Будучи по делам в районе Курской, решили пройтись вдоль набережной Яузы. Прошли через Таможенный мост и шли вдоль реки. За железнодорожным мостом на крутом склоне открылась крепостная стена…
Это же Спасо-Андроников монастырь!
Когда в студенческие годы в читальном зале библиотеки я читал книгу «Житие протопопа Аввакума», запомнил, что он сидел здесь в подземелье, закованный в цепи.
Сейчас несколько эпизодов, на которые я сегодня взгляну с очень необычного ракурса. Только сейчас понял их глубокий смысл, который актуален в жизни каждого из нас в нынешнее время и в нынешней жизненной ситуации. Об этом уже во второй части этой статьи.
Что здесь сейчас? Сейчас здесь и монастырь, и МУЗЕЙ АНДРЕЯ РУБЛЁВА.
Это одно из старейших каменных сооружений Москвы, которое стояло на высоком холме у реки и лежало на перепутье двух оживленных дорог. Одна вела на восток во Владимир и Нижний Новгород, другая на юг в Коломну, Рязань и в Золотую орду.
Поэтому монастырь был здесь одной из ключевых московских крепостей.
После победы на Куликовом поле, войска Дмитрия Донского проходили мимо монастыря. Здесь были похоронены павшие в сражении.
Посмотрите на фотографии, на которых есть и Спасский собор, построенный уже в камне в начале 15 века. Росписи в нём делал знаменитый Андрей Рублев.
А вот в 1653 г. монастырь стал местом заточения протопопа Аввакума перед ссылкой его в Сибирь.
Вот как Аввакум описывает в ПЕРВОЙ КНИГЕ МЕМУАРОВ российской истории это пребывание (постарался перевести на понятный язык!):
«Также меня взяли от всенощной Борис Нелединской со стрельцами;
человек со мною с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриаршем дворе на цепь посадили ночью.
Когда ж рассветало в воскресный день, посадили меня на телегу, и в цепях везли до Андроньева монастыря и тут на цепи кинули в темное подземелье, и сидел три дни, ни ел, ни пил.
Во тьме сидя на цепи, кланялся в молитве, не знаю — на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и блох довольно.
Было же в третий день событие. Очень хотелось есть, — и после вечерни стал предо мною, не ведаю — ангел или человек. По настоящее время не знаю.
Только в потемках молитву сотворил. Он, взяв меня за плечо, с цепью к лавке привел и посадил, и ложку в руки дал, и хлебца немножко, и щей дал похлебать. Очень вкусны, хороши!
Сказал мне: «Испытания к твоему укреплению!»
Да и не стало его. Двери не отворялись, а его не стало! Дивно только если человек. А если ангел? Нечему удивляться — для него нет препятствий.
На утро архимандрит с братией пришли и вывели меня. Журят мне, что патриарху не покорился, а я от писания их браню да лаю.
Сняли большую цепь да малую наложили. Отдали чернцу под начало, велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и за цепь дёргают, и в глаза плюют.
Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукаваго. Сидел тут я четыре недели».
В истории подвижничества Аввакума на меня произвела его искренность. Он прямо и открыто говорит не только о подвигах своей веры, но и о своей слабости.
Когда Алексей Михайлович решил вернуть мятежного в Москву, тот по дороге опечалился о судьбе своей семьи и говорит жене:
- Что делать? Проповедаю ли слово божие или скроюся где? Зима еретическая на дворе; говорить ли мне или молчать? — связали вы меня!
Она же мне говорит:
- Я тебя с детьми благословляю: дерзай проповедати слово божие по-прежнему, а о нас не тужи, покуда Бог изволит, живем вместе; а когда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай; силен Христос и нас не покинут! Поди, поди в церковь, Петрович,— обличай блудню».
Попытка царя Алексея Михайловича договориться с непреклонным протопопом не получилось – не принял он реформ Никона. Хотя после ссылки Никона, у царя были виды на Аввакума, в виду его авторитета в церковных кругах. Думаю, Алексей Михайлович уважал священника за то, что он мог ему высказать своё мнение не только наедине, но и привселюдно.
Какой ФЕНОМЕН меня и увлёк во всей этой истории.
Что именно?
В своё время меня поразило то, что Аввакум прожил в Пустозёрской земляной тюрьме – а это СЕВЕР! - 14 лет на ХЛЕБЕ и ВОДЕ.
Не смирился и вместе со своими ближайшими сподвижниками были сожжены 24 (по другим данным 14) апреля 1682 г. Ему был 61 год.
Похожая история подвижничества была не редкость. В своё время такой же путь прошёл в Святогорской Лавре, которую я посещал несколько раз, преподобный Иоанн.
Он прожил в великой схиме 17 лет уже в очень пожилом возрасте.
Спал он в открытом деревянном гробу. Пещера его была маленькой и холодной, угол её отвалился и оттуда попадал не только свет, но и зимняя стужа.
Подвижник носил вериги (тяжёлые цепи) и власяницу. Места крепления цепей постоянно кровоточили.
Это не исключительные случаи. Подвиги как раз являлись базой для возникновения и утверждения любой религии.
Сейчас давайте разберемся – ОТКУДА взялись у этих людей эти исключительные силы?
Ответ очевидный. Да, это искренняя ВЕРА.
Всё же…
Мне показалось значимой их УВЕРЕННОСТЬ В СВОЕЙ ПРАВОТЕ.
Протопоп Аввакум отстаивал правоту своей веры, воспринимал себя как ХРАНИТЕЛЯ проповеди Исуса. В этом его убеждали те чудеса, которые сопровождали его в жизни.
Преподобный Иоанн ушёл в великую схиму тоже в своей правоте (о которой говорил экскурсовод), хотя в это время в церкви уже действовало высокое предписание монахам не разрешать такое служение.
Какой практический смысл мы можем извлечь из этих историй людей воистину СВЯТЫХ?
Они не болтались в системе координат принятия решений.
Каким образом можно охарактеризовать их личность?
Непоколебимость.
Недавно просматривал очередные рекомендации по управлению своей психоэмоциональной сферой от Тейлора Дж. М. «Я есть — и в этом сила. Встать на путь просветленного общения».
Подумал:
Мы сейчас столько усилий предпринимаем только для того, чтобы как-то себя почувствовать и осознать в БУРНОМ ПОТОКЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ. Нас несет как лепесточки этот поток – информационный, психоэмоциональный, событийный.
Тейлор даёт технику, как высвободить себя из этого довлеющего потока в самом его эпическом водовороте – в аэропорту. Это сохранение состояния нейтральности.
Каким образом? По сути, прочувствовать в себе НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ. Он пишет о своём состоянии: «меня словно окутывает огромное облако спокойствия и уверенности».
По сути, и Гурджиев своими практиками также как раз и нарабатывал у человека арсенал стойкости к любым вызовам.
Поразительно, - давайте просто остановимся и задумаемся: нам нужны титанические усилия, чтобы наработать в себе "элементарную" уверенность в себе. Не иллюзию, а СИЛИЩУ, которой полны и наше физическое тело, и нервные структуры, и наша психика. Всё работает в едином вселенском ритме!
Что даёт такая уверенность человеку?
Он становится способен противостоять СТРАХАМ.
Собственно, модель управления человеческим сообществом как раз и базируется на внедрение в индивидуальное сознание как можно большего количества СТРАХОВ – так сказать, вирусное отравление психоэмоциональной сферы.
И с этой точки зрения ФЕНОМЕН Аввакума как раз и состоит в том, что он отстаивает традиционную ВЕРУ без насилия и страхов. По сути, покушаясь на ОСНОВЫ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ.
Вслушиваемся в эти слова Аввакума вновь и вновь:
«Христос не приказал нашим апостолом так учить, чтобы огнем, да кнутом, да виселицей в веру приводить. Но господь говорил апостолам: «идите в мир, проповедуйте Евангелие. Кто веру имеет - спасен будет»
Волею зовет Христос, а не приказал апостолом не покоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать. Татарской бог Магомет написал в своих
книгах: «не покоряющихся нашему преданию и закону
повелеваем главы их мечем отрубить». А наш Христос ученикам своим никогда так не повелел».
Наверное, по этой причине уже царь Федор Алексеевич, понимая опасность такого свободомыслия, и, не имея личного отношения к Аввакуму, повелел его казнить.
Да, за сотни лет система управления людьми становится всё более изощрённой, но своей СУТИ от этого не меняет.
Что мы СЕЙЧАС можем противопоставить прививаемым нам СТРАХАМ?
Уверенность в себе.
НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ.
А теперь немного физиологии.
То, что мы считаем страхом, и что есть СТРАХ на самом в деле в нашем организме – это разные вещи.
Возрастные изменения – это истощение и ограничение движения и дыхания внутренних органов.
Создаются условия для активации примитивных рефлексов выживания (Моро и СПР). Это остановка движения в зоне ниже пупка и хаотизация движения в зоне выше.
Вегетативная нервная система перестаёт «видеть» наиболее «слабые зоны» и перегружает для стабилизации положения «сильные».
Так возникают ДИСБАЛАНСЫ на уровне органов и систем организма.
ВСЁ, СТРАХ уже имеет фундамент в теле, чтобы там обосноваться надолго, если не навсегда.
ВСЁ, СТРАХ уже вырастил себе ИНФРАСТРУКТУРУ в теле.
Теперь достаточно на простуду одеть корону так, чтобы человек ПОВЕРИЛ, и сразу активируется РЕФЛЕКС выживания. На страхи реагирует эндодерма.
На страх смерти (невозможность дышать)- лёгкие.
На страх смерти (невозможность получить пищу) – печень.
На страх смерти (оказаться в чуждой среде) – почки.
Индивидуальные интерпретации этих страхов невероятно многообразны. Именно так простуда с короной превращается в воспаление лёгких. Это просто пример, как это работает.
Как сформировать в своей жизни и своём внутреннем мире вот эту непоколебимость? Не по команде, а по своей Сути.
Об этом и пишем на этом канале.
Первый шаг лучше сделать с разбора понятия о жизненной энергии. Это не то, что идёт от солнышка, а то, что идёт от сердца. Хотя до него от первой статьи "Орган, который дарит жизнь. Как развить его способности?" путь довольно замысловатый и увлекательный.
Приглашаем к путешествию!