетила её квартиру, она побежала открывать форточку в кухне, ругая сына который, якобы, накурил. Но позднее, стало ясно, что курила она сама, по старой фронтовой привычке, — "Беломор". В коридоре на плечиках, висел пиджак с орденами и медалями, — так я узнала, что моя соседка Нажия Камилевна зенитчица, феминистка и комсомолка, под давлением выданная замуж за "своего парня" сразу после прибытия с фронта заботливыми родителями, которые боялись, что "найду себе урыса или чеваша..."
А вы, встречали когда-нибудь более ранние многонациональные пары, помимо семидесятников?
Возможно, вас заинтересует публикация "Татарка и поволжский немец" по ссылке >>